Медиановости

26 июня 2002 12:00

Руководство ГТК переводит под себя потоки грузов, ранее оформлявшихся СЗТУ

В соответствии с приказом ГТК все импортные товары, доставляемые из Америки в Морской порт Петербурга, в ближайшем будущем будут оформляться на таможнях назначения — в первую очередь на таможнях Московской таможенной зоны.

Для этого ГТК совместно с ОЖД специально организует контейнерный поезд до Москвы (более 50 платформ). В Петербурге приходящие в Морской порт (конкретнее, в 1-й контейнерный терминал порта) грузы не будут даже досматриваться «в целях ускорения процедуры оформления» (за исключением случаев, когда у таможенников будет оперативная информация о том, что в контейнерах контрабанда), а сразу будут грузиться на платформы.

Налаживанием этой схемы занимаются по личному поручению Ванина его доверенные лица — начальник главного управления таможенных доходов Ильчин Сафаров и руководитель управления организации таможенного контроля Анатолий Галактионов. Оба они за последние две недели трижды были в Питере.

Сама по себе идея проводить таможенную чистку, может, и неплоха. Если бы не несколько «но».

Во-первых, специфика нашей страны и ее железных дорог. Сколько контейнеров (в том числе с контрабандой) может пропасть по пути, сколько можно подменить и т. п. Этого никто не подсчитывал.

Во-вторых, есть обоснованные сомнения в том, что все импортные товары, доставляемые из США, потребляются только Москвой. О курятине из США речь сейчас не идет: она приходит в порт не в контейнерах, а в рефрижераторах, а их железнодорожники не перевозят. Полагаем, на нынешнем этапе речь идет только о тех товарах и материалах, которые доставляются в контейнерах — от оргтехники до станков.

В третьих, специфика таможен Московской таможенной зоны.

Это таможни (и таможенные терминалы), полностью подконтрольные Ванину, его заму Гутову и прочим ставленникам «семьи». Даже если не учитывать явного криминала, на всех этих таможнях (что может подтвердить любой участник ВЭД) с незапамятных времен практикуется фиксированная такса с фуры (например $10 тыс.) независимо от того, что в ней лежит.

Схема очевидна — раньше по ней работали лишь избранные фирмы, как «Три кита» и прочие «священные коровы», а общая ситуация определялась относительной самостоятельностью и независимостью Шамахова и его команды. Теперь по «трехкитовой» схеме будут вынуждены работать все участники ВЭД, привозящие в Морпорт «сухие контейнеры».

Впрочем, и от окорочков г-н Ванин откажется навряд ли. Не секрет, что до известного постановления правительства, согласно которому вся курятина должна поступать в Россию морским путем, курятина приходила в порты Прибалтики, а далее автотранспортом — со всеми вытекающими последствиями. Поэтому экс-начальник Балтийской таможни Александр Пучков, уговоривший крупнейших экспортеров после выхода постановления возить курицу легально через морпорт, стал личным врагом Ванина. Однако сделанного не воротишь. С помощью контейнерного поезда перевести под себя контроль за растаможкой окорочков не получится. Значит, это лишь первая ласточка, вслед за поездом наверняка будет налажено и автомобильное сообщение.

Наши источники в порту и Северо-Западном таможенном управлении утверждают, что в последние месяцы в портах Прибалтики заметно оживление. Количество оформляемых грузов возросло в несколько раз, в том числе за счет грузов для РФ.