Медиановости
/ Власть, Конфликты, Медиасреда

11 апреля 2014 14:38

"Черный список" ЕС ставит медиа между молотом и наковальней

Евросоюз может расширить "черные списки" для граждан России, которые способствовали аннексии Крыма. Под санкции могут попасть медиаорганизации и отдельные журналисты. По мнению экспертов, под угрозой находятся не только государственные СМИ.

Информацию о том, что ЕС внес в "черный список" еще около сотни человек, опубликовало информационное агентство Reuters со ссылкой на источник в структурах Евросоюза. По его данным, подсписок "нежелательных лиц" значительно увеличится: в нем окажутся около 130 граждан РФ.

Всех фигурантов разделят на пять групп: члены законодательных органов, члены исполнительных органов, представители силовых структур, бизнесмены и, наконец, в пятую группу попали медиаорганизации и журналисты. Последние оказались в списке за то, что "активно участвовали в пропагандистских усилиях в поддержку аннексии Крыма со стороны РФ и российской военной интервенции на Украине". Пока наличие такого списка – всего лишь условность: санкции в отношении фигурантов применят только в том случае, если Россия будет развивать конфликт с Украиной. В частности, это касается введения войск на территорию соседней страны.

Сам Евросоюз наличие расширенного списка опровергает. Лениздат.Ру получил официальный комментарий представительства ЕС в России: "Представительство не комментирует информацию, ставшую достоянием общественности вследствие «утечки»".

В настоящий момент ограничительные санкции ЕС – замораживание активов и запрет на въезд – действуют в отношении 33 человек. Списки были опубликованы в "Официальном журнале ЕС" . В соответствии с решением Европейского Совета работа над возможными дальнейшими мерами ведется и будет зависеть от развития событий на Украине и результатов продолжающихся на дипломатическом уровне контактов. Совет ЕС по иностранным делам оценит последние события на заседании 14 апреля.

Одним из 33 фигурантов "черного списка" стал журналист Дмитрий Киселев – "главная фигура пропаганды, поддерживающая ввод российский войск на территорию Украины" (формулировка санкционного документа – прим. Лениздат.Ру). В расширенный же список, по словам источника, попали "Газпром-Медиа", Russia Today, "Россия", НТВ и "Первый канал". Персонально в нем фигурируют журналист Михаил Леонтьев, телеведущая Ирада Зейналова и первый заместитель гендиректора информационного агентства ИТАР-ТАСС Михаил Гусман.

"Троянский осел" Михаила Леонтьева

До момента вынесения официальных санкций точные причины и ограничения неизвестны. Однако, вне всякого сомнения, что решения в пользу медиакомпаний и сотрудников СМИ были приняты из-за пропагандисткого освещения конфликтов на Украине. Михаил Леонтьев, ведущий программы "Однако" на "Первом канале", регулярно отзывался крайне негативно как и об Украине, так и о Западе. В частности, в выпуске от 25 февраля ведущий обвинил сторонников евроинтеграции в том, что они поставили Украину на грань гражданской войны. Леонтьев также назвал Януковича "троянским ослом", задачей которого было сдать Украину Западу.

"Мама-Россия" от Ирады Зейналовой

Ведущая воскресного вечернего выпуска "Вестей" Ирада Зейналова попала в список из-за "крымских высказываний". Несколько ее выпусков посвящено именно судьбе полуострова, причем они вышли до референдума о статусе Крыма. В одном из выпусков приводятся мнения крымчан, которые называют Россию "мамой" и ждут избавления от "националистов". Риторика новостей "Первого канала" не так агрессивна, как у Дмитрия Киселева, однако в итоговых выпусках умалчивается о позиции крымских татар, выступавших против вступления Крыма в состав России.

