Медиановости
/ Версии, Конфликты, Медиасреда

19 июня 2013 16:13

СМИ связали воедино DDoS-атаки, скандал с Forbes, "кремлевского повара" и "Газету о газетах"

9 июня на телеканале "НТВ" вышел сюжет о проплаченной публикации в майском журнале Forbes. Пострадавшим стал некий Сергей Соловьев, утверждавший, что никаких интервью журналу не давал. Сразу несколько СМИ попытались разобраться в ситуации, и пришли к удивительным выводам, обнаружив связь между заказчиком статьи в Forbes, "кремлевским шеф-поваром" Евгением Пригожиным и DDoS-атаками.

Первой на скандал отреагировала "Лента.Ру". Журналисты издания обратились к событиям весны 2013 года, когда в продажу поступил майский номер журнала Forbes. Якобы 22 апреля "простому петербургскому менеджеру по продажам" Сергею Соловьеву номер вместе с заявлением о разводе принесла жена. Из интервью под названием "Портрет современного политика" она узнала, что ее муж на самом деле миллиардер и кандидат в депутаты города в Свердловской области. Соловьев возмутился ложной публикацией в Forbes и подал иск против учредителя журнала, компании "Аксель Шпрингер Раша".

По его словам, никаких интервью журналу он не давал, а реальные фотографии были украдены из аккаунта "ВКонтакте". В разговоре с корреспондентом Лениздат.Ру Соловьев признался, что фотосессия делалась для его нового сайта – менеджер планировал заниматься консалтингом различных московских и петербургских фирм. Отметим, что фотографии были выложены в соцсети 5 апреля, по словам же сотрудников рекламного отдела Forbes, макеты издания были сданы на день раньше.

Заказчик рекламной публикации

Однако Соловьев пропустил, что интервью "Портрет современного политика" было напечатано с пометкой "на правах рекламы". Согласно федеральному закону «О рекламе» ответственность за предоставленные сведения несет рекламодатель. В его качестве в случае с этой публикацией выступила нижегородская компания "Региональный центр". Переговоры с Forbes о размещении статьи вела некая Полина Григорьева, представившаяся как генеральный директор рекламного агентства "Кентер медиа".

"В переписке с "Лентой.ру" Полина Григорьева подтвердила, что рекламное интервью действительно было заказано "Региональным центром", - пишет издание. - По ее словам, на отсутствии пометки "На правах рекламы" настаивал заказчик, и Forbes сначала пошел на это условие, а потом отказался, из-за чего и "был конфликт".

На это сама организация "Региональный центр" отреагировала заявлением, в котором сообщила, что "компания не размещала рекламный материал в журнале "Форбс" ни самостоятельно, ни через посредников в лице рекламных агентств, ни через физических лиц. Указанные в запросах от СМИ люди, а именно Сергей Соловьев и Андрей Михайлов не входят в состав учредителей компании, а также не являются рядовыми сотрудниками или сотрудниками аффинированных с "Региональным центром" компаний".

Источники в ИД "Аксель Шпрингер Раша" сообщили "Ленте.ру", что ИНН ООО "Региональный центр", указанный в базе СПАРК-Интерфакс, совпадает с ИНН компании, заключившей рекламный договор с Forbes, а договор был подписан Антоном Вячеславовичем Рудыкой – руководителем "Регионального центра".

9 июня эту тему поднял в своем сюжете телеканал НТВ. На экране возник некий предприниматель Андрей Михайлов, который заявил, что публикацию о Соловьеве в Forbеs разместил именно он. По словам Михайлова, сделал он это, чтобы доказать друзьям продажность отечественных средств массовой информации. В разговоре с "Лента.ру" он утверждал, что не имеет отношения к компаниям "Региональный центр" и "Кентер медиа", заказчиком материала выступал сам, а "Forbes может утверждать все что угодно". Отметим, что в базе данных ЕГРЮЛ Андрей Леонидович Михайлов числится соучредителем двух ООО "Кентер" и ООО "МК Кентер", ныне уже не существующих.

Газета о газетах

Стоит отметить, что имя Сергея Соловьева уже светилось на страницах СМИ. В феврале 2013 года петербургское издание "Газета о газетах" выступило с разоблачительным репортажем Дмитрия Быкова. Писателя якобы с концертом в честь 23 февраля в город Нижняя Тура Свердловской области привез Соловьев, представившийся кандидатом в депутаты в местную думу и попросивший агитировать в его пользу за 500 тысяч рублей. Эту информацию "Газета о газетах" почерпнула из письма самого Сергея Соловьева, приложившего видеозаписи и сканы документов.

