Медиановости
/ Власть, Конфликты, Медиасреда, Несвобода слова

9 мая 2014 10:38

Слово не воробей: как журналистов увольняли за личное мнение

9 мая вступает в силу закон о запрете пропаганды сепаратизма, под который также попадают представители медиа. Лениздат.Ру вспомнил случаи, когда журналистов увольняли из-за личных высказываний. После вступления закона в силу цензура в отношении сотрудников может стать еще жестче.

"Сначала они лезут в твой фейсбук, потом в дом и постель"

Иногда сотрудников СМИ увольняют не только за плохие материалы, но и за посты в социальных сетях. Разумеется, не за все, а только за те, которые противоречат редакционной точке зрения. 7 мая по этой причине был уволен выпускающий редактор интернет-издания "Ридус" Сергей Тувакин. По его словам, руководство уволило его без объяснения причин. О том, что причиной увольнения стал именно его пост в "Фейсбуке" в поддержку жителей Украины, бывшему выпускающему редактору рассказал его коллега. Сам Тувакин подытожил ситуацию опять же на свой странице в социальной сети: "Такие времена, как говорил Познер. Сначала они лезут в твой фейсбук, потом полезут в почту, потом в дом и постель, совместив это с введением в УК статьи за мыслепреступление". Напомним, что издание "Ридус" действительно известно своими резкими высказываниями против сторонников Украины. Так, 7 мая на сайте информационного агентства появилась статья, в которой депутата Илью Пономарева называют национал-предателем, а журналистов Илью Азара, Алексея Венедиктова и Олега Кашина его "последователями-подражателями".

Тувакин.png

Впрочем, история с "Ридусом" не первая в цепи увольнений журналистов за личные высказывания. Похожая история случилась в феврале этого года, когда журналиста Дмитрия Шульгина уволили с должности редактора издания ComputerBild, принадлежащего немецкому издательскому "Бурда". Как объяснил сам Шульгин, это произошло из-за поста в поддержку Майдана. По его словам, сначала руководство попросило его заявить, что его аккаунт был взломан, и посты в поддержку Майдана были написаны не от его имени. После того, как Шульгин отказался от предложенной стратегии, он был уволен без выходного пособия. Кроме того, бывшему сотруднику пригрозили тем, что руководство немецкого концерна доложит о произошедшем в посольство Германии и попасть в Шенгенскую зону Шульгин больше не сможет никогда.

Шульгин.jpg

Бесчувствие юмора

В марте этого года уволили пермского журналиста Александра Еренко. Сотрудник "УралИнформ" обратился в своем аккаунте в Фейсбуке к Владимиру Путину с ироничной просьбой ввести войска в Пермский край. На самом деле, первоначальная версия текста принадлежит вологодскому журналисту Владимиру Романенко. После того, как Совет Федерации одобрил ввод войск в Крым, он опубликовал на своей странице шуточную просьбу ввести войска в Вологодскую область: "Наши больные не могут получить нужных им лекарств и лечения, уровень нашего образования падает с каждым годом, закрываются детские секции и кружки, сельское хозяйство практически уничтожено. Мы все очень страдаем. А оккупанты, захватившие власть при помощи нечестных выборов, ничего не делают для покоренного населения. И тратят деньги на себя, на свой пиар, на свои кабинеты и загородные дома, на покупку квартир и авиачартеры". Александр Еренко продублировал этот пост, заменив "Вологодскую область" на "Пермский край". Как позже рассказал сам Еренко, в течение часа к нему подошли представители руководства и попросили "покинуть до вечера рабочее место". Как ни странно, первоисточника Владимира Романенко из медиа-холдинга "Премьер" не уволили. Зато на него пожаловался в прокуратуру губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

1.jpg

"Охота за инакомыслящими"

Впрочем, тенденция увольнения журналистов за высказывание альтернативного редакционному мнению характерно и для либеральных СМИ. 19 апреля стало известно, что главного редактора "Эха Кавказа" Андрея Бабицкого отстранили от работы. Ресурс, которым он руководил, входит в состав американского "Радио Свободы". Бабицкий написал в своем личном блоге на "Эхе Кавказа" о том, что после того, как Путин ввел понятие "пятая колонна", в России снова начинается период "охоты за инакомыслящими". При этом он также отметил, то согласен с основной позицией президента РФ относительно присоединения Крыма. Руководство "Радио Свободы" приняло решение отстранить журналиста от работы на месяц без сохранения содержания. Напомним, Андрей Бабицкий работает на этот ресурс уже в течение 25 лет.

Пожалуй, самым известным случаем противостояния руководства холдингов и журналистов стала инцидент с интернет-изданием "Лента.Ру". История, произошедшая с одним из самых крупных СМИ в стране, гораздо масштабнее "точечных" увольнений журналистов. 12 марта ресурс получил предупреждение от Роскомнадзора за публикацию интервью с лидером движения "Правый сектор" Андрея Тарасенко, в котором содержалась гипер-ссылка на интервью с Дмитрием Ярошем. Ссылку оперативно убрали, однако, в тот же день была уволена главный редактор "Ленты.Ру" Галина Тимченко. Владелец холдинга "Rambler&Co" Александр Мамут (бывший "Афиша-Рамблер-SUP" — прим. Лениздат.Ру), в который входит "Лента.Ру" также настаивал на увольнении специального корреспондента Ильи Азара, освещавшего события на Майдане и в Крыму. Вскоре после увольнения Галины Тимченко, большинство сотрудников издания подали заявления об увольнении. Желающих работать с Александром Гореславским, до этого возглавлявшим прокремлевский "Взгляд.Ру", почти не осталось.

Дальше – больше

Несмотря на различия в масштабах этих случаев, увольнения журналистов за выражение "инакомыслия" в социальных сетях — действительно тревожные прецеденты. В свете закона о запрете пропаганды сепаратизма это может и вовсе превратится в тенденцию. Согласно тексту закона, если СМИ опубликует материал, призывающий к нарушению территориальной целостности страны, сотрудники издания будут нести за это уголовную и административную ответственность. Как пояснил автор закона депутат Евгений Федоров, журналистам придется отвечать в том случае, если в ходе расследования будет установлен факт антигосударственного заговора. Закон вступит в силу 9 мая. Очевидно, что перспектива получить срок за опубликованную статью только повысит параноидальность редакторов и усилит давление со стороны руководителей медиахолдингов.

Теги:  закон