Медиановости
/ Бизнес, Конфликты

26 февраля 2014 16:22

АБД: Новое блюдо "кремлевского повара"?

В начале февраля редакции петербургских СМИ стали получать пресс-релизы от нового игрока медийного рынка – информационного агентства "Бизнес Диалог" (АБД). Над проектом почти в полном составе работает экс-менеджмент "Агентства бизнес новостей" (АБН). Ряд источников связывает деятельность новой организации с Евгением Пригожиным, главой фирмы "Конкорд".

Напомним хронологию. Первые новости на сайте агентства "Бизнес Диалог" стали появляться 5 ноября 2013 года. Примерно через месяц о своем решении покинуть АБН публично заявил его генеральный директор Павел Пашнов. 18 декабря его сменил Василий Мишин, покинувший должность генерального директора телеканала СТВ (Сосновый бор). 24 декабря АБД получило регистрацию Роскомнадзора в качестве сетевого СМИ. На следующий день главным редактором АБН стал бывший руководитель информационного агентства "Диалог" (не путать с ИА "Бизнес Диалог") Василий Романов. А к концу месяца вслед за Пашновым в АБД перешла фактически вся редакция АБН.

Экс-главред АБН Любовь Осадчая, выпускающие редакторы Марина Кузина и Сергей Крюков, а также коммерческий директор Галина Аксенова заняли соответствующие должности в новой структуре – АБД.

АБД против АБН

Информацию о переходе прежних сотрудников подтвердили в редакции АБН. "Насколько мне известно, да, бывшая команда запустила новый проект, во многом пересекающийся с "Агентством бизнес новостей" как по тематике, так и по возможным бизнес-решениям, – отметил главный редактор АБН Романов. – Комментировать их действия нам было бы странным. Полагаю, рынок и время все расставят по своим местам".

Гендиректор АБД Павел Пашнов подчеркнул, что "сотрудники – взрослые люди, поэтому сами делают выбор". Что касается рекламодателей, "думаю, их никто никуда под дулом пистолета не увозит", заметил также он. "Решения, которые принимаются рекламодателями – их собственные решения, – отметил Пашнов. – Никто не скрывает рекламодателей друг от друга. Просто есть какие-то клиенты, с которыми сложились хорошие отношения. И они хотят работать с теми же людьми, что и раньше".

На вопрос, чем АБД отличается от АБН концептуально, Павел Пашнов ответил метафорически: "Наверное, чтобы было взаимопонимание, надо договориться о понятиях. В чем, например, принципиальное отличие троллейбуса от трамвая? Или зеленого грузовика от красного? Любые проекты имеют различия даже при общей направленности. В хлебном магазине может продаваться двадцать восемь разных видов хлеба. И это все хлеб. Один проект от другого отличают сервисы и их реализация конкретными лицами".

По словам Пашнова, в ближайшее время агентство намерено "отстроиться" от конкурентов целым рядом новых проектов. "Один из них будет посвящен инвестициям в Петербурге, – пояснил он. – Другой – бюджетному процессу. Еще один проект будет попыткой организовать онлайновый диалог между разными участниками рынка, представителями власти и регуляторами".

По данным интернет-статистики на 26 февраля, почти за два месяца сайт "Бизнес Диалога" посетили 3 616 уникальных посетителей, причем  число просмотров составило 14 736. Среднесуточная посещаемость в феврале держится на уровне 158 человек.

Зато число подписчиков агентства в социальных сетях растет в совершенно ином темпе. По данным на 20 февраля, на паблик "ВКонтакте" агентства "Бизнес Диалог" было подписано 6346 человек. Статистика демонстрирует интересные колебания. Так, по наблюдениям Лениздат.Ру, 14 февраля число подписчиков было всего 2382 подписантов. Спустя три дня, 17 февраля, их число составило уже 6812 человек. При этом добрая половина аккаунтов заморожена администрацией соцсети за "подозрительную активность".

Звено в цепи

По сведениям источников Лениздат.Ру, "подозрительную активность" демонстрируют не только подписчики агентства. Не исключено, что новорожденный проект имеет определенные связи  со структурами, которые относятся к медийным проектам Евгения Пригожина. За последний год имя "кремлевского повара" фигурировало в целой серии скандалов, связанных с петербургскими и федеральными медиа.

Первый из них – проект "Газета о газетах", создатели которого организовали провокации в отношении независимых СМИ с тем, чтобы уличить  их в "продажности". В частности, много шума наделала попытка внедрить на работу в редакции "Новой газеты", "МК в Питере" с целью сбора компромата бывшую сотрудницу компании Пригожина Марию Купрашевич.

