Медиановости

17 сентября 2008 18:21

Союз писателей Санкт-Петербурга ждет ответа от "Литературной газеты"

"Литературная газета" пока никак не отреагировала на письмо Союза писателей Санкт-Петербурга, в котором они выражают возмущение по поводу заметки, посвященной Андрею Жданову.

"Пока мы никакого ответа из редакции "Литературной Газеты" не получили, - рассказал корреспонденту Lenizdat.ru критик и литературовед Александр Рубашкин. - Я еще не смотрел, но, может быть, в сегодняшнем номере "Литературка" нам что-нибудь ответит? Хотя я на это не очень рассчитываю. Свое письмо мы отправили факсом четвертого сентября. Газета выходит по средам. В ту среду, наверное, было рано ждать ответа, следующий номер я читал, но ответа не нашел. Почта может затеряться, но факс – маловероятно".

В "Литературной газете" корреспонденту Lenizdat.ru сообщили, что ни о каком письме ничего не знают.

"От Союза писателей Петербурга мы не получали никакого письма. Я даже не знаю, о чем вы говорите. Скажите, а когда они его отправили?", - растерянно ответила вопросом на вопрос Елена Головач, помощник главного редактора "Литературной Газеты" Юрия Полякова. Она пообещала, что в случае получения письма, редакция издания, "безусловно, внимательно ознакомимся с его содержанием".

Напомним, что "Литературная газета" отметила шестидесятилетие со дня смерти советского и партийного деятеля Андрея Жданова публикацией заметки, где соратник Сталина представлен как человек, способствующий идейному и духовному обогащению литературы и искусства. Этот факт вызвал резкое несогласие членов Союза писателей Санкт-Петербурга, и они отправили письмо в редакцию издания.

Александр Рубашкин возмутился тому, что "Литературная Газета" отметила день рождения "сталинского сатрапа", но не вспомнила о действительно важной дате - 22 июля исполнилось 50 лет со дня смерти Михаила Зощенко. В издании к этой дате ничего опубликовано не было. "Это очень показательно. Зощенко для них никто!" - заявил Рубашкин.

Он решительно не согласен с оценкой деятельности Андрея Жданова: "Эту подборку с портретиками подписал некий Сергей Архивариус. Я не знаю настоящая это фамилия или псевдоним, но создалось такое впечатление, что он просто переписал из каких-то справочников анкетку о Жданове. Правда, концовку забыл написать: о том, что Андрей Жданов был одним из ближайших соратников в окружении Сталина и одним из главных людей, которые участвовали в репрессиях 30-40-50-х годов.

Также "Литературная газета" пишет о том, что Андрей Жданов всего лишь выступил против клеветы на советских людей, а кто клеветал? Зощенко! Вот, в чем было дело. Это же элементарные вещи. Мы считаем, что Жданов травил отечественную литературу! После его выступления, Михаил Зощенко не поднялся. У него фактически украли двенадцать лет литературной жизни. Власть, как правило, бьет по самым сильным и талантливым. Достаточно назвать такие фамилии как Шостакович, Зощенко, Ахматова, Мейерхольд, Кольцов. Эти писатели и журналисты творили в обстановке страха, когда всех "шельмовали".

А вот какое мнение высказал по поводу заметки о Жданове в "Литературной газете" Самуил Лурье, литератор: "Это все в порядке вещей. Потому что, как это ни странно и не похоже на научно-фантастический роман, но "Литературная газета" остается, как и была, органом советской литературы. Советская литература любила, любит и будет любить товарища Жданова. Потому что советская власть в литературе есть диктатура бездарности. Союз писателей СССР – богадельня для бездарных. Жданов как раз тот человек, который был необходим для создания и существования такого Союза писателей СССР, который существовал. В котором состояли десятки тысячи бездарных людей. И все они пользовались какими-то, пусть жалкими, но привилегиями, которые им не полагались. У них среднее образование – семь классов. Значительная часть из них были – бывшие военные и сотрудники госбезопасности. Все вместе они создавали тот продукт, которого требовал от них Андрей Жданов, за который он их хвалил и награждал орденами. Но коллективный условный Жданов. Жданов – это была советская власть, а они были сферой обслуживания советской власти. От всего этого сейчас осталась одна "Литературная газета". И она должна любить эту власть. В этом есть что-то трогательное даже.

