Полезное
/ Теория и практика

23 июня 2003 12:30

Основы спичрайтинга

Кривоносов А.Д. Основы спичрайтинга: Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2003.

На факультете журналистики СПбГУ опубликовано учебное пособие уже известного нам автора - доктора филологических наук А.Д.Кривоносова. В аннотации к пособию утверждается, что в нем впервые в отечественной практике с позиции науки о связях с общественностью вводится научное определение понятия "спичрайтинг".

Всех, кого интересует техника публичного выступления, может найти в данной книге описание алгоритма подготовки, написания и выдвижения тезисов публичного выступления. Автор предлагает читателю жанровый реестр спичрайтинга - разновидности. Учебное пособие может быть использовано как при освоении самостоятельной дисциплины "Спичрайтинг", так и учебных дисциплин "Основы теории и практики связей с общественностью", "Культура речи и основы ораторского искусства", "Речевые коммуникации". Книга адресована не только студентам коммуникационных специальностей, но и всем интересующимся проблемами организации эффективного публичного выступления.

При всем многообразии специальной литературы по ораторскому искусству риторика пиармена отсутствует, тогда как диапазон видов общения, в которых пиармен использует живую речь, - обширна - это и личные контакты и беседы и публичные выступления, и интервью, и дискуссии в различных аудиториях, и беседы по телефону (деловая риторика).

Данное пособие - первый шаг в освоении практической риторики для пиармена. Пособие расширяет понятие спичрайтинг, относя его к специфической PR-технологии и специализации в профессии PR -специалиста.

Интересна часть работы, где представлены профессионально-личностные характеристики спичрайтинга как профессионально-должностной специализации профессии паблик рилейшнз.

Автор отсылает читателя к многочисленным источникам - работам специалистов по риторике, паблик рилейшнз, имиджелогии, создавая тем самым обширную методологию для выявления понятия спичрайтинг.

Как нельзя лучше характеризует специфику работы спичрайтера эпиграф, предпосланный главе "Спичрайтиг: от технологии до профессии": "В этой команде спичрайтер - вратарь. Он нападающей, не забривает голы и редко становится кумиром болельщиков. Но, подобно голкиперу, спичрайтер находится на последнем рубеже обороны. Права на ошибку у него нет, никто не подстрахует. Недаром говорят: хороший вратарь - половина команды" (А.Ильин).

Автор обращает внимание на то, что формирование публичной сферы и активные публичные коммуникации находят отражение в речевой практике общества. Сегодня изменилась языковая и речевая ситуации, поскольку происходит структурирование "огромного речевого массива, который удобнее было бы назвать устной публичной речью".

В сфере устной публичной речи формируется несколько типов речевых стратегий, - основные их них анализируются в пособии А.Д.Кривоносова.

Риторические навыки являются частью профессиональной компетенции PR-специалиста. В соответствии со стандартами, пиармен должен уметь говорить и писать: 1) то, что нужно; 2) там, где нужно; 3) тогда, когда нужно; 4) тому, кому нужно.

Изложены цели публичного выступления. Это:

- информирование общественности о значительном событии жизни компании;

- улучшение отношений с некоторыми категориями общественности;

- опровержение сложившегося в общественном мнении отношений компании или иным аспектам ее функционирования.

Рассмотрена структура практической риторики:

1. Оратор и текст.

2. Поведение оратора и аудитории.

3. Техника аргументации.

4. Оратор и аудитория.

5. Функции спичрайтера.

Разделы увенчиваются объяснением терминов.

Так, спичрайтиг - это специфическая PR-технология, представленная в виде техники подготовки и написания PR-текста, предназначенного для устного исполнения, а также консалтинг первого (должностного) лица по организации публичного выступления и его исполнению. В узком смысле - исполнение текста устного публичного выступления для руководителя (должностного лица) базисного субъекта PR.

Спичрайтерский текст - обладающий мнимым авторством, произносящийся первым (должностным) лицом субъекта PR. публичный текст, адресованный определенному сегменту целевой общественности и служащий целям формирования или приращения паблицитного капитала данного базисного субъекта ПР, устная разновидность PR-текста.

Рассмотрены виды публичной речи:

- об объектах - это детальное описание свойств человека места, структуры, машины;

- о процессах - информирование или инструктаж о том, как что-то работает для того, чтобы можно было пользоваться;

- о событиях - рассказ о том, что произошло, происходить или может случиться;

- о концепциях - объяснение и анализ идей и теорий.

А.Д.Кривоносов дает определение таким понятиям, как информационная рнечь, убеждающая речь, специальная речь; рассматривает такие разновидности специальной речи, как протокольная, траурная, торжественная и неформальная; останавливается на таких специфических видах неформальной речи, как застольная речь (например, тост).

В разделе "Подготовка к публичному выступлению" дается схема подготовки к выступлению и выработки стратегических установок исследования темы; раскрывается техника работы с источниками (речи прежних ораторов, книги, архивы, библиотеки, интервью со специалистами, Интернет, сводки информационных агентств, специализированные базы данных, справочники и т.д.). Здесь же даются советы, как работать с иллюстративным материалом. Описываются все этапы работы над речью - аспектуализация, классификация, аргументация.

Практическое значение имеет раздел "Написание публичного выступления", в котором содержаться полезные советы для начинающего спичрайтера, намечены "маршруты" движения мысли в тексте.

Приведены основные речевые приемы, используемые во вступительной речи, средства диалогизации выступления, а также методы последовательного изложения основного тезиса выступления.

В разделе "Организация публичного выступления" затрагивается проблема классификации публичной речи по степени подготовленности. Автор выделяет речь подготовленную, частично подготовленную, неподготовленную - в зависимости от степени подготовленности содержания и формы выступления. Оцениваются преимущества и недостатки каждой.

У читателей несомненный интерес вызовет анализ типичных ситуаций, неожиданно меняющих ход публичной речи. Предложены возможные выходы из непредвиденных ситуаций (микрофон сломался как раз перед началом выступления; пересохло во рту, и вы чувствуете, что не можете произнести ни слова; ваше имя или название вашей организации произнесли неправильно; вы прибыли на место, и вдруг вам говорят, что на выступление вам дается пять минут вместо обещанных двадцати; в жарком душном помещении отказал кондиционер; вы самый последний оратор долгого нудного заседания и др.).

В заключение приводятся "Заповеди риторики", где суммированы данные автором рекомендации по подготовке и произнесению публичной речи. При этом автор искренне выражает надежду на то, что будущий спичрайтер, вооружившись азами науки, найдет свои собственные рецепты эффективного публичного выступления.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"