Медиановости

26 июня 2025 10:42

Соцсети наступают, а люди бегут от новостей

Соцсети наступают, а люди бегут от новостейФото: сгенерировано нейросетью GigaChat

Оксфордский институт Reuters по изучению журналистики (RISJ) выпустил Digital News Report 2025 – ежегодный отчет о потреблении цифровых новостей. RISJ публикует подобные доклады начиная с 2012 года. В этот раз исследования были проведены в 48 странах. На вопросы ученых ответили около 100 000 человек, потребляющих новости в сети. В России исследования не проводились, но выводы экспертов по различным трендам весьма актуальны и для отечественных реалий. Лениздат попросил экспертов прокомментировать основные тезисы доклада RISJ.

 

Профессиональные медиа теряют аудиторию

Один из главных составителей доклада – Ник Ньюман, известный как создатель на рубеже веков сайта BBC. Ныне он ведущий сотрудник RISJ. Ньюман отмечает, что на фоне глобальных катаклизмов, которые испытывает человечество в последние годы, можно было бы ожидать серьезного повышения спроса на аналитическую журналистику профессиональных СМИ. Однако реальность совсем иная. В большинстве из 48 стран, где проводились исследования для Digital News Report 2025, традиционные медиа теряют аудиторию, происходит стагнация модели цифровых подписок. В некоторых регионах наметилась тенденция к избеганию новостей.

С другой стороны, отмечает эксперт, нарастает потребление новостей через социальные сети и видеоплатформы, что еще больше снижает значимость «институциональной журналистики» и усиливает фрагментирование медиасреды. Этому весьма способствуют политики-популисты, ряд которых не гнушаются ангажировать СМИ и влиятельных медиаперсон или просто занимаются распространением ложной информации. В качестве самого яркого примера подобной политики Ньюман приводит Дональда Трампа.

В странах, где, по оценкам RISJ, пресса находится под давлением, альтернативные медиа дают возможность журналистам излагать собственную точку зрения, но одновременно они же способствуют «росту политической поляризации и ожесточенным дебатам в интернете». Обитателям российского сегмента социальных сетей этот тезис, наверняка, покажется актуальным.

Затронули в своем докладе составители и тему использования искусственного интеллекта в работе СМИ. Респонденты RISJ продемонстрировали, что больше доверяют традиционным медиабрендам, нежели популярным чат-ботам. Пусть даже это происходит на фоне снижения интереса к давно знакомым телеканалам или радиостанциям.

 

Сеть победила ТV

Пока это произошло только в США. Там, согласно докладу, впервые зафиксирована ситуация, когда социальные сети и видеоплатформы стали главным источником новостей для 54% опрошенных. Информационные программы на ТВ на втором месте – 50%. Сайты и приложения традиционных СМИ замыкают тройку лидеров – 48%.

В США опросы RISJ совпали с первыми неделями после победы Трампа на выборах. Эксперты зафиксировали, что в этот период чтение новостей в социальных сетях резко выросло. В то же время в традиционных СМИ подобного всплеска не наблюдалось. Это подтверждает тенденцию падения интереса к последним у потребителей на фоне роста интереса к альтернативным источникам информации.

В России прослеживается подобный тренд, но телевидение официально свои позиции еще не уступило. Согласно данным «Левада-центра»**, главным источником новостей для россиян вступает ТВ, но его значимость постепенно снижается: с 90% в 2014 году до 61% в марте 2025 года. На втором месте — социальные сети, которыми пользуются 38% респондентов. Интернет-издания и телеграм-каналы являются главными источниками информации для 30% аудитории. При этом телеграм-каналы продолжают набирать популярность, а интернет-издания медленно её теряют.


По мнению российских журналистов и специалистов в сфере PR, традиционные отечественные СМИ теряют монополию на новости из-за перехода аудитории в мессенджеры, соцсети и видео платформы. Так заявили 61% респондентов опроса, проведённого «Вместе Медиа», АКОС, PR-Consulta и PR News среди профессионалов в области медиа.

Изображение сгенерировано нейросетью GigaChat

Изображение сгенерировано нейросетью GigaChat

Главный редактор-генеральный директор НТВ-Петербург Николай Булкин считает, что социальные сети уже обошли в крупных российских городах телевидение как главный источник информации.

- Я проводил мастер-класс в ВШЭ и спросил у аудитории молодых людей, которые намерены работать в медиа, откуда они берут новости, - рассказывает Булкин. - Никто из них не смотрит ТВ-эфир. Вообще ни один человек не поднял руку. Все берут новости только из соцсетей. При этом 90% из них в основном подписаны на личности, а не на редакции. То есть и новости они узнают от личностей, которые превратились сами в «медиазаводы».

