Медиановости
/ Власть, Интернет, Медиасреда, Петербург

5 августа 2014 17:15

Закон о блогерах: Депутат критикует, блогеры – защищают

Закон о блогерах вызывает больше беспокойства у законотворцев, чем у неполитизированных владельцев блог-платформ. Таким стал итог круглого стола «Профессия – блогер», состоявшемся 5 августа в пресс-центре «БалтИнфо».

5 августа в пресс-центре ИА «БалтИнфо» состоялась круглый стол, посвященный вступившему 1 августа в силу закону о блогерах-трехтысячниках. В рамках обсуждения последствий законопроекта сложилась абсурдная, с точки зрения российских стереотипов, ситуация: депутат Законодательного собрания Марина Шишкина выступила в резкой критикой закона, тогда как сами блогеры – посол ЖЖ в Петербурге Валерий Коляда и Сергей Сигачев (пишет под ником periskop – прим. Лениздат.Ру) отнеслись к новой правовой норме гораздо лояльнее.

Депутат петербургского ЗакСа Марина Шишкина указала, в первую очередь, на небрежность написания закона – с точки зрения юридической грамотности. В частности, парламентарий обратила внимание на то, что исходя из текста закона неясно, будет ли он распространяться на публикуемые в блоге комментарии – документ оставляет место для вольной трактовки этого пункта, соответственно, при желании интернет-деятеля можно привлечь к ответственности за слова посетителей его блога.

Стоит отметить, что ранее известный мурманский блогер Александр Серебрянников, пишущий под ником блогер51, рассказал, что при желании, обойти этот конкретный пункт закона довольно просто – необходимо лишь вывести ленту комментариев на отдельный ресурс.

Шишкина также отметила расплывчатость термина «общественно-значимые сведения».  Напомним, закон запрещает закрытие или фальсификацию «общественно-значимых сведений». «Что является общественно-значимыми сведениями? Донецк, Луганск, поездка Шишкиной за грибами? Совершенно аморфное понятие. Чтобы решение всех этих проблем не легло на блогеров, им просто предложено не освещать подобные темы, потому что Роскомнадзор может в любой момент сказать, что это – искажение общественно-значимой информации», – резюмировала парламентарий. Закон также предписывает «незамедлительно удалять противоправную информацию. «С точки зрения русского языка, слово «незамедлительно» вполне понятно, однако, с точки зрения юридического языка, оно крайне безграмотно, потому что не указывает никакого конкретного срока», - комментирует депутат.

Смутил Шишкину и тот факт, что исполнительные органы государственной власти могут запрашивать необходимую информацию «у блогеров и иных лиц»: какие именно иные лица, закон не поясняет.

«Мы имеем продолжение планомерной и очень непрофессиональной, с юридической точки зрения, деятельности по сокращению свободы слова на территории РФ. Этот закон не ставит знак равенства между богом и СМИ, тем не менее, мы понимаем, что идет сокращение, как  шагреневой кожи, возможности дискуссии на территории нашей страны», - добавила депутат.

Меньше вбросов, больше котиков

Представители блогосферы, принявшие участие в круглом столе, высказывались, однако, не столько критично.

Сергей Сигачев увидел в новом законе «и неопределенности, и минусы, и плюсы».

В первую категорию блогер отнес тот факт, что в законе совершенно не определен механизм учета посетителей: «Нам это непонятно. Конечно, мы учитываем свою аудиторию, следим за ней. Я использую Google Analytics, но совершенно не собираюсь ею делиться с государством. Из плюсов: наверное, уменьшится количество вбросов. Когда что-то случилось, блогер выбрасывает информацию, которая потом оказывается неправдой, однако  блогер ни за что не отвечает, он просто уходит в тень».

Напомним, определять посещаемость блогов Роскомнадзор намерен в том числе и за счет самих блогеров, запрашивая необходимую информацию у интернет-деятелей.

К минусам, частично согласившись с Шишкиной, Сигачев отнес размытость трактовки закона: «Путем этого механизма на тебя можно надавить, и некоторые из этих пунктов толкуются очень расширительно».

Посол Живого Журнала в Петербурге Валерий Коляда отметил лишь положительные стороны закона, заключающиеся в том, что количество вбросов, по его мнению, должно уменьшиться. В остальном блогер ясно дал понять: он не предполагает, что к нему когда-нибудь могут быть применены санкции по этому закону: «Я человек неполитический, и меня это совершенно не волнует. Если ты идейный борец – да, ты должен быть готов ответить за свои слова, если ты ведешь пропаганду, будь готов заплатить штраф. Моя позиция на самом деле такая, что на демократии Российскую Федерацию не построишь. Как только даешь свободу, люди ведут себя, как гопники».

«У нас с ответственностью в блогосфере очень плохо. Вбросы стали частыми. С одной стороны, мне понятно, что государство хочет этот как-то ограничить», - согласился с коллегой Сигачев. Отметим, что оба блогера не пишут о политике.

Свое мнение по поводу реакции блогосферы на закон спикеры выразили по-разному. Согласно наблюдениям Сигачева, заметное беспокойство наблюдается среди политизированных блогеров и среди тех, кто «занимается вбросами». Валерий Коляда же прямо указал: «Да, паника есть среди тех, кто нечист на руку». Впрочем, если последний напрочь исключает вероятность того, что закон когда-нибудь может быть применен к его ресурсу, то Сигачев все же отметил, что в случае применения закона к его блог-платформе, он намерен бороться с решением исполнительной власти всеми доступными правовыми методами.

Напомним, 1 июля в петербургском ЗакСе прошло расширенное заседание комиссии по культуре, в ходе которого была создана рабочая группа, которая подготовит предложения по изменению законодательства о СМИ. В пакет вошли все законы, расцененные медиасообществом в качестве санкций, ущемляющих свободы слова в России: введение в УК статьи о клевете, запрет на распространение сведений о личной жизни граждан, закон о запрете нецензурной брани, возможность досудебной блокировки сайтов и закон об оскорблении чувств верующих.

Кроме того, будут подготовлены изменения и в «экономические законы»: закон об ответственности СМИ за рекламу БАДов, и запрет на рекламу медицинских препаратов.

По словам Марины Шишкиной, которая является постоянным членом комиссии, работа группы должна будет завершиться осенью, после чего предложенные поправки поступят в городской ЗакС. В случае одобрения предложенных инициатив, петербургские законодатели предложат соответствующие федеральные инициативы, которые будут рассмотрены Госдумой.