"Преступники с Майдана" от Михаила Гусмана

О том, почему в список попал первый заместитель генерального директора информационного агентства ИТАР-ТАСС Михаил Гусман можно только догадываться. Впрочем, сам Гусман также резко выступал против смены власти на Украине. На мероприятии "Открытая трибуна", проведенном Госдумой 6 марта, он заявил: "В информационном противостоянии нельзя допустить, чтобы миллионы людей на Украине, которые любят Россию, почувствовали антиукраинскую направленность. На русофобские настроения, которые там сознательно провоцируются, нельзя отвечать антиукраинскими. Украина – это великая страна, братский народ, и там совсем не только преступники с Майдана".

Эксперты считают, что составление "черных списков" и угроза санкций в конечном счете дестабилизируют медиасообщество. Политолог Александр Конфисахор считает, что Евросоюз будет наказывать всех несогласных с его точкой зрения журналистов.

"У России есть враг, который с помощью санкций пытается надавить на журналистов, не позволить им давать объективную, системную и ясную информацию. До этого была Украина, теперь вот еще и ЕС, – отмечает он. – Любое несогласие с позицией Евросоюза, естественно, будет внимательно и пристально рассматриваться, будут запрещаться выезды, публикации".

В то же время на либеральные СМИ оказывают давление российские власти. "Для них есть наши, российские, ограничения и запретительные законы, – подчеркнул он. – То есть официальные СМИ будут запрещены со стороны ЕС, а неофициальные, оппозиционной направленности, со стороны нашей действующей власти. Между молотом и наковальней находятся и те, и те".

"Не думаю, что из-за черных списков и санкций госжурналисты изменят свою политику в освещении событий, – отметил он. – Политику определяют не отдельные журналисты, а редколлегия, у которой тоже есть свое начальство. Но одно дело, когда журналист, выражающий официальную точку зрения, не может выехать за границу для профессиональной деятельности. И совсем другое дело, когда он не может в отпуск съездить. Совершенно понятно, что санкции вводятся для запрета профессиональной деятельности. Я думаю, в случае введения санкций будет худший вариант развития событий: ЕС не будет разбираться, с какой целью к ним поедет человек – отдыхать или работать. Они просто сразу запретят и то, и то".

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов уверен, что опасаться "черных списков" следует и либерально настроенным СМИ: "Занесение в черные списки – это, конечно, крайняя мера. В данном случае – это, прежде всего, удар по всем медиа, в том числе и по украинским. Потому что запрет на въезд конкретных журналистов или даже конкретных изданий – это цензура определенной позиции, попытка ограничения информационного потока. Особенно после избиения журналистов на Украине в контексте освещения некоторых телеканалов и изданий. Это прежде всего дискредитирует позицию Украины в Европе. Сложившаяся ситуация касается всех СМИ. Здесь нет разницы между государственными каналами и оппозиционными. Если туда приедут журналисты "Дождя" с российскими паспортами, их тоже снимут. Некоторые высказывания Алексея Венедиктова показывают, что в богатой истории журналистики оппозиционное мнение тоже может быть неоднозначным. Поэтому нельзя сказать, что это не коснется более либеральных изданий или что они от этого выиграют. Их тоже снимают в рамках этой кампании, просто это происходит неофициальным способом. Есть разные позиции – редакционные, компаний, телеканалов, есть разные подходы в освещении. Они, в том числе, зависят от различных источников информации. Проблема заключается в том, что ЕС не устраивает даже не освещение того, что происходит, а то, что происходит в принципе. Но изменить ситуацию журналисты никак не могут. Они могут по-разному о ней говорить, но сказать, что ее вообще нет, они не могут. Поэтому сейчас на Украине боятся не представителей отдельных медиа, там боятся всех".

О том, что предположения экспертов недалеки от истины, показывают последние события, когда на территорию Украины отказываются пускать российских журналистов. 10 апреля во въезде на территорию страны отказали специальному корреспонденту "Коммерсанта " Андрею Колеснику. По его словам, вместе с ним не пустили и журналистов с телеканала "Россия-2", у них также конфисковали телефоны и потребовали удалить всю информацию с компьютеров. Сейчас в Одессе расклеены ориентировки на корреспондента Илью Азара, освещавшего события на Майдане для "Ленты.Ру", которого обвиняют в провокациях и лояльности к киевскому режиму.