Медиановости
/ Медиасреда, Петербург

17 апреля 2014 15:07

Рекламные страсти: таинственный демонтаж

Одной рукой комитет по печати выдает разрешения на установку крупноформатной рекламы, другой – предписывает ее же снести. К такой ситуации привело отсутствие городской концепции наружной рекламы и игнорирование комитетом по печати заключений профильных комитетов. Размещение незаконных медиафасадов послужило причиной прокурорского представления, которое было вынесено вице-губернатору Василию Кичеджи.

Как стало известно Лениздат.Ру, 15 апреля в центре города произошел удивительный случай. Около светодиодного рекламного дисплея размером 10 на 5 метров, установленного на Лиговском проспекте, 6, рядом с БКЗ, появились представители правоохранительных органов и сотрудники ГУ «Городская реклама и информация» с предписанием демонтировать рекламную конструкцию. Рабочие успели снять наружную панель конструкции, однако выполнить свою работу до конца им не удалось: к месту событий прибыло руководство комитета по печати, которому подведомственно ГУ ГРИ. В итоге демонтаж был остановлен. По некоторым данным, его перенесли на другой день.

Парадокс в том, что и согласование на установку конструкции, и предписание о её демонтаже должно исходить из одного ведомства – комитета по печати. Более того, дисплей около БКЗ принадлежит рекламной фирме «Третий глаз», учредитель которой – компания «Северная столица». Совпадение ли, но только этим двум компаниям удалось получить в комитете разрешения на установку медиафасадов в Петербурге (при этом – с нарушениями законодательства).

Судя по всему, комитет разыгрывает какую-то интригу, смысл которой, однако, пока скрыт. Внешне это выглядит так: одной рукой ведомство согласовывает проект, а другой – предписывает его устранить. Однако какие внутренние пружины приводят в действие этот механизм – загадка. Тем более что, по некоторым данным, снос крупного рекламоносителя на Лиговке на некоторый срок удалось отложить. Видимо, в результате переговоров чиновников с владельцем медиаэкрана – «Третьим глазом».

IMG_5757.JPG

Реламоноситель на Лиговском, 6 выглядит сейчас так.

Некоторую пикантность добавляет тот факт, что неудачная попытка демонтажа относилась именно к тому дисплею, претензий к которому со стороны контролирующих органов не предъявлялось, в то время как «Третий глаз» и «Северная столица» владеют как минимум 5 медиафасадами в историческом центре, размещение которых признано незаконным. К такому выводу в начале апреля пришла городская прокуратура; чуть позже ведомство вынесло по этому поводу представление в адрес куратора комитета по печати – вице-губернатора Василия Кичеджи.

Попытки Лениздат.Ру выяснить, кто и при каких обстоятельствах выдал предписание демонтировать дисплей, а затем отменил свое решение, – не увенчались успехом. Представители ГУ ГРИ согласились ответить только на официальный запрос. До комитета по печати и пресс-секретаря Василия Кичеджи дозвониться не удалось.

Уберите за собой, мы проверим

В апреле в отношении вице-губернатора Василия Кичеджи, курирующего комитет по печати, было вынесено прокурорское представление. Прокуратура города требует демонтировать три расположенных в историческом центре медиаэкрана. Медиаэкран – это светодиодная наружная реклама, длина одной стороны которой превышает 10 метров. Установка подобных конструкций в историческом центре города запрещена. В течение месяца Василий Кичеджи обязан в присутствии сотрудника прокуратуры принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений и привлечь в ответственности виновных – должностных лиц комитета по печати.

Разрешения на установку рекламоносителей выдал вышеупомянутый комитет. Утвердить размещение экранов ведомству не помешал даже тот факт, что проекты не согласовали комитет по градостроительству (КГА) и комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГиОП), чье разрешение на установку медиаэкранов обязательно, согласно Порядку взаимодействия органов государственной власти Петербурга, утвержденного постановлением городского правительства №904 от 25.07.2006. Как отмечено в представлении прокуратуры, таким образом комитетом по печати «подменяются полномочия вышеуказанных органов государственной власти, что становится причиной принятия незаконных и необоснованных решений».

Первый медиаэкран, принадлежащий компании «Северная столица», располагается на доме Павлова по адресу Лиговский проспект, 149. В согласовании установки этой рекламной конструкции КГИОП отказал на основании нарушения №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» в связи с возможным неблагоприятным влиянием на объект культурного наследия. Из-за нарушения сложившегося архитектурного облика аналогичное решение принял и КГА.

Такие женарушения были допущены комитетом по печати при выдаче дочерней компании «Северной столицы» – рекламному агентству «Третий глаз» – разрешения на установку рекламных конструкций по адресам: Литейный проспект, 13, и Московский проспект, 105-107, литер А. Однако комитету по печати эти факты не помешали разрешить установку медиаэкранов, размещение которых в историческом центре невозможно и согласно распоряжению администрации Санкт-Петербурга № 526-ра «О мерах по упорядочению размещения рекламоносителей в историческом центре Санкт-Петербурга», принятому в 2003 году. В документе черным по белому написано, что «на магистралях и территориях I категории архитектурно-исторической значимости запрещено размещение вновь устанавливаемых рекламоносителей с площадью одного рекламного поля (стороны) более 10 кв.м». Согласно постановлению № 6 "О совершенствовании деятельности по упорядочению размещения наружной рекламы в Санкт-Петербурге" от 10 октября 1996 года, к I категории архитектурно-исторической значимости относятся Литейный, Каменноостровский и Московский проспекты.

На территориях I категории значимости располагаются еще 2 медиаэкрана «Третьего глаза»: на «Доме В.Г. и О.М Чубаковых» по адресу Каменноостровский, 38, который является выявленным объектом культурного наследия, и Каменноостровском, 53. Незаконные рекламные конструкции были установлены летом 2013 года. В данный момент КГИОП готовит исковое заявление в суд о демонтаже экрана на «Доме Чубаковых».

Нет схемы – нет проблемы

Вина за большое количество бюрократических процедур, которые необходимы для того, чтобы демонтировать незаконные рекламные конструкции, лежит на городском комитете по печати. Согласно федеральному законодательству, с 1 января 2014 года «наружку» должна регламентировать концепция размещения наружной рекламы и, в частности, конкретный список адресов, по которым установка носителей будет разрешена. Ответственный за подготовку этих документов – комитет по печати.

О необходимости разработать концепцию в сентябре 2011 года заявил председатель комитета по печати Александр Лобков, тогда только что занявший свой пост. С тех пор прошло два с половиной года, а документ так и не появился.

В процессе работы над концепцией в ней то появлялся, то исчезал запрет установки в центре города медиафасадов. Например, проект концепции, датированный ноябрем 2012 года, предусматривал возможность размещения в центральной зоне Петербурга (Василеостровский, Адмиралтейский, Петроградский и Центральный районы) рекламных конструкций с площадью одной стороны до 18 кв. метров. Более поздние версии документа этой нормы не содержали. А сейчас комитет по печати, похоже, вообще решил обойтись без концепции, ограничившись одной схемой размещения наружной рекламы, которая была опубликована ведомством 21 января. Документ этот представляет собой список конкретных адресов, по которым могут быть размещены рекламные конструкции. Никаких указаний в отношении медиафасадов документ не содержит. Судя по тому, что на данный момент документ отсутствует как в перечне документов, проходящих антикоррупционную экспертизу, так и в разделе "официальное опубликование", где появляются уже утвержденные губернатором документы, схема как раз ждет подписи Георгия Полтавченко.