Недавно в эфире радиостанции "Голос Америки" прошла программа, имеющая самое непосредственное отношение к ситуации, сложившейся накануне выборов во "второй российской столице" - Санкт-Петербурге. И к тем проблемам, которые волнуют журналистов не только Питера, но всей страны. Речь - о свободе слова в современной России.
И, хотя я сам был участником разговора, и, кажется, было бы не совсем этично рекламировать программу с собственным участием, тем не менее, считаю слишком важной саму тему. Тем более, к этому меня подталкивает опыт последних месяцев. Все чаще коллеги-журналисты при встрече со мной живо интересуются: "Как дела?", подразумевая не формальный обмен приветствиями, а совсем другое. "Не наезжают на вашу газету? Не закрывают? Держитесь, мы узнаем от вас правду!", - говорят они. Дело в том, что я работаю в "Новой газете", одной из немногих сегодня российских газет, осмеливающихся жестко критиковать власти. С телеэкранов, которые все больше походят на орвелловский глаз "большого брата", на зрителя льется хорошо отфильтрованный поток "огосударствленной" информации (вперемешку с "мылом" и "полем дураков"). Да и газеты, хоть и не так стремительно (не то влияние, что у "ящика"), выстраивают в одну шеренгу… А вот буквально только что один из журналистов, работающих на западные "радиоголоса", обронил такую фразу: "Ну, так сейчас только там и можно что-то сказать"… И вспомнились времена далекого советского детства: рваные фразы "голосов" сквозь изнуряющий вой глушилок, неправдоподобные по своей откровенности мысли диссидентов, которых "мы не читали, но осуждаем"… Лето 2003-го. Впереди - выборы: губернаторские, потом - в Госдуму, а потом - главное - Кремль…
"Сработает ли "Петербургская линия" на предстоящих выборах?"
"Голос Америки", эфир - 9 августа 2003
В Санкт-Петербурге проходит кампания по выборам губернатора города. Хотя первый тур голосования назначен на 21 сентября, многие петербургские политики, журналисты и представители общественности высказывают опасения, что выборы не будут честными и их итог фактически предопределен.
Еще в конце февраля появилась неофициальная информация о том, что Владимир Путин намеревается заменить Виктора Черкесова на посту полномочного представителя по Северо-Западному федеральному округу на Валентину Матвиенко. Следующим шагом должно было стать принуждение губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева к добровольной досрочной отставке. А затем, на внеочередных выборах, которые следовало организовать как можно быстрее, главой Санкт-Петербурга (малой родины Владимира Путина) должна была стать креатура президента.
К реализации этого плана приступили с начала марта, когда в город прибыла Валентина Матвиенко. А с апреля в Петербурге действует ее предвыборный штаб, основу которого составляют московские политтехнологи, близкие к "Фонду эффективной политики" Глеба Павловского. Далее все шло тоже, как было намечено: переход Владимира Яковлева в российское правительство, объявление внеочередных выборов на самый удобный для Валентины Матвиенко срок - 21 сентября.
Но затем случилось то, что не входило в планы штаба "кандидата № 1". Петербургские журналисты и те, кого называют представителями городской общественности (по крайней мере их значительная часть), организовали неформальное объединение "Петербургская линия", для того, чтобы (как сказано в декларации) "обеспечить конституционное право граждан на получение объективной, достоверной и разносторонней информации".
"Это такая идеалистическая попытка восстановить некоторую справедливость в интересах народа, - комментирует один из участников "Петербургской линии", литератор и публицист Самуил Лурье. - Так, мы понимаем, что нынешние выборы в Петербурге есть репетиция будущих думских и затем президентских выборов. И выборы эти, видимо по заданию тех, кто их организовывает, должны пройти без сучка и без задоринки. Не должно быть никаких вопросов, никаких проблем".
