Полезное
/ Теория и практика

19 июня 2003 15:30

Технология СМИ (творческие профессии на телевидении и радио)

Ильченко С.Н., Познин В.Ф., Почкай Е.П. Технология СМИ (творческие профессии на телевидении и радио): Учеб. пособие для студентов факультета журналистики. - СПб.: СПбГУ, 2003. - 89 с.

Учебное пособие знакомит с основными специальностями, которые сегодня существуют в электронных массмедиа, со спецификой работы в конкретных условиях в различных подразделениях телерадиокомпаний, вещательных структур. Представлен круг квалификационных требований к той или иной профессии.

Пособие соответствует курсу "Технология телерадиопроизводства" и продолжает ознакомление студентов со сложным технологическим процессом создания радио и телевизионных передач, начатое в выпущенных ранее сотрудниками кафедры радио и телевидения СПбГУ учебных пособиях (Почкай Е.П., Технология СМИ, Выразительные средства телевидения и радио СПб., 200; Познин В.Ф. Основы монтажа изображения СПб., 2000; Познин В.Ф. От пиктограммы до Интернета. СПб., 2001).

"Специфика электронной журналистики такова, что основной объем работы делается вне эфира, с помощью большого количества творческих и технических сотрудников", - замечают авторы книги. Это связано со сложностью технологического и технического процесса. Редакторы, режиссеры, операторы, монтажеры, осветители, администраторы, звукорежиссеры, осветители, администраторы активно трудятся для того, чтобы журналист мог выйти в эфир. Любой выпуск программы - это плод коллективного труда.

В рецензируемом пособии анализируются методы, приемы, роли и функции указанных профессии. Журналист должен уметь, предвидеть эфирный результат своего выступления, знать о факторах, которые помогают сделать передачу выразительней и ярче. В условиях, когда радиостанции имеют ограниченный штат сам журналист овладевает многими смежными профессиями и становится универсальным. Однако всегда должен помнить, что он отвечает за все компоненты задуманного сюжета. Характеризуя качества репортера, авторы исследуют свойства репортажности как уникального метода освоения действительности. В отличие от репортажа в печатной прессе, на телевидении репортер не только воссоздает фрагмент действительности, но рисует автопортрет, демонстрирует умение мыслить вслух.

В организационном отношении репортер наиболее тесно сотрудничает с редактором, который утверждает тему репортажа, и оператором, фиксирующим событие на пленку.

Показаны различия в работе репортера и интервьюера. Последний, взаимодействуя с собеседником, портретирует собеседника.

Модератор также владеет приемами общения, но в отличие от журналиста выбирает иную тактику: следит за распределением времени высказываний, тональностью общения (чтобы разговор не вышел за рамки приличия).

"Какой бы служебной ни казалась роль модератора, одно лишь присутствие известного журналиста ожет менять сам характер передачи, как для собеседников, так и для зрителей" (С.8).

Более сложная роль у шоумена, который организует зрелищный диалог каждый раз с новой аудиторией. Коллективное искание истины требует от журналиста эрудиции и такта. Поскольку передачи не сводятся к звучащей в них вербальной информации, здесь важны мимика, жесты, паузы, выражение глаз. Артистичность, пластичность, хорошая реакция - важные компоненты ведущего ток-шоу.

В книге представлена специфика работы ведущего авторских программ. Здесь можно говорить о профессиональной специализации, которая диктуется спецификой материала. Так, например, комментатор в новостной программе обладает четкой логикой, дистанцируется от материала (он не вовлечен в конфликт). Его позиция понятная и ясная. В книге анализируется комментаторская работа М.Леонтьева, Ф.Столярова, Е.Киселева и других журналистов.

Обозреватель отличается умением создавать сценарии сложной передачи журнального типа. Пользуясь отраженным материалом, он систематизирует его и дает оценку.

Престиж профессии ведущего новостей обеспечен ежедневным присутствием на экране.

Перечислены не только профессиональные амплуа новых творческих специальностей на радио и телевидении, но и оценена их работа с точки зрения ожиданий аудитории и ее информационных потребностей.

В книге характеризуются две группы смежных специальностей. В первую входит администрация (продюсеры, редактор, программный редактор), помогающие организовать творческую команду и обеспечить передачу содержательно-тематическим наполнением, начиная от выбора темы или идеи программы и заканчивая эфирным контролем.

Вторая группа состоит из специалистов (режиссер, монтажер, оператор, звукорежиссер, звукооператор), адаптирующих выступление к соответствующему каналу связи и помогающие журналистам и организовать все изобразительно-выразительные возможности электронной журналистки.

Все вместе помогают совместить экранное и реальное время и пространство, обеспечить зрителю адекватное восприятие трехмерности и глубины изображения, размеров и величины людей и объектов, находящихся в кадре, т.е. превратить иллюзорное расстояние между зрителем и изображением на экране в реальное.

Авторы небольшой по объему книги сумели раскрыть перед будущими журналистами основные секреты создания радио и телепередачи координированными усилиями профессионалов - как творческих, так и технических специальностей. Главный вывод: все чаще в электронных медиа востребованы профессионалы, тяготеющие к универсальности. Развить в себе это качество можно, активно овладевая современными технологиями. В этом убеждает логика книги.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности "Журналистика" и "Связи с общественностью". Оно обеспечивает теоретические и практические занятия по дисциплине "Техника и технология СМИ".


Другие материалы рубрики "Теория и практика"