Медиановости

27 февраля 2003 17:20

РТР-Санкт-Петербург – без цензуры

Недавно на нашем сайте был опубликован материал под названием "Кто похвалит президента лучше всех…". Речь шла о дирекции "Санкт-Петербург" ВГТРК (проще говоря – "РТР-Санкт-Петербург"). И даже не собственно о телекомпании и ее питерском филиале, а витающем над ней призраке политической цензуры, и о специфической работе с кадрами – вытеснении тех журналистов, которые проявляют себя недостаточно лояльными по отношению к власти.

Основанием для этого послужило письмо тележурналистки Марианны Факторович - она утверждает, что ее отстранили от работы за то, что она недостаточно почтительно отозвалась о российском президенте в одной из питерских газет.

Наш материал не остался без внимания руководства петербургского отделения ВГТРК. В наш адрес поступило письмо руководителя дирекции "Санкт-Петербург" ВГТРК Марины Фокиной. Вот оно.

"Меньше всего хотелось бы устраивать публичную дискуссию о том, прав или нет руководитель в своих решениях. Есть ряд должностей, которые уже по определению содержат свод прав и ответственности. И степень ответственности всегда выше. Формировать идеологию компании, ежедневно принимать сотни сложных решений, от которых зависит тактика и стратегия – это далеко не полный перечень обязанностей руководителя. Еще меньше хотелось бы устраивать паблисити никому неизвестной журналистке М.Факторович.

Однако некоторые вещи объяснить необходимо.

Несмотря на государственный статус компании, зарплату сотрудникам платит не государство, а руководство Дирекции, которое и сумело создать тот самый эффективный менеджмент, благодаря которому есть возможность платить высокие зарплаты и поощрять сотрудников в соответствии с результатами работы.

Важнейшей частью стратегии компании является формирование особого корпоративного духа, который не только объединяет людей ради общего дела, но и дает возможность гордиться своим делом и коллективом. И это задача не только руководства, но и всех без исключения сотрудников. Таковы принципы каждой серьезной корпорации, которая достигает успехов и дорожит собственной высокой репутацией. А вот создание условий для реализации творческого потенциала сотрудников – это задача руководства. Шансы для такой реализации в Дирекции предоставлены всем. Важно, кто и как использует эти шансы. Один становится профессионалом высокого класса с уважаемым именем и, кстати, всегда способен оценить те условия, которые ему созданы. Другой человек начинает обвинять всех в собственной несостоятельности, но, к счастью, таких – единицы. В данном случае – это история М.Факторович. И у нее был шанс проявить себя в течение двух с половиной лет. Договор, потом прием в штат, благодаря настойчивому ходатайству заслуженного режиссера-постановщика К.М.Фатовой. Однако именно К.М.Фатова менее чем через год категорически отказалась работать с М.Факторович, убедившись в ее лени и некомпетентности (например, редактор Факторович была уверена, что в "Пиковой даме" речь идет не о трех картах, а о четырех…). Прежний руководитель Дирекции Б.А.Куркова также дает М.Факторович соотвествующие характеристики, из которых наиболее мягкая: "бездельница". Тем не менее, уже штатному редактору М.Факторович был предоставлен еще один шанс: работа в творческой группе программы "Погода в доме". Ничем заметным ее деятельность за это время отмечена не была. До момента публикации с подписью М.Факторович в газете "Час Пик". Шутки дурного тона нетрезвого человека – это его личное дело в том случае, если он представитель свободной профессии и частное лицо. Но работник любой компании (и государственной, и частной) должен понимать, что подобное публичное поведение – это подрыв репутации компании, за что придется нести ответственность. А если журналист в здравом уме и трезвой памяти не узнает на экране президента собственной страны, то о какой профессиональной компетентности может идти речь?

Естественно, М.Факторович было предложено подумать о соответствии должности редактора с высокой степенью ответственности. Она, действительно, была переведена в другой отдел, где, кстати, работают ее коллеги. М.Факторович в свойственной ей манере успела крайне неуважительно отозваться о порученном деле, не сделав вообще ничего.

Все это свидетельствует только об одном: человек, пренебрегающий принципами коллектива, неадекватно оценивающий собственные поступки и не понимающий степени ответственности даже за минимум своих обязанностей, не может рассчитывать на поддержку коллектива и руководства.

Ваша Марина Фокина."

Кроме того, и в телефонной беседе Марина Фокина настаивала: никакой политической цензуры в руководимой ей телекомпании нет. А вот того, что кто-то из журналистов, кому не удалось реализоваться, вписаться в специфические профессионально-корпоративные требования, возможно, пытается придать этому какую-то политическую окраску, исключать нельзя…

Напомним, что разговоры о политической цензуре в питерском филиале ВГТРК начались не сегодня. История вопроса восходит к тому времени, когда в дирекции "Санкт-Петербург" сменилось руководство – летом 2000 года на смену Бэлле Курковой пришла Марина Фокина. А летом 2001 года разразился скандал в связи с уходом известной радиожурналистки Натальи Уховой, которая тогда возглавляла радийное подразделение питерского филиала ВГТРК "Радио России – Санкт-Петербург". Как писали тогда питерские газеты, она ушла, хлопнув дверью и обвинив новое руководство во введении политической цензуры. Впрочем, этот факт Марина Фокина также объясняет внеполитическими причинами. По ее словам, они с Уховой не сошлись во взглядах на способ ведения дел, новые, возможно, более жесткие, чем прежде требования оказались неприемлемы для радиожурналистки. И никакой цензуры.