ТВ давно не просто телевизор в комнате, а медиазавод по производству контента на всех площадках, включая соцсети и разные цифровые площадки. НТВ — это точно так же и новостной телеграм-канал с большой аудиторией.

Авторы доклада указывают, что видеоконтент продолжает набирать популярность во всем мире. Доля потребления новостных видео в соцсетях выросла с 52% в 2020 году до 65% в 2025 году, а процент просмотров любого видеоконтента – с 67% до 75%.

И ещё о мировых трендах. Эксперты RISJ сделали вывод, что использование новостей на онлайн-платформах продолжает фрагментироваться. Примерно треть респондентов RISJ читают еженедельно новости на Facebook* (36%) и на YouTube (30%). Следом идут Instagram* (19%) и WhatsApp (19%). В TikTok ищут информацию 16%, а в X - 12%. Важно отметить, что в шести ведущих сетях более 10% контента еженедельно составляют новости. 10 лет назад их было всего 2%.

 

Читай, но проверяй

58% респондентов RISJ признались, что они не уверены в своей способности отличить правду от фейк-ньюс. Больше всего это заботит жителей африканских стран и США, где доля сомневающихся потребителей новостей достигает 73%. Увереннее всего себя чувствуют жители Западной Европы. Здесь в своих способностях распознать ложь сомневаются только 46%.

Главными распространителями недостоверной информации потребители считают инфлюэнсеров и политиков. Последних участники опроса считают самой большой угрозой по данному вопросу: в США (57%), в Испании (57%) и в большей части Восточной Европы, включая Сербию (59%), Словакию (56%) и Венгрию (54%).

Интересно, что среди опрошенных нет единства в вопросе, должны ли владельцы социальных сетей жестче вести борьбу с ложными, но не противозаконными сообщениями. Обязаны ли платформы блокировать, например, многочисленные ролики и посты сторонников теории плоской Земли?

Изображение сгенерировано нейросетью GigaChat

Изображение сгенерировано нейросетью GigaChat

Жители Германии и Великобритании полагают, что в социальных сетях слишком слабо ведется борьба с фейк-ньюс. В США общество разделилось в зависимости от политических предпочтений респондентов: правые сетуют на то, что слишком многое уже запрещено, левые, наоборот, выступают за усиление модерации контента.

В целом на протяжении последних трех лет, по данным RISJ, общее доверие к новостям остается стабильным на уровне 40% опрошенных. Правда, это несколько ниже, чем было до пандемии коронавируса, которая сопровождалась фантастическим размахом фейк-ньюс, охватившими практически все социальные сети и платформы.

Интересно сравнить эти цифры с данными о доверии СМИ в России. Телевидению, по данным «Левада-центра»**, доверяет больше всего респондентов – 44%. Каждый пятый доверяет телеграм-каналам – это максимум с 2018 года. Доверие к социальным сетям (16%) и интернет-изданиям (14%) снизилось с января 2021 года. Доверие к YouTube-каналам снилось вдвое, до 4% после его «замедления» летом прошлого года (в июне 2024 года — 8%).

- Лучший способ отличить ложь от правды — это внимательно присмотреться к источнику информации, - полагает заместитель генерального директора РБК по направлению «Медиа» Максим Васюков. - Доверия, на мой взгляд, заслуживают только те СМИ, которые не скрывают от вас, зачем именно они существуют и тратят ресурсы на создание истории, которую вы читаете, смотрите или слушаете. Убежден, что по-настоящему честным с аудиторией может быть только коммерческое предприятие, которое просит плату за свои услуги: напрямую через пейволл или опосредованно через трансляцию сообщений от рекламодателя. 

Если на ресурсе нет ни рекламы, ни пейволла, стоит задуматься о том, кто платит за создание продукта и каковы его цели. В ряде случаев эти цели могут оказаться благородными, но я бы никому не советовал прислушиваться даже к позитивной пропаганде. Это как минимум мешает думать и рассуждать здраво.

Не могли сотрудники RISJ в своем исследовании обойти стороной вопрос об отношении аудитории к использованию прессой искусственного интеллекта (ИИ) при производстве контента. Выяснилось, что в целом потребители ещё скептически относятся к подобной практике в работе медиа. Хотя люди признают, что доступ к информационным ресурсам благодаря ИИ станет дешевле, они опасаются, что подобные инструменты сделают новости менее точными.

