Полезное
/ Теория и практика

8 июля 2003 13:00

Современная военная журналистика: опыт, проблемы, перспективы

Современная военная журналистика: опыт, проблемы, перспективы /Ред.-сост. М.Погорельский, И.Сафранчук. - М.: Гендальф, 2002. - 253 с.

Данная книга - совместный проект Центра оборонной информации и Центра журналистики войны и мира - посвящается 10-летию Вооруженных сил России и 300-летию российской журналистики. Авторы статей - журналисты, эксперты, представители некоммерческих организаций, бывшие военнослужащие, которые в разное время сотрудничали с различными СМИ и аналитическими организациями, готовили публикации и доклады по военным проблемам. Некоторые авторы являются создателями новых СМИ России.

Книга состоит из трех разделов: "Становление и современное состояние военной журналистики", "Пресса и силовики: в тисках некомпетентности, ведомственных интересов и цензуры", "От информации до пропаганды, от PR до "заказухи"". В приложении есть список газет военных округов и флотов Вооруженных сил РФ, содержится полезная информация о пресс-службах военных округов и флотов Вооруженных сил РФ, а также сведения об авторах.

Открывает сборник статья В. Соловьева, раскрывающая опыт "Независимого военного обозрения, поднимающая проблемы становления военного издания, в частности, проблему возможности развития коммерческой военной печати. Не секрет, что сами военачальники, идеологи военной политики часто не заинтересованы в развитии таких СМИ и принимают решительные действия, чтобы вытеснить коммерческую прессу с информационного рынка, редко идут с ней на контакт. К такой нарождающейся прессе применяются санкции под предлогом "разглашения военной и государственной тайны". Однако серьезный, вдумчивый читатель уже осознал возможности коммерческой военной печати. Ему импонируют прежде всего информативность, объективность и оперативность, которые свойственные некоммерческой военной прессе. Как показывают социологические исследования, аудитория доверяет таким изданиям, больше, чем ведомственным.

Жеглова Юлия исследует в своей статье феномен "прикомандированной" журналистики, которая берет отсчет с 1986 г. Тогда Главное Политическое управление получило возможность на Гостелерадио ввести в структуру Иновещания военных корреспондентов, владеющих иностранными языками и имеющими журналистскую подготовку, и тем самым было увеличило свое политическое влияние на зарубежную аудиторию. Такие "прикомандированные" журналисты работали и в печатных СМИ.

Автор рассматривает систему взаимоотношений этих журналистов с военными ведомствами (Генштабом, Министерством обороны), гражданским обществом, коллегами (гражданскими журналистами), аудиторией. Эта практика внедрения военных журналистов в структуру гражданских СМИ сохраняется и сегодня. В качестве примера Ю. Жеглова указывает на назначение начальника управления программ содействия ФСБ генерал-лейтенанта Александра Здановича заместителем руководителя ВГТРПК по безопасности.

"Как бы то ни было, - заключает автор, - жизнь подтвердила необходимость работы в большинстве серьезных изданий журналистов, имеющих определенный практический военный опыт. Сегодня и коллеги, и читатели видят в них скорее специалистов по освещению военных проблем, чем "засланных казачков", как десятилетие назад".

Коновалов И. рассматривает специфику работы отечественного военного тележурналиста и проводит аналогии с деятельностью западных журналистов, специализирующихся на военной тематике. Он указывает на противоречия, существующие в определении понятия "военный журналист". На западе человеку, специализирующемуся в области освещения военных событий, дается три определения в соответствии с профилем деятельности - "defense jornalist" (аналитик, обозреватель, журналист по оборонным проблемам), "war correspondent" (военный корреспондент), "hot spot reporter" (репортер "по горячим точкам"). В целом же в западных СМИ военная тематика не выделяется из общего информационного потока.

В России также нет однозначного понимания понятия "военный журналист". Так, "Министерство обороны называет военными журналистами только тех, кто носит погоны и занимается именно российской армией (их прерогатива - освещение таких проблем, как война, армейский быт или даже подъем подводной лодки "Курск"). На телевидении же военными журналистами называют тех, кто большую часть времени работает в "горячих точках" и никогда не назовут даже бывшего офицера военным журналистом, если он никогда не работал в "горячей точке". Спорным остается вопрос, считать ли стрингеров, работающих в горячих точках самостоятельно военными корреспондентами. Автор считает, что правильнее было бы определить их работу как экстремальная журналистика.