Когда выяснилось, что этот розыгрыш тоже придумал и осуществил Михайлов, "Газета о газетах" пообещала провести собственное расследование, причем явно сочувствуя Михайлову в его нелегком деле разоблачения продажных СМИ. Пообещала и провела, выложив ссылку на расследование в одной из статей. Как и в сюжете НТВ, в ролике появляется Андрей Михайлов, рассказывающий ту же самую легенду о споре с друзьями. "Журнал Forbes во главе рейтинга продажности", - мрачным голосом заключила в конце сюжета безымянная журналистка.

Отметим в скобках, что в феврале, когда Михайлов вовсю "разыгрывал" Быкова, Сергей Соловьев еще не был зарегистрирован "ВКонтакте" (дата регистрации – 5 апреля). Каким образом тогда Михайлов вышел на свою "личину", сам Соловьев объяснить затрудняется.

"Лента.ру" изучила pdf-версии нескольких номеров "Газеты о газетах" и обнаружила, что в разделе "размещение рекламы " указывался тот же самый адрес электронной почты, которым пользовалась руководитель агентства "Кентер Медиа" Полина Григорьева. Руководитель "Газеты о газетах" Мария Майорова объяснила это совпадение "техническим ляпом". А после публикации "Ленты.ру" в колонке "Слово главного редактора" на сайте своего издания резко раскритиковала журналистку издания, Елизавету Сурганову. "При желании, всегда можно "притянуть за уши" факты, подтверждающие "причастность" к чему-либо, - прокомментировала Майорова. - Когда я общалась с Сургановой, у меня сложилось впечатление, что девушка получила заказ на привязку "Газеты о газетах" к организации "акций с Быковым и "Forbes" ". И продолжила настаивать на том, что надо, в первую очередь, проверять Forbes, а не искать заказчиков и исполнителей.

"Мы все представляем "Газету о газетах"

Однако петербургская интернет-газета "Фонтанка.ру" рассказала о фактах, которые трудно назвать "притянутыми за уши". Андрея Михайлова узнала интернет-редактор Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Марина Скалдина. Она приходила в офис "Газеты о газетах", когда в Союз журналистов стали поступать жалобы сотрудников издания по поводу того, что им не выплачивают заработную плату. По словам Скалдиной, которые приводит "Фонтанка", они вместе с коллегой отправились на встречу с главредом "Газеты о газетах". Кроме самой Марии Майоровой, при диалоге присутствовали выпускающий редактор Елизавета Остроумова и мужчина, представившийся Андреем Михайловым.

"На вопрос, является ли он сотрудником "Газеты о газетах", ответила Мария Майорова: "Мы все представляем "Газету о газетах". Андрей занимается административными вопросами". В том, что это был тот самый мужчина, фото которого помещено в номере с интервью "заказчика" статьи в "Форбсе", - ни у Марины Скалдиной, ни у её спутницы сомнений нет", - пишет "Фонтанка".

В "Газете о газетах" эту информацию журналистам "Фонтанки" отказались комментировать по телефону. Лениздат.Ру также дозвонился до Марии Майоровой, которая сообщила, что информация о работе Михайлова в ее издании – неправда. Затем, уточнив название редакции, сообщила, что на нее обрушился "шквал звонков" и попросила прислать вопросы по электронной почте.

Соловьев и Михайлов

На этом сложная сеть знакомств в этой истории не заканчивается. Свое собственное расследование провела "Новая газета". В распоряжении редакции оказались документы, которые подтверждают факт личного знакомства Соловьева и Михайлова. "В феврале из Петербурга в Екатеринбург Соловьев и Михайлов летали вместе. Если Андрей нашел человека, похожего на Сергея, то вплоть до совпадения паспортных данных", - пишет "Новая".

Однако в разговоре с Лениздат.Ру сам Сергей Соловьев заявил, что никого по имени" Андрей Михайлов"он не знает.

"Примерно две недели назад Михайлов написал мне на электронный ящик "ВКонтакте", - сообщил Соловьев. – Представился, что он Андрей Михайлов, извинился. Мы несколько писем друг другу написали, но, честно говоря, особого желания поддерживать контакт с этим человеком у меня нет по понятным причинам. Кто это, - непонятно".

Кроме того, Соловьев добавил, что подавать иск против Михайлова не собирается, не смотря на использование личных данных (в том числе фотографий из социальной сети "ВКонтакте").

"Это может быть Михайлов, это может быть Петров, это может быть Сидоров. Как его найти, какие конкретные действия против него предпринять? - говорил Сергей. - Есть журнал Forbes, есть конкретная статья. А есть некий человек, который назвался Михайлов. По большому счету, любой человек может сделать какую-нибудь гадость. Но ведь ребята-журналисты должны это проверять, хотя бы журнал Forbes. Как-то связаться со мной, спросить, давал ли я такое интервью".