В СМИ фигурировала информация о связи "Газеты о газетах" с "Сетевыми хомячками" – группой активистов под предводительством Максима Болонкина, которые взяли на себя ответственность за DDoS-атаку на медиа 9 мая. Линию разоблачений продолжило издание "Журналистская правда". А также эстонский меценат Дмитрий Баранов, который попытался раздать лауреатам им же самим учрежденной премии "Выборы. Как это было на самом деле" по 10 тысяч евро. Как не трудно догадаться, деньги должны были достаться оппозиционным СМИ –  "Новой газете", "Русскому репортеру", порталам "Особая буква" и "Грани.Ру".

Еще один проект, который СМИ связывают с личностью Пригожина, – "логово троллей" в Ольгино – компания "Агентство интернет-исследований", занимающаяся интернет-троллингом. Последний ресурс, который журналисты связывают с личностью Пригожина, – газета "Невские новости", о которой в своем расследовании рассказывал  портал Закс.Ру.

"Сетевые хомячки"

Пока Лениздат.Ру удалось обнаружить лишь косвенные пересечения АБД с указанными выше проектами. Редакция агентства "Бизнес Диалог" располагается по тому же самому адресу, что и редакция "Газеты о газетах" – в бизнес-центре "Петровский форт" на Финляндском проспекте, дом 4а. Если быть точным, редакции разделяют всего четыре этажа: газета занимает кабинет №216, агентство – №621.

Кроме того, судя по всему, "Бизнес Диалог", а  также "Журналистская правда", "Газета о газетах" и даже сообщество "Сетевые хомячки" сотрудничают с одной и той же компанией, специализирующейся на продвижении аккаунтов или групп в социальных сетях. К такому выводу редакция Лениздат.Ру пришла, сравнив подписчиков указанных аккаунтов. В каждом из случаев "Бизнес Диалог" имел от 50 до 150 общих пользователей с остальными. Можно предположить, что работой по увеличению количества подписчиков в соцсетях занимается "Агентство интернет-исследований", как раз специализирующееся на оказании подобных услуг. Впрочем, это лишь предположение. Прокомментировать наблюдения Лениздат.Ру попросил Павла Пашнова.

По его словам, о соседстве агентства с редакцией "Газеты о газетах" ему ничего неизвестно, сотрудников издания в бизнес-центре "Петровский форт" он "не встречал", хотя с главредом издания (Майоровой) знаком, потому что она "была на пресс-конференции  в "Агентстве бизнес новостей" (прим. Лениздат.Ру: мероприятие проходило в АБН 26 июня 2013 года. На вопрос о возможных связях с Евгением Пригожиным Пашнов ответил коротким "не комментирую".

Что касается совпадений среди подписчиков агентства, гендиректор агентства "Бизнес Диалог" отметил, что ему неизвестна природа подобных совпадений, так как он далек от технологий продвижения медиа в социальных сетях.

"Если честно, я не любитель социальных сетей и не являюсь их активным пользователем, – рассказал он. – У нас есть человек, который занимается продвижением ресурса в социальных сетях – в тех проектах, что у меня были раньше. Насколько я знаю, это определенная технология. И то, о чем вы говорите, тоже технология. Есть определенные легкодоступные аккаунты, которые продаются. Поэтому, наверное, такие корреляции в небольшом проценте можно найти и в других проектах, что, наверное, говорит о некоторой недобросовестности человека, который занимается привлечением пользователей в группу". Стоит отметить, что после разговора с Павлом Пашновым число подписчиков на АБД сократилась с 6812 до 1238 человек.

Проект агентства с проектом "Невские новости" связывает фигура Михаила Потепкина, до недавнего времени выступавшего совладельцем ООО "Бизнес Диалог". К слову, вплоть до 24 января, когда в ООО перешел Павел Пашнов, Потепкин еще занимал пост и генерального директора компании.

Последним местом работы выпускника СПбГУ (1981 года рождения) был пост  заместителя начальника управления по связям с общественностью и СМИ ГУП "ТЭК". Но это сейчас. А в прошлом Потепкин был комиссаром движения "НАШИ". Михаил знаком и с Максимом Болонкиным ("Сетевые хомячки"), и с Марией Майоровой ("Газета о газетах"). Кроме того, в числе знакомых Потепкина – шесть сотрудников газеты "Невские новости" (Алексей Сосковец, Михаил Куркин, Анна Зарараева, Ярослав Игнатовский, Игорь Богацкий и Даниил Шишкин).

