Медиановости /
Бизнес, Власть, Петербург

21 мая 2013 12:48

Комитет по печати сделал исключение для "медиафасадов" "Третьего глаза"

Комитет по печати сделал исключение для

В начале апреля в Петербурга появились видеоэкраны, принадлежащие рекламного агентству "Третий глаз". Конструкции "украсили" исторический центр города вопреки мораторию на размещение крупногабаритных конструкций, подписанного игроками рынка наружной рекламы. Тем не менее, в компании Лениздат.Ру заверили, что имеют все необходимые разрешения от комитета по печати.

Первыми появились крупногабаритные конструкции на Лиговском проспекте, 149, и Московском проспекте, 105. Электронные дисплеи размером более 10 кв метров принадлежат рекламному агентству "Третий глаз" – дочерней компании ООО "Северная столица". ООО было создано в конце 2001 года, одним из учредителей является Дмитрий Столов.

В компании установленные в историческом центре видеоэкраны называют "медиафасадами". Подготовленный для клиентов медиакит гласит, что "медиафасад" - это "органично встроенный в архитектурный облик здания" экран или дисплей произвольного размера и формы, который устанавливается на фасаде. Минимальная стоимость размещения "рекламного послания" на "медиафасаде" сроком один месяц составляет 4,6 миллиона рублей.

  • Фоторепортаж: «Комитет по печати сделал исключение для "медиафасадов" "Третьего глаза"»
  • Фоторепортаж: «Комитет по печати сделал исключение для "медиафасадов" "Третьего глаза"»
  • Фоторепортаж: «Комитет по печати сделал исключение для "медиафасадов" "Третьего глаза"»
  • Фоторепортаж: «Комитет по печати сделал исключение для "медиафасадов" "Третьего глаза"»
  • Фоторепортаж: «Комитет по печати сделал исключение для "медиафасадов" "Третьего глаза"»
  • Фоторепортаж: «Комитет по печати сделал исключение для "медиафасадов" "Третьего глаза"»
  • Фоторепортаж: «Комитет по печати сделал исключение для "медиафасадов" "Третьего глаза"»
  • Фоторепортаж: «Комитет по печати сделал исключение для "медиафасадов" "Третьего глаза"»
  • Фоторепортаж: «Комитет по печати сделал исключение для "медиафасадов" "Третьего глаза"»
  • Фоторепортаж: «Комитет по печати сделал исключение для "медиафасадов" "Третьего глаза"»
  • Фоторепортаж: «Комитет по печати сделал исключение для "медиафасадов" "Третьего глаза"»

Также сотрудники ООО "Третий глаз" сообщают потенциальным клиентам, что в ближайшее время "медиафасады" ждет пополнение: помимо двух вышеперечисленных конструкций, еще три – на Литейном, 13, и Каменноостровском, 38 и 53, – монтируются и заработают летом 2013 года. В агентстве заверили, что компания получила все необходимые разрешения от властей на установку рекламных конструкций.

Смутное время для наружной рекламы

Это заявление вызывает вопросы. На сегодняшний день рынок наружной рекламы ждет появления концепции развития рекламного рынка в Петербурге. Пока ее нет, размещение рекламных конструкций регламентируется сразу несколькими правительственными распоряжениями и постановлениями. Несмотря на эту законодательную сумятицу, по информации Лениздат.Ру, правовых оснований для выдачи разрешения на установку "медиафасадов" ООО "Третий глаз" у Смольного быть не могло.

Основным документом, регламентирующим размещение наружной рекламы в Петербурге, является федеральный закон "О рекламе". Важным для отрасли нормативно-правовым актом, подготовленным Смольным, можно считать постановление № 6 "О совершенствовании деятельности по упорядочению размещения наружной рекламы в Санкт-Петербурге" от 10 октября 1996 года. Согласно документу, городская территория делится на архитектурно-исторические значимые зоны.

