Медиановости

6 августа 2003 12:37

"Гэллап" против "Гэллапа"

Разрастается конфликт вокруг одного из самых известных мировых социологических брендов.

Название "Гэллап" в России хорошо известно. Впрочем, не все знают, что "тот самый" американский "Гэллап" и компания, работающая под этим именем в России, никак не связаны друг с другом. Об этом во вторник на пресс-конференции рассказал сам Алек Гэллап, сын основателя американской компании и нынешний сопредседатель Gallup Organization.

Gallup Organization занимается опросом общественного мнения, издательской деятельностью, консалтингом и исследованиями рынка. Компания работает в 47 странах, а права на использование ее торговой марки используются более чем в 80 странах. России в этом списке нет.

В 1995 году Gallup Organization, решившая выйти на наш рынок, зарегистрировала в России свою торговую марку - но слишком поздно. Дело в том, что в начале 90-х финская компания Suomen Gallup Oy получила от Gallup Organization разрешение использовать марку "Гэллап" на территории Финляндии. На прочие страны договоренность не распространялась. Однако в скором времени в финской компании сменилось руководство. Оно решило пойти своим путем - открыло в России дочернюю структуру Gallup Media, которая стала использовать - и использует по сей день - марку "Гэллап".

Американский "Гэллап" принялся судиться, но безуспешно. В феврале нынешнего года Арбитражный суд Москвы вынес решение в пользу Suomen Gallup Oy.

- Свой иск мы строили на том, что использование нашего имени может ввести потребителя в заблуждение, - говорит адвокат Владимир Шитиков. - Но суд решил, что это не так.

Конечно, русский "Гэллап" вызывал вопросы не только у американцев, но и у своих российских конкурентов, не использующих столь громкое имя.

- В свое время нам это мешало, - говорит Елена Конева, директор группы компаний "КОМКОН". - Иностранцы, которые сюда приезжали, шли туда из-за имени. Сейчас нам все равно - нишу, которую они могли занять, в том числе и благодаря имени "Гэллап", они уже заняли. И потом, все уже понимают, что дело не только в имени. Но почему это плохо для России? Потому что американский "Гэллап" мог бы здесь работать, а его нет. Между тем они здесь очень нужны. Игроков на рынке политических исследований очень мало, и не хотелось бы, чтобы он стал монополизированным.

В четверг в арбитражном суде снова пройдут слушания. Американцы не теряют надежды на выигрыш: только в этом случае они смогут прийти в Россию.

- Еще мой отец во времена "холодной войны" мечтал работать в России, - говорит Алек Гэллап. - Это единственная крупная держава, в которой мы не представлены. Но отец решил, что мы не придем сюда, пока не решится вопрос с чистотой нашей торговой марки.

- Мы хотим вести здесь исследовательскую работу. Это необходимо, чтобы люди в других странах понимали, как русские относятся к разным событиям. Однако компания, использующая наше имя, ставит под угрозу нашу репутацию, - убежден старший юрисконсульт Gallup Organization Стивен О'Брайн.

Недавно финская компания была куплена знаменитой международной структурой TNS, которая, однако, не склонила свою "дочку" отказаться от использования чужого бренда. Специалистов это удивляет, поскольку TNS - весьма громкое и известное в мире название. К тому же она работает на медиа-рынке. Это существенно, поскольку, в отличие от российской компании, Gallup Organization не составляет медиа-рейтингов. Алек Гэллап считает, что это "сфера, подверженная стороннему воздействию, лоббированию, в которой сложно давать честные оценки". По его мнению, то, что российская компания работает в области, куда американский "Гэллап" не заходит, - это "отягчающее обстоятельство".

Руководители Gallup Organization затруднились ответить на вопрос о стоимости бренда "Гэллап" и об ущербе, нанесенном его незаконным использованием. Однако они отметили, что это старейшая марка в отрасли (компания была основана в 1935 году), что она входит в категорию ведущих марок мира и что ее узнаваемость составляет 60-70 процентов.

Заместитель генерального директора TNS/Gallup Media Александр Костюк утверждает, что с самого начала конкуренты компании имели отношение к этому процессу. А вчерашняя активизация американцев связана в том числе и с предстоящим в конце года тендером на измерения телеаудитории.

- Не могу назвать эти компании, но уверен, что они будут в числе соискателей на конкурсе, - сообщил Александр Костюк. - Мы в этом деле принимаем косвенное участие, так как судимся не мы, а американцы и финны, но на территории Российской Федерации. Также меня смущает то, что пресс-конференцию Алек Гэллап дал перед судебным слушанием. Он не уверен в успехе? Думает, что ему нечего будет сказать после суда?

На вопрос о том, что будет, если американцы все-таки выиграют суд, Александр Костюк заявил: "Мы законопослушные люди и, конечно, можем отказаться от использования в названии фамилии Гэллапа, но это не изменит сути нашей работы, тех уникальных технологий, которыми мы владеем". Александр Костюк подтвердил намерения компании участвовать в тендере, отметив, что документы они пока не подавали, но у них еще есть время до 30 ноября.

Алек ГЭЛЛАП, сопредседатель Gallup Organization: "Лучший способ - не работать на "группы по интересам"

- Г-н Гэллап, насколько прибылен ваш бизнес? С чем его можно сравнить?

- Мы очень хорошо зарабатываем. Маржа прибыли не слишком большая, но методология отлажена, есть стандартные исследовательские инструменты, и прибыль у нас выше, чем в среднем по нашей отрасли - 15-16 процентов.

- В России распространен такой вариант: в социологическую службу приходит политик и говорит: сделайте мне во-от такой рейтинг. Какие механизмы защищают от этого?

- Мы абсолютно не работаем для кандидатов на политические посты или для партий. Они никогда не бывают нашими клиентами, как и любые организации, которые ведут политическую или иную кампанию, например против абортов. Именно для того, чтобы сохранить независимость и избежать воздействия на результаты нашего анализа. Лучший способ - не работать на группы по интересам, ассоциации и структуры, которые преследуют свои цели. Мы сами формулируем вопросы, сами задаем и сами оплачиваем эту работу.

- Что вы считаете самым большим успехом Gallup Organization?

- Через полгода после событий 11 сентября мы провели опрос в исламских государствах, включая Иран, что, как вы понимаете, было нелегко. И это показало, что настроения в этих государствах были чрезвычайно антиамериканские - такого не ожидало правительство США. Один вопрос звучал так: моральная приемлемость поступка пилотов, протаранивших здания 11 сентября. Большинство людей в мусульманских странах высказались против этого. Но, сравнивая, они сказали, что американское вторжение в Афганистан еще более неприемлемо, чем самолеты-убийцы.