Мнения
/ Блоги

21 марта 2003 12:30

Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели понимали тебя и вступали в диалог

Олешко В.Ф. "Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели понимали тебя и вступали в диалог". Изд-во Екатеринбургского государственного университета, 2002.

В издательстве Екатеринбургского государственного университета вышло в свет учебное пособие Олешко Владимира Федоровича "Журналистка как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели понимали тебя и вступали в диалог" . Ее автор доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати УрГУ им. А.М.Горького. В практической журналистике с 1972 г. Лауреат премий Свердловского областного творческого союза журналистов (1990) и Союза журналистов России (1995) за лучшие журналистские публикации года.

Известный автор специализируется в области психологии творчества, технологии журналистской деятельности, моделирования массово-коммуникационных процессов.

В книге обобщен творческий опыт отдельных журналистов и средств массовой информации в целом. Автор на конкретных примерах доказывает, что к числу важнейших задач отечественной журналистики относится разработка принципов и технологий организации делового взаимодействия СМИ и аудитории. Можно проверить исследовательской "алгеброй" гармонию индивидуального журналистского творчества? Интерактивная журналистика: миф или реальность сегодняшнего дня? На эти и другие вопросы автор дает ответы, используя результаты социологических и психологических исследований, а также обобщая материалы ведущих зарубежных и отечественных ученых.

Автор считает, что задача любого научения в массмедиа - подключить прежде всего мотивационную сферу, этически просвещать и программировать поведение журналиста на истинно творческую деятельность в любой профессиональной ситуации. Это книга-размышление о журналисткой профессии, ее статусе, значимости и ответственности.

Главное, в журналистской профессии, по мнению автора, - уметь построить доверительный диалог с аудиторией. С одной стороны, автор выбирает "технологический" подход для изложения материала, чтобы сфокусировать внимание в первую очередь на организации подобных диалоговых отношений, профессиональных приемах и техниках завоевания аудитории. В книге наглядно показывается, как происходит "конструирование" ситуации при планировании журналистской деятельности, как задумываются полемические техники, активизирующие аудиторию, как отрабатываются интерактивные технологии, происходит игрореализация.

С другой стороны, автор прибегает к "творческому" подходу, помогающему журналисту осознать себя креативным человеком. Книга Олешко В.Ф. открывает для журналиста возможности стать самоактуализирующейся личностью, независимой, автономной и самонаправленной. Такую возможность ему создает "одухотворенное действие", т.е. творческое отношение к своему труду, которое может поднять личность журналиста на качественно новый уровень.

Важными для читателя могут оказаться разделы книги, где автор пишет об ограничениях творческовости, тех факторах, которые мешают журналисту раскрыться как творческой личности. В этом смысле интересны предлагаемые методики, способствующие творческому озарению, стимулирующие творческий поиск, когда "мысль тянется к перу, перо… к "бумаге".

В рецензируемой книге подробно анализируется структура творчества, показывается, какую роль играет в диалоге имидж коммуникатора, как им можно управлять.

Особое смысловое значение имеют в книге вставки - своеобразные эссе известных журналистов, рассуждающих о природе журналистского творчества, приводятся выдержки из творческих дневников.

Книга проникнута духом современности. Она воспитывает в журналисте лидерские и волевые качества и программирует на успех.

Книга содержит богатейший социологический материал - результаты опросов более 300 журналистов практиков и экспертов, а также материалы социально-писхологических экспериментов.

Рецензируемая книга - это четвертая монография В.Ф.Олешко. Как и предыдущая, книга адресована, прежде всего, студентам факультетов журналистики и журналистам-практикам, а также всем, кто хочет достичь успеха, используя как результаты современных научных исследований, так и свой интеллект.