Мнения
/ Блоги

25 марта 2003 12:00

Методология прессы (идентичность творческой составляющей)...

Методология прессы (идентичность творческой составляющей): Материалы науч.-практ. семинара "Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (журналистское творчество и действительность)" (3 апреля 2002 года, Санкт-Петербург) /Редколл.: Б.Я. Мисонжников (отв.ред.), А.А.Юрков. СПб., СПбГУ. 2003.- СПб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2003. - 180 с.

Обращение к теме журналистского творчества объясняется тем, что в современных условиях унифицируются профессиональные технологии и в них зачастую выхолащивается индивидуальное и самобытное начало, утрачиваются оригинальность и нестандартность подходов в освещении явлений жизни. Особое значение приобретает идентичность творческого компонента, изучение креативного опыта прошлого и настоящего отечественной и зарубежной журналистики, стремление преобразовать данный опыт в инструмент практического действия.

Первый раздел книги "Творческий потенциал автора (поиск, приоритеты, позиция)" посвящен выяснению вопроса, под воздействием каких факторов - субъективных или объективных - происходит рождение "хорошей" журналистики, которая "дает пищу не только для оптимистических размышлений, но и существенных в сугубо прагматическом плане аналитических оценок и выводов" (Б.Я.Мисонжников). Журналистскому творчеству присущи довольно жесткие формы практической (функциональной) организации. Добиться в этой сфере успехов без предварительной подготовки трудно. Необходимо овладение технологическим комплексом приемов и методов работы. Но журналистика требует неординарных решений и подходов. Каждый журналист достигает успеха, практических эффектов благодаря своим духовным качествам и личностным характеристикам. Специфика журналистского творчества в том, что оно интегрировано, с одной стороны в общую систему творческих проявлений, а с другой, - в социальную сферу. Именно поэтому журналистскому творчеству присущи креативность, творческое отношение к миру, создание и пересоздание, творческая самостоятельность, раскованность, иногда доходящая, по замечанию Л.Г. Свитич "до творческого произвола" (Феномен журнализма. М., 2000. С.213). Выделяются несколько типов журналистского творчества в зависимости от характера отражения действительности: адекватное отражение реальности, виртуальное отражение реальных процессов, создание параллельной, виртуальной модели жизни общества. В соответствии с этим меняются методы и приемы презентации фактов в журналистских текстах.

В статье "Этический аспект коммуникативной функции публицистики" доцент А.А.Юрков поднимает вопрос о социальной ответственности публицистики (под последней понимается журналистское творчество, которое в процессе реализации своей коммуникативной функции формирует концептуальную массовую информацию о мнениях, взглядах, убеждениях членов социума и отличается активной авторской позицией). Фактор социальной ответственности прессы рассматривается как важнейший измеритель этических свойств публицистики.

Литературной критике посвящены статьи Тепляшиной А.Н. "Критика - форма творчества и элемент профессиональной культуры" и Р.Ю.Данилевского "Униженные словом (приемы полемики в литературной критике)". Доцент А.Н.Тепляшина рассматривает критику как целостный идейно-эстетический феномен; как способ социально-этической регуляции развития определенных явлений и процессов восприятия их обществом; как вид публицистического творчества. Публицистические задачи, постоянно выполняемые критикой, в значительной мере отражаются на специфике ее аналитических операций. Рассматривается процесс превращения критики в интеллектуальное осознание культуры. Механизмами реализации критики выступают интерпретация, объяснение, репрезентация, прогностическая направленность оценок, коммуникативные возможности, редуцирование мыслительных процессов.

В первом разделе книги подробно рассматриваются природа и специфика ведущих жанров журналистики. В статье Б.Я.Мисонжникова "Феномен репортажа: опыт рассмотрения перформативного аспекта творческой онтологии" показывается, как зачастую за бесхитростной репортажной повествовательностью и описательностью обнаруживаются смелая, а иногда в позитивном плане и дерзкая авторская позиция, стремление проникнуть в реальные события. Репортаж работает на впечатление и побуждает "душу к активности". Автор различает два вида репортажей. Первый - это репортаж, написанный по "горячему" материалу, собранному с применением "тайных" и "оперативных" методик, по фактам, добытым в экстремальных условиях. Такой репортаж обладает напряженной, экспрессивной стилевой организацией. Второй - репортаж, подготовленный в изначально спокойной обстановке, не требующей от автора смелых и неординарных решений, исключающий стрессовые ситуации, организуется по другим законам текстообразования. У них разная поэтика.