Положения постановления развивает распоряжение администрации Санкт-Петербурга № 526-ра "О мерах по упорядочению размещения рекламоносителей в историческом центре Санкт-Петербурга", принятое в 2003 году. Пункт первый распоряжения гласит: "Запретить размещение вновь устанавливаемых рекламоносителей с площадью одного рекламного поля (стороны) более 10 кв.м., за исключением рекламоносителей, на которых объем рекламно-информационных материалов, имеющих статус городской некоммерческой информации, составляет не менее тридцати процентов общего времени эксплуатации, на магистралях и территориях I категории архитектурно-исторической значимости".

Согласно закону от 1996 года, к этой категории относятся Литейный, Каменноостровский и Московский проспекты. Именно на них установлены четыре из пяти разрешенных комитетом по печати "медиафасадов" "Третьего глаза", городскую некоммерческую информацию не транслирующие вовсе. По закону конструкции не могли бы получить согласования.

В ожидании концепции

В сентябре 2011 года Александр Лобков, только что занявший пост председателя комитета по печати, заявил о разработке единой концепции развития рынка наружной рекламы на 2012 – 2015 годы. Прошло почти два года. По информации игроков рынка, проект новой концепции практически подготовлен, и уже прошел слушания в торгово-промышленной палате. По сведениям портала, сейчас концепция находится на согласовании в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Предполагается, что губернатор города подпишет документ уже этим летом.

На своем сайте рекламное агентство "Третий глаз", однако, сообщает будущим клиентам: "Начиная с 2013 года, медиафасады приняты правительством Санкт-Петербурга в качестве основного элемента концепции развития крупногабаритной рекламы в городе". Это заявление звучит странно, учитывая, что в проекте новой "Концепции развития рынка наружной рекламы" о "медиафасадах" нет ни слова.

Правда, проект концепции Смольного предусматривает возможность размещения в центральной зоне Петербурга (Василеостровский, Адмиралтейский, Петроградский и Центральный районы) рекламных конструкций с площадью одной стороны до 18 кв метров.

В частности, в документе сообщается: "Размещение нестандартных высокотехнологичных светодиодных мониторов и газосветных установок не носит запрещающего характера, но допускается очень избирательно, преимущественно в отношении брендов, являющихся гордостью национальных экономик, при наличии согласования местных администраций". Медиафасады "Третьего глаза", без сомнения, высокотехнологичные конструкции, однако на сегодняшний момент рекламируют отнюдь не те бренды, "которыми может гордиться нация".

Однако даже если комитет принял ООО "Третий глаз" за "гордость национальной экономики" и именно этим мотивировал выдачу разрешения, к ведомству остаются серьезные вопросы. В концепции содержится предписание исполнять требования законаСанкт-Петербурга № 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия".

Согласно тексту этого документа, на территории охранной зоны объектов культурного наследия запрещается "установка рекламных и информационных конструкций с площадью более 10 кв. м".

Вопреки мораторию

Таким образом, ни новая концепция, ни принятые ранее нормативно-правовые документы не позволяют разрешить установку "медиафасадов". Более того, до принятия концепции в городе вообще действует мораторий на размещение крупноформатной рекламы. Информация об этом документе появилась осенью 2012 года в газете "Коммерсант", которая ссылается на постановление правительства №1087 от 11 октября 2012 года "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Администрации Санкт-Петербурга и постановлений Правительства Санкт-Петербурга".

Президент компании "Талер" Михаил Поционко в разговоре с Лениздат.Ру сообщил, что мораторий был подписан всеми операторами рекламного рынка еще 31 августа. Лениздат.Ру не удалось обнаружить текст постановления на официальном сайте правительства. "Коммерсант" же писал о том, что в тексте документа Правительство отказалось от законов 2002 – 2006 годов, регламентирующих установку в Санкт-Петербурге крупногабаритных электронных дисплеев, телевизионных экранов и информационных дорожных знаков маршрутного ориентирования с элементами рекламы. Это сделано для того, чтобы не выдавать разрешений (чей срок действия – минимум пять лет) рекламным конструкциям, которые, согласно новой концепции, могут быть признаны незаконными.

