Медиановости

4 июня 2003 14:00

"Консерватор" тихо закрыли

Газета "Консерватор" не пережила третьего скандала и закрылась. Точнее, вовсе не стала его переживать - все произошло тихо и мирно, при любезном взаимопонимании владельца и творческого коллектива.

Издатель Вячеслав Лейбман больше не захотел играть в русские патриотические игры. Расставаясь с журналистами, он посетовал, что его планы найти соинвестора на издание газеты потерпели неудачу, а потому проект надо пока прикрыть.

"Консерватор" пронесся весьма шустрым вихрем в жизни современной российской прессы. Скандал первый: газета была создана на материально-технической базе "Общей газеты". Бывший владелец "Общей" Егор Яковлев в прошлом году махнул рукой на свое дорогое детище и продал его "Лейбман Медиа Групп", издательству питерского бизнесмена, друга Ксении Собчак и мореплавателя-любителя Вячеслава Лейбмана. Купив редакционные мощности "леволиберального издания", новый владелец постарался сразу же откреститься от устаревшего образа. Издатель набрал в редколлегию несколько солидных журналистов, имевших богатый опыт создания новых проектов (вроде "Русского телеграфа") и повелел им изобрести популярно-консервативный феномен рынка прессы.

1 сентября 2002 года после некоторого периода несколько громоздкого пиара ("Мы думаем для вас" - таким был слоган) первый номер газеты увидел свет. Делали ее известные в праволиберальной среде публицисты, духовным гуру которых была председатель редакционного совета Татьяна Толстая. "Консерватор" выпустил несколько номеров и - скандал второй, самый шумный - неожиданно приостановил выход в ноябре. Говорят, дело было так. Издатель предложил коллективу перестать делать газету для себя и - "раз вы такие умные" - придумать консервативно-желтый формат, который был бы способен окупать затраты издателя. Руководство "Консерватора" взбунтовалось и подало в отставку. Татьяна Толстая сообщила, что газета "утонула в скудоумии издателя". Интернет зашелестел гневными письмами разного рода консерваторов в адрес издателя - и в адрес вновь нанятых в редакцию сотрудников тоже. Новые сотрудники старыми "консерваторами" были прозваны фашистами и преданы анафеме.

Костяк обновленного "Консерватора" составили имена, несколько удаленные от журналистского истеблишмента - Егор Холмогоров, Константин Крылов, Дмитрий Ольшанский, в отличие от прежних "консерваторов" имевшие до сих пор куда большую практику интернет-творчества, нежели работы в бумажной газете (в офф-лайне Ольшанский сотрудничал с "Сегодня", а Крылов и Холмогоров со "Спецназом России"). Они, конечно, в карман за словом не полезли и, вступив со старой командой в относительно содержательную полемику, стали делать газету как умели. К ним присоединился Дмитрий Быков, символ всего талантливого, вездесущего и необязательного. Новый состав редакции стал изобретать газетную формулу "желтого консерватизма" и, казалось бы, преуспел в этом непростом деле - содержательно во многом благодаря Холмогорову и Крылову, которые отринули эпатажность и вступили в интеллектуальный спор со "старыми консерваторами". Но весна закончилась, Вячеслав Лейбман вернулся из увлекательного мореплавания, и оказалось, что его уму проект " Консерватора" не так дорог, как воюющим интеллектуалам-патриотам.

Теперь "старые" и "новые" консерваторы, "либералы" и "фашисты", "прогрессисты" и "традиционалисты" могут вздохнуть с облегчением. Слабо опознанный объект раздраев, так, между прочим, свойственных русской интеллигенции, приказал испариться так же неожиданно, как и появился. Русская идея не выдержала очередной ругани и, сославшись на неадекватность и скудоумие издателя, ушла в неоплаченный и бессрочный отпуск. Последний консерватор Дмитрий Ольшанский, впрочем, обещает вернуться: "Наша команда ищет нового издателя". …А идею, действительно, "давно жалко".

Игорь Рябов - публицист, Политком.ru