Медиановости /
Бизнес, Власть, Конфликты

15 ноября 2013 15:07

109 исков к Смольному: рекламщикам надоели временные вывески

109 исков к Смольному: рекламщикам надоели временные вывески

Больше года игроки рынка наружной рекламы боролись за отмену постановления правительства, которое превратило согласование вывески в бюрократическую пытку. Переговоры с чиновниками не дали эффекта. Предприниматели готовят в адрес Смольного 109 судебных исков.

Издательство журнала о здоровом образе жизни ждет согласования на установку вывески  от чиновников Смольного уже 6,5 месяцев. На полтора месяца меньше "срок" у собственников торгового комплекса. Петербургский банк ждет согласования меньше всех: предприниматели подали документы на согласование еще 24 июня.

От одного до девяти месяцев  бюрократических проволочек, чтобы заполучить законное разрешение на установку вывески. В таких реалиях петербургские предприниматели существуют с 20 сентября 2012 года. В этот памятный для бизнесменов день, в силу вступило постановление правительства №1002. Документ передал функцию выдачи разрешений на размещение наружных информационных конструкций  от комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) другому ведомству  – комитету по печати и взаимодействию со СМИ.

До вступления в силу постановления предприниматели, желающие разместить информационную  вывеску – к примеру, с названием магазина, приносили пакет документов  на согласование конструкции в КГА. Если вывеску предполагалось разместить на историческом здании, предварительно бизнесмены должны были заручиться еще и согласием комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), на дорожном перекрестке – ГИБДД, на территории зеленых насаждений – комитета по благоустройству. По свидетельству предпринимателей, ведомство справлялось с согласованием в установленный законом строк – за 2 месяца.

Принцип "одного окна"

С выходом постановления процесс согласования вывесок с профильными комитетами Смольного выстроили по принципу  "одного окна"  – в роли такового выступил  комитет по печати и взаимодействию со СМИ. А если быть точным, его подведомственная структура – Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городская реклама и информация".

Беда в том, что метафора "одно окно" оказалась буквальной: заявки на размещение вывесок в комитете по печати принимают всего лишь в одном кабинете казенного учреждения, попасть куда можно лишь по предварительной телефонной записи за неделю. Запись производится по средам с 09:00 до 09:05 утра, после чего телефон отвечать перестает.

Количество принятых заявителей в день тоже ограничено: 5 – до обеда и еще 5 – после, сообщают предприниматели. "Записаться можно только по средам. Попробуйте сами позвонить, увидите", – советуют представители малого бизнеса. Приемом заявителей в ведомстве занимается один сотрудник. Для сравнения, в КГА согласованием конструкций было занято 5 человек.

В казенном учреждении Лениздат.Ру отказались не только оценить ситуацию, но даже сообщить, сколько сотрудников ведомства занимается  работой с обращениями. Получить комментарий у руководителя учреждения "Городская реклама и информация" Юрия Волкова также не удалось – секретарь  чиновника отказалась соединить со своим начальником, заявив, что все комментарии "даются только по согласованию с комитетом по печати". По общему телефону учреждения корреспонденту Лениздат.Ру ответили, что "ни в какие статьи никакую информацию не дают". Редакция направила ведомству официальный запрос.

Представители отрасли отмечают, что спрос на установку информационных конструкций в городе колеблется в пределах 3500-5000 заявок в месяц. И КГА с такими объемами справлялся, оценивают предприниматели. С момента вступления в силу постановления №1002 прошло больше года. За это время комитет по печати принял к рассмотрению  всего 2520 заявок. Но даже при таком, казалось бы, небольшом объеме работы, ведомство не рассмотрело в срок 25% поданных документов, приводят данные игроки рынка.

Любопытно, что при этом вынесение постановлений о демонтаже незаконных вывесок и, собственно, сами работы ведомство осуществляет куда более оперативно. Согласно официальному отчету, размещенному на сайте ведомства, за первое полугодие 2013 года было вынесено 9 302 предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций. 4 598 из них демонтировано. Впрочем, это тоже неудивительно, ведь за каждый факт демонтажа ведомство получает бюджетную субсидию, отмечают предприниматели.

"Нелегальная" альтернатива

По итогам реформы предприниматели оказались перед фактом: повесить дешёвую временную и некачественную вывеску нелегально, даже с риском её демонтажа сотрудниками ГКУ ГРиИ, но в разы дешевле, или ввязываться с многомесячную бюрократическую канитель с получением разрешения от комитета по печати. В итоге страдает внешний вид города и безопасность людей, сетуют сами предприниматели.

По сообщению участников рынка, максимальные затраты на установку незаконной вывески сомнительного качества исполнения и дизайна составляют в среднем 33 тысячи рублей, в то время как средняя стоимость законной установки качественной вывески колеблется на отметке 100 тысяч рублей. Разумеется, несогласованные вывески предприниматели оплачивают исполнителям, не отражая такие затраты в налоговой отчётности – а это ещё один фактор, толкающий бизнес в объятия коррупции.

"На щит" борьбу с постановлением и бюрократическими проволочками подняли представители Ассоциации малых предприятий наружной рекламы, созданной в феврале 2007 года группой компаний, работающих на рынке наружной рекламы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По сообщению руководителей Ассоциации, на данный момент организация объединяет около 150 компаний.

Выход из ситуации игроки рекламного рынка видят один – вернуть полномочия комитету по градостроительству. "Комитет по печати игнорирует письменные обращения заявителей. На вопросы о причинах задержки просто не отвечают, – пояснил Лениздат.Ру председатель АМПНР Роман Шайхайдаров. – Средняя задержка в выдаче документов составляет 1,5 -2 месяца. И это если мы очень активно ругаемся, в письменной форме. Есть заявки, зависшие в комитете на 9 месяцев. У КГА зависших бумаг были единицы и не более чем несколько дней. К КГА были претензии иного порядка, они субъективно не согласовывали законные вывески. Документооборот у них работал на 85-90% вовремя. У них был полноценный штат сотрудников с делением на районы".

Предписания и иски

В попытках решить проблему Ассоциация дошла до самой верхушки смольнинской иерархии. На заседаниях общественного совета по развитию малого предпринимательства представители объединения трижды лично обращались к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой исправить постановление №1002: 30 июля 2012 года, 1 и 16 октября 2013  года.

По результатам обращений совет каждый раз собирал от предпринимателей рабочие предложения, а градоначальник обязывал подчиненных исправить ситуацию.

16 октября 2013 года свою оценку ситуации дала прокуратура Петербурга, куда Ассоциация обратилась в сентябре. Надзорное ведомство выявило нарушения  регламента выдачи разрешений на установку рекламных и информационных конструкций со стороны комитета по печати. Представление об этом было подготовлено в адрес вице-губернатора Василия Кичеджи, курирующего комитет по печати.

Впрочем, особых надежд на надзорное ведомство игроки рынка не возлагают. Предприниматели готовят иски. "На данный момент в АМПНР лежат 109 подготовленных исковых заявлений, которые в ближайшие 2 месяца будут поданы в суд", – сообщил Лениздат.Ру член правления Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александр Ружинский.

Ирина Журавлева