15 января 2003 года типография "Курьер" отказалась печатать газету "Вечерний Петербург" за долги. Как решилась эта проблема и, как живет газета, рассказал главный редактор "Вечернего Петербурга" Владимир Угрюмов.
Lenizdat.ru: Почему до 15 января типография “Курьер” продолжала печатать газету, не смотря на увеличение долга?
Владимир Угрюмов: У нас особые партнерские отношения с типографией "Курьер". Сама по себе ситуация, когда мы должны, но нас продолжают печатать, довольна стабильна. Типография и раньше закрывала глаза на то, что мы не выполняли условия договора по предоплате, зная, что все равно мы заплатим. Типография предупреждала, говоря, что остановит печать газеты, мы упрашивали, зная, когда придут деньги. Все и шло в таком ключе. В этот раз нас тоже предупреждали, но, во-первых, сумма накопившегося долга – 400 тыс. рублей – оказалась выше обычных размеров наших долгов (самые крупные суммы долга составляли 300 тыс. рублей), во-вторых, в самой типографии обострились финансовые трудности. Потребовалось двое суток на то, чтобы деньги пришли к нам на счет, и мы полностью погасили долг на 15 января 2003 года. Уже в субботу, 18 января, газета вышла вместе с перенесенным пятничным выпуском "толстушки".
Lenizdat.ru: У "Вечернего Петербурга" много внутренних долгов. Как решается эта проблема?
В.Угрюмов: Внутренний долг у редакции не очень растет. В первую очередь, за счет собственных средств, которые мы все-таки зарабатываем. Когда говорят о полугодовой задолженности, то это не значит, что мы полгода не выплачиваем сотрудникам деньги. Речь идет о том, что долг начал образовываться полгода назад. Однако действительно финансовое состояние редакции очень тяжелое, долги по зарплате большие. Основная причина этого – недофинансирование газеты в тех объемах, которые ей необходимы. Я не стал бы тут никого винить, особенно партнеров, которые помогают газете. Это ведь не их бизнес: газета не рассматривается как коммерческий проект. К тому же, в 2002 году изменилась законодательно-финансовая ситуация: накануне Нового года, когда были составлены все сметы и планы, Госдума отменила налоговую льготу, и мы попали на НДС. На это наложилась ситуация, связанная с нашими выплатами Лениздату. Когда мы уезжали, оставался накопившийся долг по аренде, который мы реструктурировали, а также возмещение ущерба от пожара, произошедшего в феврале 2001 года. Грубо говоря, денег на нормальное существование газеты не хватает. Сейчас мы ведем переговоры с нашим партнером "БалтОНЭКСИМбанком" об увеличении помощи, которую он нам оказывает. Это не значит, что эта помощь будет полностью покрывать наши расходы, и мы будем меньше работать. Но и того, что дает нам партнер, и того, что мы зарабатываем, газете не хватает.
Lenizdat.ru: Меняется ли количество подписчиков на газету? Что можно сказать о вашей аудитории?
В.Угрюмов: Число подписчиков стабильно уже два года. Есть определенный рост тиража: это пятничный номер "толстушки". Ведь де-факто, мы делаем два продукта: ежедневную газету второго формата и цветной еженедельник третьего формата. В рознице он идет гораздо лучше: возврата в три раза меньше, чем ежедневной газеты. Если говорить об аудитории, то данные 2002 года, предоставленные Gallap Media, говорят о том, что пенсионеры составляют всего 40% аудитории. Таким образом, общий миф о том, что ежедневная газета – это удел пенсионеров в достаточной степени преувеличен. Сегодня проблема в том, что чтение почти всех газет, тем более ежедневных, общественно-политических, - занятие людей думающих, а это уже не относится ни к возрасту, ни к профессии, ни к уровню доходов. Читатель "Вечерки" и других ежедневных питерских газет – это думающий человек.
Lenizdat.ru: Как Вы прокомментируете мнение о том, что "Вечерний Петербург" отстаивает прогубернаторскую позицию?
В.Угрюмов: Мы отстаиваем позицию города. Я не считаю, что у города плохой губернатор. Скажем, в сфере политики, да, у нас позиция ближе Смольному, нежели федералам. Но это не значит, что мы поем осанну всему, что делает губернатор. Например, кроме нас и телеканалов, никто так жестко не освещал ситуацию, связанную с отключением теплоэнергии этой зимой. Мы не восхваляли жилищно-коммунальные службы и их героический труд, а публиковали статистику, которая была просто убийственна. Если за 10 новогодних дней 2002 года было отключено от тепла где-то 512 здания, то уже в этом году – около 4311. Да, в определенной степени мы близки к Смольному, но это не накладывает на нас обязательства восхвалять администрацию, и никто, кстати, от нас этого и не требует.