Медиановости

14 июня 2002 17:00

Украденное полотно "Бассейн в гареме", по слухам, вернулось в Эрмитаж

По информации, поступившей от источников, украденная в марте прошлого года картина французского живописца Жана Жерома "Бассейн в гареме" вернулась в стены Эрмитажа. Якобы сотрудники службы безопасности Эрмитажа во главе с бывшим заместителем начальника 12-го "антикварного" отдела ГУВД Петербурга и Ленинградской области Александром Хожеиновым вышли на заказчика похищения и уговорили его вернуть картину музею за выкуп в $ 200 тыс. из личных средств директора музея Михаила Пиотровского.

Правда, в самом музее и в службе безопасности Эрмитажа эти слухи опровергают.

Пропажу полотна французского живописца второй половины XIX века Жана Леона Жерома "Бассейн в гареме" обнаружили 22 марта 2001 года около 16 часов работники Государственного Эрмитажа. Холст размером 75,5х62 см, выставленный в 330-м зале музея вместе с полотнами французских художников второй половины XIX века, был вырезан из рамы и похищен. Преступление произошло практически на глазах смотрителя зала, который в этот момент находился на своем посту, но не заметил ничего подозрительного. В момент похищения полотна в зале, который является проходным в экспозиции, находилось несколько десятков посетителей.

Сразу после обнаружения кражи администрацией музея были предприняты все необходимые меры. Входы и выходы в Эрмитаж блокированы, о происшествии сообщено в милицию, а сотрудники охраны Эрмитажа приступили к досмотру нескольких тысяч посетителей, оказавшихся на этот час в музее.

Украденная картина оценивается страховщиками (данные на 1995 год) в $1 млн. Полотно было написано маслом в 1876 году и позже приобретено российским императором Александром III. До 1918 года оно находилось в Аничковом дворце, а затем было передано в коллекцию Эрмитажа.

Жан Леон Жером, художник и скульптор, родился в 1824 году и испытал сильное влияние известного французского живописца Жана Огюста Доминика Энгра. Основными темами творчества были античные, восточные мотивы, а также сюжеты времен Людовика Четырнадцатого и Наполеона. Скончался Жан Жером в 1904 году, до самой смерти так и не приняв новые течения в мировой живописи: импрессионизм и постимпрессионизм.

По факту кражи картины из Государственного Эрмитажа было возбуждено уголовное дело. Расследование вел 12-й (антикварный) отдел УУР ГУВД Петербурга и Ленинградской области.

Это преступление - самая дерзкая кража такого рода из главного петербургского музея, совершенная за все время его существования. Сравнить ее можно лишь с попыткой психически больного человека уничтожить картину Рембрандта "Даная". Однако тогда, в 86-м году, преступник не ставил задачей похитить картину, а хотел навсегда уничтожить творение живописи.