Лениздат.Ру попросил  Михаила Потепкина прокомментировать эти совпадения:

- Михаил, по нашей информации вы являетесь соучредителем агентства "Бизнес Диалог". Это соответствует  действительности?

- Я участвовал в проекте, но вышел в силу загруженности. Перестал участвовать в его жизни еще осенью, в октябре-ноябре. И сейчас слабо себе представляю, до чего его развили ребята, которые его делали после меня. В самом начале я принял участие в проекте, потому что он показался мне интересным, но потом понял, что по количеству нагрузки мне его не потянуть.

- Скажите, а вы не занимаетесь проектом "Невские новости"?

- Не знаю такого портала. По крайней мере, с ним не сталкивался.

-  Спрашиваю потому, что у вас в друзьях  Алексей Сосковец, Михаил Куркин, Анна Зарараева, Ярослав Игнатовский, Игорь Богацкий и Данил Шишкин – они являются кураторами проекта.

- Почти все, кого вы назвали – представители достаточно узкого поля, связанного либо с профессиональной журналистикой, либо с общественно-политическим работой. Если вы заметили, у меня более полутора тысяч друзей "ВКонтакте". И в большинстве своем – это профессиональная или полупрофессиональная среда, связанная с медиа или политикой. Поэтому кто-то где-то да работает.

- Есть информация, что агентство "Бизнес Диалог" связано с Евгением Пригожиным, владельцем компании "Конкорд"?

- "Конкорд"? Не знаю такой компании на медиарынке. Это пищёвка? У меня диалога с этим человеком не было, меня приглашали поучаствовать в проекте знакомые журналисты – с ними я и общался. Принял участие в работе над проектом на первоначальной его стадии. И не знаю, кто еще участвовал в проекте. Я по этому проекту не контактировал ни с названной вами компанией, ни с названным вами человеком. Более того, я очень смутно представляю себе, кто это.

- Скажите, а с Марией Майоровой вы знакомы?

- Я познакомился с ней на каком-то мероприятии для медиа – на пресс-конференции, кажется.

- А Максим Болонкин?

- Я знаком с Максимом с весны 2013 года. Он выступил с инициативой создания движения "Сетевые хомячки". Коллеги попросили подготовить их для выступления на форуме "Селигер", где я был в качестве преподавателя. (портал Лениздат.Ру уже рассказывал о программе выступления организации на форуме: активисты дали старт всероссийской акции "Тайный корреспондент", "участники которой смогут попробовать себя в собственном журналистском расследовании". Активисты движения преподнесли футболки с изображением хомячков главе Центризбиркома Владимиру Чурову и депутату "Единой России" Андрею Исаеву – прим. ред.)

- В движении вы не участвовали?

- Максим обращался ко мне с определенными советами по развитию молодежного движения. Для вас это, наверное, не секрет, что я был одним из руководителей движения "НАШИ" в былое время. И у меня есть представление о том, как развивать подобные проекты. Максим показался мне вполне разумным молодым человеком, мы пили чай и обсуждали проект, я давал ему определенные советы. Но еще до Нового года мы почти потеряли контакт, и я сейчас не очень представляю, как у Максима обстоят дела с движением.

- Скажите, а кто пригласил вас заниматься агентством "Бизнес Диалог"?

- Во избежание огласки… С коллегами этого не проговаривал… Я так понимаю, что у вас интерес к данному проекту. Просто некорректно по отношению к людям, если они не хотят, чтобы их называли. Скажем так, это мои старые друзья по медиа и общественной сфере. Мы с ними решили, что мое участие нецелесообразно, что я выхожу из проекта к ноябрю. Он не был для меня приоритетным, но мне показалось, что это вполне адекватная площадка – бизнес-медиа.

- Как зовут тех людей, что приглашали вас в проект?

- К сожалению – по крайней мере, до диалога с ними – не готов называть этих людей, чтобы ко мне не было понятных претензий. Это достаточно близкие мне люди. Это, скорее, вопрос этики. Не профессиональный вопрос, а вопрос личных отношений. Во всяком случае, никто из этих людей вами не назывался.

- Михаил, насколько понимаю, вы сейчас работаете заместителем начальника управления по связям с общественностью и СМИ ГУП "ТЭК"?

- В июле 2013 года я ушел из ТЭК на проекты. Сейчас работаю экспертом в Ленобласти и занимаюсь, так скажем, деятельностью в сфере социологии и околополитических проектов.  В скором времени планирую поехать  в Москву.