Отметим, что менеджер компании "Третий глаз" не смогла четко ответить на вопрос, когда было получено одобрение ведомства на установку экранов. Сначала представитель агентства заявила, что проект запущен в 2013 году, потом поправилась: "Может быть, и в 2012 году. Вы же понимаете, это конфиденциальная информация компании".

КГИОП не одобряет

Впрочем, по закону комитете по печати не имеет право принимать решение о выдаче разрешения в единоличном порядке. Впостановлении правительства от 25 июля 2006 года N 904 "О выдаче разрешений на установку рекламных конструкций", указано, что ведомство обязано согласовывать свое решение еще с рядом госорганов: комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА), комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству, ГИБДД и комитетом по государственному контролю и охране памятников (КГИОП). Причем, в 2012 году в постановление было внесено изменение, согласно тексту которого соласования со стороны перечисленных органов необходимы для выдачи разрешений на установку наружной рекламы.

В конце марта 2013 года интернет-газета "Карповка" сообщила о том, что дом №149 на Лиговском проспекте, "украшенный" монитором размером 13 на 10 метров, является выявленным объектом культурного наследия, то есть, памятником. Установка рекламных конструкций на памятниках – нарушение законодательства РФ и Санкт-Петербурга.

По информации "Карповки", против такого решения комитета по печати протестовал КГИОП. Ведомство не давало согласия на установление экрана ООО "Третий глаз" на Лиговском, 149. Свое решение тогда комитет пояснил несоответствием "медиафасада" законодательству России. В ведомстве сослались на 33 статью федерального закона №73 "Об объектах культурного наследия народов РФ" , которая предписывает защищать памятники от различного рода негативных воздействий. Таким воздействием КГИОП счел "нарушение благоприятного зрительного восприятия объекта культурного наследия". Однако разрешение на установку видеоэкрана комитет по печати все же выдал, что "Карповке" подтвердил зампред ведомства Сергей Серезлеев.

Михаил Поционко считает, что комитет по охране памятников мог просто не успеть огласовать разрешение на установку видеоэкрана. "Ситуация могла быть такой: есть определенные сроки, если КГИОП не выдержал эти сроки, то автоматически считается, что он разрешил, - говорит Поционко. - Если они выдали запрет, просрочив сроки, то разрешение уже было у людей на руках. Теоретически это возможно". В постановлении правительства №904 указано, что исполнительные органы должны согласовать разрешение или выдать мотивированный отказ в течение 15 дней с момента получения запроса от комитета по печати. Однако в ответе на запрос "Карповки" представители КГИОП сообщают, что получили запрос и отклонили непосредственно сам лист согласования. Возможное нарушение предписаний КГИОП комитетом по печати Михаил Поционко прокомментировать не смог.

1 июля 2013 года запустятся еще два "медиафасада" на Каменноостровском проспекте. Однако здания № 38 (дом В.Г. и О.М.Чубаковых) и №53 (дом А.А.Каплуна) также являются объектами выявленного культурного наследия согласно списку, утвержденному 20 февраля 2001 года. Это значит, размещение экранов на них незаконно.

Член правления Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александр Ружинский сообщил, что организация также заинтересовалась появлением "медиафасадов". "Я подозреваю, что все это согласовано не совсем как реклама, вероятно, как социальный проект, - прокомментировал Ружинский. – Он также отметил, что Ассоциация пристально наблюдает за происходящим. "Кроме того, я видел появившиеся отдельно стоящие рекламные конструкции у метро Старая деревня, Ленинский проспект. Нас все это удивляет", - заключил он.

Выдавая сомнительные с точки зрения законодательства разрешения на установку медиафасадов, комитет вместе с тем активно заявляет в публичном пространстве о том, что последовательно борется с игроками рекламного рынка, нарушающими закон. К примеру, 24 апреля, неподалеку от "медиафасада", установленного на Лиговском, 56, председатель комитета по печати Александр Лобков лично собственноручно поучаствовал в демонтаже незаконно установленной рекламной конструкции.

Председатель комитета по печати Александр Лобков сообщил, что готов прокомментировать сложившуюся ситуацию письменно. Лениздат.Ру отправил руководителю официальный запрос.

Анастасия Фролова