"Нам кажется, что это несколько обидно для народа. Все же надо дать человеку шанс, - говорит Самуил Лурье. - И нам кажется, что эта технология, которая сейчас отрабатывается в Петербурге, технология, рассчитанная на отсталость и политическое невежество масс, технология, рассчитанная в сущности на дикарей, - когда избиратель не знает ни программы кандидата, ни его убеждений, а ориентируется на частотность употребления фамилии, - то есть это циничный расчет на то, что в Петербурге, скажем, живет полмиллиона, если не миллион, пожилых людей, недостаточно ориентирующихся в политике, и что они в силу своей законопослушности и дисциплинированности придут на избирательные участки и проголосуют не человека, не за деятеля, а за того, чью фамилию им чаще всего произнесут по радио или телевидению. Нам кажется, что такой подход отдает презрением к народу и не способствует созданию гражданского общества".
Что же представляет собой "Петербургская линия"?
"Это в чистом виде общественное объединение. Туда входят не только журналисты, туда входят историки, публицисты, литераторы и другие люди, просто представители общественности, которые не являются членами Союза журналистов. Именно по этой причине возникла такая группа, - говорит главный редактор петербургского филиала "Новой газеты" Николай Донсков. - А в сущности ее задачи ничем не отличаются от задач Союза журналистов. Поэтому возможно, что эта "пожарная" журналистская команда после выборных компаний исчерпает себя. Хотя - посмотрим. Покажет время. Как сложится обстановка, как сложится политическая конъюнктура после этих выборных кампаний. Возможно, что средствам массовой информации после этого будет жить еще хуже, и тогда подобная организация будет крайне востребована".
А как участники "Петербургской линии" планируют доносить до жителей города объективную, достоверную и разностороннюю информацию?
"Во-первых планируется создание собственного издания, - говорит Донсков. - Можно вспомнить, как в свое время родилась в Москве "Общая газета". В принципе ситуация была не аналогичной, но подобной: группа журналистов собралась из разных изданий и решила издавать свою газету. Примерно так же и здесь. Это первый практический шаг, который будет виден в городе. Кроме того, планируется проведение неких семинаров, круглых столов по обсуждению в первую очередь профессиональных журналистских проблем и того, как журналистам вести себя в условиях довольно сложной ситуации".
Создание "Петербургской линии" и открытое письмо представителей петербургской общественности, где выражалась тревога по поводу сохранения политических свобод (в том числе свободы слова и свободных выборов), возымели действие. Тем более, что среди подписавших письмо оказались кинорежиссер Александр Сокуров и писатель Борис Стругацкий. В штабе Валентины Матвиенко "подписантам" пообещали приложить все усилия для сохранения демократических завоеваний.
И хотя представители "Петербургской линии" уверены, что дальше обещаний дело пока не пошло, некоторые результаты их деятельности все же есть. Так, перед заседанием городской избирательной комиссии, где принималось решение о том, кто из кандидатов в губернаторы Петербурга будет официально зарегистрирован, многие политические наблюдатели предсказывали, что никто из сколько-нибудь реальных конкурентов Валентины Матвиенко зарегистрирован не будет. Тем не менее оказалось, что регистрацию прошли и лидер фракции "Яблоко" в городском законодательном собрании Михаил Амосов, и вице-губернатор Санкт-Петербурга Анна Маркова (которую многие считают политической наследницей Владимира Яковлева), и депутат Государственной Думы Петр Шелищ. Все они способны набрать определенный процент голосов в первом туре и тем самым помешать молниеносной победе ставленнице Кремля. А во втором туре результаты могут быть непредсказуемыми.
"Сегодня большая часть кандидатов, по сути, лишены возможности выхода в теле- и радиоэфир на тех каналах, которые имеют массовое распространение, - писал петербургский политический обозреватель Борис Вишневский. - Помнится, в 1989 году, когда проходили выборы народных депутатов СССР, в нашем городе тоже активно "зачищали" предвыборную "площадку", убирая с нее всех незапланированных кандидатов. И искать правды в горизбиркоме было бесполезно. И милиция работала под "чутким руководством" правящей партии. И телевидение сообщало гражданам только одну точку зрения. Чем это закончилось - известно".
Добавим, что не планируемый кремлевской администрацией результат выборов губернатора может повлиять на результат думской кампании и сказаться на итогах президентских выборов. Причем не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России. Но город на Неве часто отличался своенравием.
Анна Плотникова (Санкт-Петербург), "Голос Америки"