Действительно, сложно найти человека, с которым сидел несколько месяцев назад на соседних креслах в самолете.

Шпионская сеть "Конкорда"

"Новая газета" выяснила еще ряд интересных подробностей. 17 января на электронную почту редакции пришло письмо, автором которого была жена и помощник бизнесмена из ОАЭ Хатем Рифаата Мохаммеда Инасс Кузменко. Женщина рассказывала о нечестном российском предпринимателе Владимире Бортовом, который взял у ее мужа 1 млн долларов на строительство ресторана и исчез в неизвестном направлении.

Инасс просила журналистов "Новой" разобраться в ситуации и написать разоблачительную статью. Однако журналисты не слишком "велись" на очевидную провокацию, и Кузменко прислала вести переговоры своего брата из Москвы. Это произошло в марте 2013 года, а в июне сотрудники "Новой газеты" узнали в этом брате того самого Андрея Михайлова, который "разоблачил" продажный Forbes.

"Новая газета" пишет также о некой Марии Х., которая пришла в редакцию летом 2012 года, готовая работать в издании на безвозмездной основе. Девушку журналисты раскусили – она оказалась PR-сотрудницей агентства "Конкорд".

"Задачи: установление доверительных отношений и связей, сбор и передача информации, фото- и видеосъемка и т.п. Тесен мир, а "Конкорд" — еще теснее. Одним из кураторов Машиной шпионской практики, судя по информации с SIM-карт, оказался все тот же Андрей Михайлов", - сообщается в статье "Новой газеты".

В трудовой книжке Марии Х. была запись о работе менеджера отдела продаж петербургской фирмы ООО "Принципиум". Генеральный директор и соучредитель этой фирмы – Мария Майорова, главный редактор "Газеты о газетах". Именно ее рукой и сделана строка в трудовой неудавшейся "шпионки" Марии Х.

Затем журналисты "Новой" открыли сайт "Газеты о газетах" и внимательно присмотрелись к рекламным баннерам. "VIP Concierge" (Инасс Кузменко и Андрей Михайлов) и ООО "Алемана Лайф" (учредители — Мария Майорова (50%) и Надежда Васильева (50%), она же — директор по рекламе в "ГоГ"), - пишет издание. - Также в "ГоГ" рекламируются две фирмы Андрея Михайлова: компания "Кентер" и ООО "ЛЕ ДРОЙТ". Представительство "Кентер" в ОАЭ имеет те же контакты, что и "VIP Concierge" ".

По мнению "Новой", вся масштабная компания против Forbes может быть связана с одним человеком – владельцем компании "Конкорд" Евгением Пригожиным, известным как "кремлевский шеф-повар". В марте 2013 года журнал опубликовал масштабное расследование его деятельности, в апреле – получил скандал, который попытались провернуть странно связанные между собой личности. "Попытка одним ударом убить двух зайцев. Кроме мести расчет на то, что читатель подумает: раз неправда о Соловьеве, то — ложь и о Пригожине", - приводит слова журналистов Forbes "Новая газета".

"Хомячки"

И под занавес – приятный бонус. Практически все три издания, выступившие с разоблачением Соловьева, Михайлова и Co., так или иначе, упомянули о сетевом движении "Хомячки", которое активно DDoS-ило ряд СМИ 9 мая. "Фонтанка" заметила, что редакция "Газеты о газетах", офис ООО "Кентер" и штаб-квартира "хомячков" расположены на соседних улицах. "Лента.Ру" сообщила, что на личной странице Сергея Соловьева множество сочувственных комментариев и обвинений в адрес Forbes оставляли боты или живые пользователи, активно участвовавшие в движении "хомячков".

Еще в день DDoS-атаки 9 мая корреспонденты ЗАКС.ру также выявили подозрительную активность "хомяков" в перепосте записи Соловьева. Тем не менее, в разговоре с Лениздат.Ру Сергей заявил, что о "хомячках, а также о тушканчиках, кроликах, кошечках и собачках" не имеет ни малейшего представления.

А риторика издания "Газета о газетах", которая периодически пытается обвинить разные СМИ в продажности, подозрительно схожа с манерой высказываться "хомячков". На главной странице сайта даже висит рейтинг: "Кто лидирует в списке продажных СМИ?". Среди претендентов все те же СМИ – "Новая газета", "Московский комсомолец", Журнал Forbes," Аргументы и факты", "Известия", "Комсомольская правда". Так или иначе, каждое из этих изданий, за исключением "КП", "хомячки" обвиняли в "поливании грязью Родины".