Обозревая работу каналов и отдельных журналистов, автор приходит к неутешительному выводу: военная тележурналистика становится все менее самостоятельной и телекорпоративной, и все более подчиненной правилам Государственной целесообразности.

Шлыков В. поднимает проблему реформирования армии в России, расставляет акценты в освещении военной реформы, анализирует деятельность журналистов по освещению этой проблемы. Автор сетует на то, что плохо складываются взаимоотношения военных ведомств, чиновников и представителей СМИ: "не стала повседневной продуманной практикой политика, основанная на понимании, что чем активнее, плотнее работаешь с прессой, тем меньше риск "прокола", нежелательной утечки, неожиданной критической атаки со стороны СМИ, а как следствие - со стороны общества в целом".

Проблемам работы пресс-службы Министерства обороны посвящает свою статью Вяч. Седов. "Между молотом и наковальней" - так определяет он место пресс-службы. Три десятка сотрудников, в основном гражданских лиц, организуют информирование общества через СМИ о деятельности Оборонного ведомства по реализации военной политики государства и важнейших событиях в жизни Вооруженных сил. Автор перечисляет многочисленные обязанности службы - от освещения в СМИ официальных визитов, рабочих встреч министра обороны до организации информационно-рекламной деятельности в Вооруженных силах.

В своей статье "Цензура: теория и практика" В.Литовкин поднимает проблему реформы Вооруженных сил, основанной на достижениях высоких технологий; призывает решительным образом избавляться от рецидивов излишней подозрительности к собственным гражданам, резко ограничить всевластие военной цензуры. В статье анализируется несколько примеров применения карательных юридических мер к "аналитическим шпионам", которые открыто публикуют свои материалы, делают их доступными для общественного внимания. Автор считает, что больший вред стране наносит "закрытость" системы. "Нельзя забывать, что и распад СССР был обусловлен не заговором, не только экономическим коллапсом, не только межнациональными трениями, а систематическим перекрытием внутренних информационных потоков, запретом всяческой критики, особенно руководящих органов страны, армии и военно-промышленного комплекса.

Мих. Погорелый анализирует практику СМИ, специализирующихся на освещении проблем жизни армии, флота и оборонной промышленности. В поле его внимания попадают такие издания, как "Красная звезда", "Парламентская газета". "Российская газета", "Независимое военное обозрение" и др. В каждой газете господствуют свои принципы и правила подачи военной информации "Ни у кого нет монополии на истину, она рождается в переплетении и взаимодействии разных мнений, оценок и точек зрения. И распространяя их, делая достоянием общественности, СМИ вносят свою весомую лепту в общественный прогресс". Автор отмечает и недостатки военной прессы: недостает компетентных журналистских и квалифицированных кадров, Политика редакций в освещении военной проблематики слишком часто зависит от политической конъюнктуры.

Мих. Лукин освещает информационные кампании в СМИ, их технологию и результаты. Сосредотачивает внимание на кампаниях вокруг структурных преобразований и вокруг личностей. Специфика кампаний - невостребованность данной тематики у лиц, контролирующих масштабные финансовые и административные ресурсы. Отсюда их малая эффективность.

Информационные войны в сфере ВПК России - проблема, которая заинтересовала Руслана Пухова. Автор предрекает дальнейшую организационную стагнацию ВПК, который на фоне реформированных отраслей экономики будет превращаться в заповедник социализма, управляемый коррумпированными и некомпетентными бюрократами. В оборонно-промышленном комплексе России насчитывается не более 5-6 экономических объектов, где менеджмент и ПР-службы доросли до понимания информационной работы как сложной деятельности по формированию позитивного образа и репутации военной компании. Однако собственно инициативы журналистов не поддерживаются военачальниками.

Ив. Сафранчук посвятил свою статью развитию военной журналистики. В ней автор подробно и последовательно автор отвечает на вопрос, почему гражданское общество против армии.

Таким образом, книга осмысливает многотрудный путь становления "гражданской" военной журналистики, раскрывает тенденции ее формирования и развития в России, оценивает состояние сообщества военных журналистов, анализирует проблемы свободе слова в гражданском обществе, оценивает перспективы медиабизнеса, ориентированного на отражение военных проблем. Собранные воедино, материалы книги впервые в России дают возможность оценить более чем десятилетний период (с конца 1980-х по 2002 г.) освещения военной проблематики во вневедомственных, гражданских СМИ.

Сборник адресован не только журналистам, но и сотрудникам пресс-служб государственных и коммерческих структур, политикам, экспертам, представителям законодательной и исполнительной власти.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"