При этом пользователи признаются, что используют ИИ для формирования своего «медиа пузыря». Они применяют нейросети для сбора и обобщения информации на определенную тему, для перевода статей из зарубежных источников, для проверки тех или иных фактов. Стоит отметить, что самым надежным способом проверить информацию респонденты назвали обращение к ресурсам традиционных СМИ, которыми они доверяют. Так поступает 38% опрошенных. На втором месте – веб-сайты официальных структур – 35%. Чат-боты набрали лишь 9%. Это характерно для всех возрастных групп, хотя молодежь все чаще прибегает к проверке новостей с помощью чат-ботов или социальных сетей.

 

Бегом от свежих новостей

В разных регионах планеты 40% респондентов признались, что иногда или даже часто сознательно избегают новостей. В 2017 году таковых было заметно меньше  29%. Самый высокий уровень боязни услышать или увидеть что-либо в медиа наблюдается в Болгарии (63%), Турции (61%), Хорватии (61%) и Греции (60%). Увереннее всего себя чувствуют жители стран Северной Европы, а также на Тайване (21%) и в Японии (11%).

Ученые установили в ходе предыдущих исследований, что часть отказников от новостей – это люди с низким уровнем образования, которые вообще мало интересуются информационными потоками. Другая категория – это те, кто хочет избежать в какой-то период психологической перегрузки. Молодые респонденты чаще говорят, что чувствуют себя бессильными перед лицом таких глобальных проблем, как экономическая нестабильность или изменение климата. Другой причиной избегать новостей для молодежи является уверенность в том, что они не имеют отношения к её повседневной жизни. Еще один важный аргумент – боязнь токсичных споров с близкими или коллегами по работе по поводу прочитанного или увиденного.

Удивило авторов доклада то, что в разных странах люди моложе 35 лет гораздо чаще говорят, что за новостями слишком трудно следить и понимать их. Они хотели бы, чтобы новости стали более доступными для них.

Изображение сгенерировано нейросетью GigaChat

Изображение сгенерировано нейросетью GigaChat

Лениздат попросил прокомментировать эти данные психолога, автора проекта «Психология стресса для журналистов» Ольгу Кравцову.

- Недавно я услышала у Екатерины Шульман*** мысль, которая запала в душу. Раньше (совсем «раньше»), если человек был информирован о каком-то конфликте, то потому, что он входил в некий влиятельный круг, по крайней мере, по этому вопросу. И мог что-то контролировать и/или менять, так или иначе влиять на проблему.

Сейчас же информация распространяется так широко, быстро и легко, что большое количество людей информированы, но при этом ничего не могут сделать с ситуацией или проблемой. В целом неудивительно, что люди себя защищают от этих неприятных чувств (и вторичной травмы, «травмы свидетеля», которую можно опосредованно получить, погружаясь в новости) и отстраняются от новостей вообще.

Как исследователь психологии травмы Кравцова понимает, что «потеря контроля, когда с нами происходит что-то плохое, угрожающее, что мы не можем контролировать и с чем мы не можем совладать, переживается очень болезненно». Желание контролировать то, что с нами и вокруг нас происходит,  одно из самых сильных у человека, отмечает психолог. Люди не хотят быть объектами чужой воли, а стремятся быть субъектами.

Преподаватель СПбГУ, кандидат политических наук Андрей Шамрай признается, что современное медиапотребление — это главная тема его научного интереса. Общение со студентами подтверждает его теорию «цифровой медиабиографии».

- Чем активнее современный человек в своей жизненной позиции, чем сильнее у него желание стать успешным, тем больше он интересуется тем, что происходит вокруг него в мире. Тем более осознанно он выстраивает свое информирование об этом мире. Современные технологии позволяют формировать это. Университет задает для своих студентов высокую жизненную планку. И не только для будущих медиаспециалистов, - уверен Шамрай.

Подопечные преподавателя СПбГУ – это люди, выбравшие медиа как будущую профессию. Логично, что они интересуются новостями. Однако Шамрай считает, что не только учебный план определяет интерес студентов к информационным потокам.

- Причиной вовлеченности молодежи в мир новостей должно быть не только качественное высшее образование, но и востребованность их в бизнесе, в сфере услуг, в производстве. То есть – возможность найти качественные рабочие места в современной жизни. Интерес к миру, в котором ты живешь и твой личный успех - вещи взаимосвязанные. И это нужно понять каждому сегодня, - полагает эксперт.

Петр Годлевский

Instagram*, Facebook*- Компания Meta Platforms Inc., владеющая WhatsApp и социальными сетями Facebook и Instagram, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, деятельность которой в РФ запрещена

АНО «Левада-центр»** - внесено Минюстом в реестр иностранных агентов

Екатерина Шульман*** - внесена Минюстом в реестр иностранных агентов