Медиановости

13 января 2009 13:38

Да здравствует День печати! Который мы потеряли…

13 января отмечается День российской печати. Считается, что в этот день в 1703 году по указу Петра I вышел в свет первый номер первой российской газеты "Ведомости". Сам профессиональный праздник был учрежден указом Верховного Совета РСФСР от 13 января 1991 года взамен существовавшего тогда Дня советской печати, отмечавшегося 5 мая (5 мая – день, когда впервые вышла ленинская газета "Правда").

18 лет назад дело, вроде, сделали благое, лишив профессиональный журналистский праздник партийного ленинского налета, однако денек выбрали, прямо скажем, не самый счастливый. Трудно сказать, почему всплыло именно число "13", ведь сам указ Петра увидел свет 15 декабря, а первый номер, сохранившийся до наших дней, датирован 2 января… Есть еще много исторических несовпадений, противоречий, но не о том сегодня речь. Как ни крути, выходит, что День печати возникает на горизонте после январской череды куда более важных праздников, да еще и накладывается на старый Новый год. А посему праздничного настроения работникам печати в этот день создать никак не удается, и, к сожалению, почти двадцать лет спустя, можно сказать, что праздник этот не прижился…

Накануне Дня печати "Лениздат.Ру" решил поинтересоваться у журналистов, как они будут отмечать свой кровный праздник?

Реакция оказалась убийственной. Уважаемые журналисты, что служат верой и правдой профессии на протяжении десятков лет, либо не помнят, что 13 января – красный день календаря, либо вообще не знают про такой (18 лет спустя!), либо не считают нужным отмечать этот праздник. Ни один из моих собеседников не мог припомнить, что он в эти годы один или с коллегами каким-то образом отмечал 13 января.

Только завотделом культуры "Невского времени" Владимир Желтов обнаружил в памяти любопытную историю, да и то со знаком минус. Несколько лет назад он позвонил в Москву своему хорошему знакомому актеру Виктору Сухорукову, чтобы поздравить того со старым Новым годом, и вдруг Сухорухов открыл глаза журналисту, что звонит он еще и в День роспечати, а потом в своем стиле (Виктор любит говорить длинно и высокопарно!) прочитал целую лекцию о пользе профессиональных праздников и традиций. Что, впрочем, никак не повлияло на Владимира: как не отмечал он с коллегами День роспечати, так и не отмечает…

Зато у рыцарей пера бурю положительных эмоций вызвала просьба поделиться воспоминаниями о старом Дне печати - 5 мая. Никто не увязывал его с ленинскими мотивами - этот день задолго до его "закрытия" утратил идеологический оттенок и превратился просто в профессиональный праздник.

Заместитель завотделом газеты "Труд" (Москва) Сергей Бирюков вспомнил, что когда он работал в советское время в редакции газеты "Правда", то 5 мая, вплоть до начала 90-х, проводились масштабные праздники "Правды" на ВДНХ. Народ гулял и плясал под песни приглашенных звезд и слушал рассказы матерых журналистов о том, что надо "трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете"… Читатели могли тут же пообщаться с публицистами, похвалить и покритиковать любимую газету. Ничего подобного нынче не происходит… Но, по мнению Сергея Бирюкова, День печати 13 января вовсе не безнадежен. Надо просто придать ему реальный статус "дня четвертой власти", ну и добавить пиара. Вот ведь Дню милиции не мешает соседство с чередой ноябрьских праздников - такие роскошные концерты по ТВ закатываются и в Москве, и в лучших залах по всей стране, так почему бы ни устроить что-то подобное и в нашей истории!

Главный редактор газеты "Пять углов" (с февраля уходящей в Интернет), преподаватель факультета журналистики СПбГУ Нонна Тимошенкова припомнила, как 5 мая студенты факультета журналистики тогдашнего Ленинградского университета имени А. А. Жданова собирались у стен факультета и торжественным маршем шли на Марсово поле, где проходила красивая церемония посвящения пятикурсников в журналисты. Потом студенты, преподаватели и гости вместе фотографировались, братались – положительных эмоций хватало. Оттуда многие прямиком направлялись в Таврический дворец, где 5 мая всегда проходило торжественное заседание, там собиралась журналистская общественность, знаменитые гости, студентам тоже вручали пригласительные билеты. Конечно, было немало официоза, марксизма-ленинизма, однако журналистскую братию привлекало не только меню праздничного буфета, но и выездной книжный киоск, где можно было купить остродефицитные тогда новинки Евтушенко, Айтматова, Гамзатова, Рождественского, а также книги любимых публицистов. Ленинградские журналисты об этом знали, подкапливали деньги и охотно пополняли свою библиотеку. Ко Дню печати работников пера всегда ждали награды: высокопоставленных персон – вплоть до орденов и медалей, а простых смертных – грамоты с профилем Ильича и денежные премии. Подводились и итоги всевозможных творческих конкурсов. Про новый День печати Нонна Викторовна ничего интересного вспомнить не может, ноль ассоциаций. Словно и нет такого 13 января в природе! А может, действительно, это праздник-фантом, потому что на рабочем столе Нонны, редактора старейшей детской газеты страны, сейчас лежит календарь, где черным по белому написано, что 12 января – День работника прокуратуры, а День российской печати… - 14 января.