Помните, старого Фирса в "Вишневом саде", которого заперли, он выходит и говорит: как же так? Меня оставили… Если бы пьеса "Вишневый сад" заканчивалась иначе. Фирс бы вышел не такой - жалкий, брошенный, он умрет от голода, крысы его съедят, а вышел бы он подвыпивший, держа в руках папироску, без верхних брюк и пустился бы вприсядку, приговаривая, что "наша придет и сожжем мы вас" - это было бы похоже на поведение "Литературной газеты" сегодня.

Это своего рода эксгибиционизм. А вот мы скажем, что при нем литературе было лучше. Этим они своего как бы товарища Зощенко втаптывают в могилу. Потому что Зощенко никогда не мог с этим смириться. Они его втаптывают, но он им не товарищ. Он талантливый был. А их товарищи – это Кочетовы, Бубенновы и пр. Никто не знает этих имён. Живые мертвецы, которые из гроба тянут ручонки, чтобы показать нам кукиш.

Бездарные писатели на самом деле не с завистью (как мы думаем) относятся к талантливым, а с отвращением. В советское время я работал в редакции. У меня был главный редактор – бездарный писатель, и я, когда был молодой, еще это проверял. Если ему даешь хороший рассказ и плохой, он всегда выберет плохой. Если в плохом рассказе есть одна хорошая фраза, он всегда ее вычеркнет. Но не потому, что он ей завидует. Нет. А потому, что она ему противна. Она ему физически противна. Бездарные люди они реагируют на талант, на талантливого человека, на судьбу талантливого человека, как клопы реагируют на формулу карбофоса. Они метафизически это ненавидят. Через годы, через десятилетия, через расстояния. И когда приходит такой большой клоп как Жданов – это воплощение их мечты, потому что при нем им хорошо. Потому что Жданов из Зощенко и того мерзавца, который написал эту статейку, обязательно бы выбрал мерзавца. А Зощенко бы не выбрал. Этому дал бы орден. А Зощенко бы не дал. Этому дал бы карточку. А Зощенко бы не дал. В этом состояла политика советской власти: образовать полную диктатуру бездарных".

Письмо в "Литературную газету" от Союза писателей Санкт-Петербурга

В одном из последних номеров "Литературной газеты" опубликована заметка с портретом А.А. Жданова. В ней говорится: "60 лет назад умер Андрей Александрович Жданов (1896–1948), советский государственный и партийный деятель, участник Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной войн. Будучи талантливой личностью, он содействовал идейному и духовному обогащению советской литературы и искусства. И по сей день спекулируют на его резких оценках некоторых работ Зощенко и Ахматовой, хотя он всего лишь выступал против клеветы на советских людей, против "безыдейных и аполитичных" произведений. Жданова уже давно нет, как нет города, улиц и площадей, названных в его честь, социалистический реализм уничтожен, безыдейность и аполитичность приветствуются. А литература и искусство от этого лучше не стали. Мягко говоря".

Подписана заметка "архивариусом А. Сергейчиком", а отвечать должен за такое редактор газеты. Мы с подобными оценками деятельности Жданова решительно несогласны. Постановление ЦК партии от 1946 года, отмененное осенью 1988, перечеркнуло литературную судьбу и всю жизнь М.М. Зощенко. Анна Ахматова "15 блаженнейших весён" не смела подняться с земли. Совсем недавно, 22 июля, "Литературная газета" не вспомнила пятидесятилетия со дня смерти ждановско-сталинской жертвы – М.М. Зощенко, в упомянутой заметке, как и в давнем Постановлении ЦК партии, оба писателя упоминаются без инициалов. Не все "заслуги" Жданова упомянуты в мемориальной заметке.

Сошлемся на двухтомник БСЭ (1991), откуда архивариус А. Сергейчик забыл переписать последние строки о Жданове: "Входил в ближайшее политическое окружение И.В. Сталина; один из наиболее активных организаторов массовых репрессий в 1930-1940-е годы".

Последнюю оценку никакие "архивариусы" отменить не смогут.

Члены Совета Союза писателей Санкт-Петербурга:

Валерий Попов, Илья Штемлер, Илья Фоняков, Николай Крыщук, Александр Танков, Александр Рубашкин, Галина Гампер, Андрей Балабуха, Николай Прокудин, Давид Раскин.

Материалы по теме

Открытое письмо со словами возмущения отправил в "Литературную газету" Союз писателей Петербурга "Эхо Петербурга", 15.09.08