Статья проф. Кима М.Н. "Основные творческие принципы работы над интервью" посвящена методике работы над указанным жанром. Автор выделяет стадии работы над жанром (техническую, редакторскую, авторскую, соавторскую), которые требуют особой методики. Различает разные виды интервью. Автор считает, что фактическая сторона события лучше отображается в информационных интервью, проблемно-тематическая - в аналитических, а идейно-концептуальная - в диалогических и монологических формах.

В статье Е.Г.Фомичевой "Метод отображения действительности в публицистике Д.С.Лихачева" рассматриваются лучшие образы творчества указанного автора. Жанровое своеобразие публицистики и беллетристики А.И.Герцена отображены в одноименной статье проф.Л.П.Громовой. В статье К.А.Панцерева "Авторское "я" в путевом очерке" рассматривается парадигма взаимоотношений автора и героя и метод реализации авторского "я".

Доц. Бергер Н.В. в статье "Творческие предпочтения расследовательской журналистики (на материале Петербургской газеты "Ваш тайный советник") раскрывает творческие методы получения и интерпретации данных в режиме расследования.

Во втором разделе книги "Современный медиаландшафт: актуальные творческие стратегии" представлены статьи зарубежных авторов, посвященных современным газетно-журнальным и электронным технологиям, научным методам изучения журналистики. В статье Мюллера Ю.Э. исследуются новые формы коммуникации (дигитальные электронные медиа) и намечаются перспективные направления в их изучении, предпочтительными оказываются те, где есть комбинация коммуникативных и медийно-научных методов, "в возросшей степени учитывающая медийный продукт и его содержание".

В статье Х.Шредера и И.Панасюк "Табу как лакунарное явление в межкультурной коммуникации" рассматривается методология текстопостроения, развитие журналистского текста как современного средства коммуникации и уникального культурологического феномена. Авторами анализируются определенные речевые стратегии в связи с имеющимися в обществе табу и табуированием (использование проформ, цитирование, выделение агенса и его подразумевание, использование эвфемизмов и специального вокабуляра и др.).

Статья известного ученого Т.А. ван Дейка "Цели критического дискурсного анализа" посвящена критическому дискурсному анализу, который в последнее время стал общей основой для специального подхода в изучении текста и речи. Его возникновение связано с развитием критического языкознание, критической семиотики. Статья отвечает на вопрос, как производить критический дискурсный анализ для успешных исследовательских стратегий, как выяснить, какие структуры и стратегии текста и речи следует взять, чтобы обнаружить образцы господства и элиты или подтасовок в текстах. Дискурсный анализ акцентирует внимание на речевых установках, компонентах и последствиях злоупотребления влиянием доминирующими группами и институтами. Он позволяет выявить уровень доступа и контроля над контекстами, жанрами, текстом и речью, их свойствами.

Обладающие властью журналисты могут оказывать влияние на некоторую часть взглядов реципиентов. С помощью дискурсного анализа выявляются способы влияния и контроля над общественным мнением, которые являются социально опасными ли морально незаконными, например, когда влиятельный журналист контролирует взгляды аудитории таким способом, который отвечает интересам влиятельного круга лиц.

В третьей главе "Творческая парадигма в контексте межкультурной коммуникации" представлено исследование проф. С.М.Виноградовой "Самоактуализирующаяся личность: жизнь и творчество в свете гуманистической психологии". "В центре гуманистической теории личности - культура и мораль, духовное возвышение человека. Отстаивая творческую природу журналистики, автор убеждает читателя в том, что даже в процессе своего становления журналистика предоставляла широкие для творческой реализации социально активной личности.

В публикации "Журналистика "черная" и "честная" (творчество в контексте политики Бангладеш) журналиста Рафикула Ислам Риада отмечается особая востребованность общества в "честных" журналистах, выполняющих свой профессиональный и гражданский долг.

В статье П.Я.Рыкованова "Американская трагедия на сцене медиа-театра: новое в практике СМИ США (по материалам французского ежемесячника "Монд дипломатик") дан анализ медиатизации трагических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г., приведших американское общество к массовой истерии. В потоке прорвавшейся информации едва слышны голоса журналистов, преданных идеалам свободы и вынужденных использовать малейшую возможность, чтобы высказать свое мнение не в Америке, а в отдельных изданиях европейской печати, сохраняющих нонконформизм по отношению к глобальной американизации и уважение политическому реализму. В третьем разделе книги "Лаборатория исследователя: мир самобытный и оригинальный" представлены две рецензии на книги: Комарова В.Г. Правда: онтологическое основание социального разума (СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001) и Тулупова В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама (Воронеж, кварта, 2001).

Рецензируемая книга поднимает широкий круг проблем журналистского творчества как уникального и многообразного в своем выражении социокультурного и профессионального феномена. Она предназначена для журналистов теоретиков и практиков, преподавателей и студентов факультетов журналистики.