Раньше 5 мая устраивались праздничные мероприятия в Домжуре, ну а те, кто туда не попал, стихийно гуляли в Лениздате на Фонтанке, 59. 5 мая все коридоры огромного шестиэтажного здания были полны радостными и разгоряченными лицами. Журналисты в то время обитали под одной крышей, одной семьей, все знали друг друга, мигрировали из редакции в редакцию. После организованных торжеств в каждой редакции журналисты растекались по кабинетам, и, по воспоминаниям главного редактора дайджеста-еженедельника "24 часа" Олега Петриченко, "гудела праздничная пьянка-гулянка по всем углам", публицисты то и дело бегали с сетками на "ватрушку" (гастроном на соседней площади). Было много смешных тостов еще и потому, что 5 мая 1818 года родился ни кто иной, как Карл Маркс (такую деталь припомнил главный редактор петербургского выпуска "Известий" Борис Клементьев).

Но кто-то гулял и оттягивался, а кто-то, по воспоминаниям известной петербургской журналистки Татьяны Зазориной, ныне заведующей пресс-центром редакции "КП в Петербурге", вел долгие интеллектуальные беседы. Запирались в кабинетах и, немного выпив, душевно общались. Темой для обсуждения, в частности, становились книги Довлатова, Солженицына, Бродского и другая запрещенная литература. В таких посиделках солировали Аркадий Спичка, Ирина Чуди, Александр Афанасьев, Сергей Чаплин и другие легендарные личности ленинградской прессы. "Еще те были спектакли! И весело, и умно, и остроумно! Среди нового поколения журналистов столь гармонично и энциклопедично развитых личностей, пожалуй, нет, чтобы так вот сидеть и душевно толковать не о кризисе и курсе валют, а на любые темы. Очень начитанные люди были! И никого не смущало, что Ленин, что "Искра", что "Правда" - витало настроение настоящего праздника!", - заметила Татьяна.

Кстати, уже после того, как по высокому указу День печати переместился из цветущей весны в разгар колючей зимы, многие редакции продолжали отмечать профессиональный праздник "по-старому". Так, издательский дом "Калейдоскоп" в конце 90-х каждый год 5 мая арендовал теплоход на целый день, и коллектив отправлялся на прогулку по Неве с высадкой в лесу, и все сопровождалось трогательными речами, щедрым столом, выступлением артистов и томными танцами. Такие "заплывы" очень сплачивали коллектив!

И сегодня, по словам известного журналиста, политического обозревателя Юрия Нерсесова, он, как и многие, отмечает День печати именно 5 мая. Хотя ничего против не имеет тех, кто гуляет 13 января. Если, конечно, такие имеются. "Пусть каждый празднует День печати, когда ему нравится!" - сказал Юрий.

"Люблю День печати в начале мая!" - так могли бы воскликнуть все собеседники. Олег Петриченко честно признался, что не помнит про праздник 13 января и никаких торжеств не планирует. Ни лично, ни в редакции. Главный редактор петербургского выпуска "Известий" Борис Клементьев тоже 13 января коллектив собирать не намерен, а вечером отправится с супругой Ириной (тоже известной журналисткой) на премьеру в Дом кино. Татьяна Зазорина выдала каламбур: "То, что будет День печати, я помню, но 13 января об этом ни я, ни другие не вспомнят!"

Однако на предложение "а что если восстановить историческую справедливость и вернуть обратно в май День печати!" большинство коллег говорили: "Нет, все-таки не стоит!" Тот майский день был хорош в контексте времени, уже исчезнувшей эпохи, той самой советской печати со всеми ее плюсами-минусами. А то, что новый (18 лет, а для большинства он все еще новый!) День печати никак не приживается – конечно, грустно. Как заметил Олег Петриченко: "Один праздник ушел – другой не пришел!"

Материалы по теме

Российская пресса. Что ее ждет? Lenizdat.ru, 13.01.09