Медиановости /
Власть, Интернет, Конфликты

8 сентября 2014 10:02

Депутат Госдумы пожаловался Роскомнадзору на украинский "Яндекс"

Депутат Госдумы пожаловался Роскомнадзору на украинский

Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин (ЛДПР) требует Роскомнадзор дать оценку работе украинской версии популярного отечественного поисковика "Яндекс". Негодование депутата вызвал тот факт, что украинская версия "Яндекса" при агрегации новостного контента допускает демонстрацию пользователям статей антироссийской направленности. По его мнению, такое поведение недопустимо для сайтов, принадлежащих российской компании, пусть и зарегистрированной в Нидерландах. 

В частности, депутат отмечает, что в новостной раздел украинского "Яндекса" поступают статьи и заметки украинских СМИ, которые массово допускают искажение информации и содержат прямые выпады против России. По его словам, пользователи yandex.ua могут прочитать на ресурсе и про российскую агрессию, и про действия российской армии в восточной Украине, и иные ничем не подтвержденные данные, сообщают "Известия".

Так, 3 сентября в топ-5 украинского "Яндекса" была новость о том, что "российские войска оккупировали Луганскую область". В тоже время, российская версия "Яндекса" сообщала, что "боевики взяли под контроль юг Луганской области". Несмотря на тот факт, что "Яндекс" — в первую очередь поисковая система, новости, которые он размещает на заглавной странице, видят несколько миллионов человек в день. В июне этого года средняя дневная посещаемость украинской версии "Яндекса" составила чуть более 3,8 млн посетителей. 

"Для меня, честно говоря, удивительно, что компания "Яндекс" работает и зарабатывает в России, показывает хорошие доходы и содержит огромный штат сотрудников, и, тем не менее, допускает определенные вещи. Возможно, данный вопрос по причине большого количества задач они не успевают проконтролировать, но очень надеюсь, что в ближайшее время это будет устранено, — сказал Вадим Деньгин. — Поэтому я счел целесообразным обратиться в сам "Яндекс" и в Роскомнадзор. Саму компанию я прошу разъяснить, почему возникла данная ситуация, а к Роскомнадзору — проанализировать ее возникновение и возможные законные последствия". 

Стоит заметить, что это уже не первая претензия к "Яндексу" в отношении различной подачи информации на его российской и украинской версий. После присоединения Крыма компания "Яндекс" создала два варианта карт: одну — где Крым российский — на yandex.ru, другую — для украинских пользователей, где полуостров до сих отмечается как территория Украины. 

Член комитета Госдумы по обороне Игорь Зотов также считает, что российские владельцы компании должны отвечать за работу украинской версии "Яндекса".

"Я поддерживаю инициативу моего коллеги из комитета по информационной политике, поскольку любая российская компания должна отвечать за свои дочерние предприятия. Учредители должны отслеживать и направлять своих коллег, тем более в вопросах, связанных с интернетом как одним из главных на сегодня информационных каналов, формирующим общественные настроения", — отметил парламентарий.

В самой компании "Яндекс" отметили, что считают себя не российской, а международной компанией, а сервис "Яндекс.Новости" показывает в каждой стране именно ту картину дня, которая формируется местными СМИ.

""Яндекс" не получал обращения депутатов по этой теме, но хотим напомнить несколько фактов... "Яндекс" — международная компания. Сейчас мы работаем в России, на Украине, в Белоруссии, Казахстане и Турции. Технологии для всех рынков одинаковы. Но для каждой из этих стран мы разрабатываем свои сервисы таким образом, чтобы они соответствовали локальным интересам пользователей, в том числе в зависимости от их местонахождения. Например, главная страница выглядит по-разному у пользователей из разных стран и городов. Для кого-то это yandex.ru, а для кого-то yandex.ua или yandex.com.tr. На "Яндекс.Новости" тоже есть разные новостные выпуски, которые показывают в каждой стране именно ту картину дня, которую формируют местные новостные издания. У "Яндекс.Новости"нет редакции и, соответственно, редакционной политики и своей точки зрения, сервис не создает собственные материалы, всю информацию поставляют партнеры. По той же логике работают и другие сервисы "Яндекса" — например, "Пробки", "Погода", "Афиша", "Телепрограмма". В Казахстане, Украине, России свои новости, своя погода и свои ТВ-передачи", — комментирует пресс-секретарь "Яндекса" Ася Мелкумова. 

По ее словам, на yandex.ru новостные сюжеты формируются на основе сообщений российских изданий, на yandex.ua — украинских, на yandex.kz — казахстанских, на yandex.by — белорусских, на yandex.com.tr — турецких. 

"Заголовки внутри каждого выпуска "Яндекс.Новости" ранжируются по трем критериям: цитируемость источника в других сообщениях этого сюжета, время публикации, общая цитируемость и оперативность источника. По сути, топ-5 новостей на главной странице формируют сами партнеры "Яндекс.Новости" — на главную страницу "Яндекса" попадают сюжеты о самых освещаемых событиях дня, сюжеты формируются автоматически", — заявляет Мелкумова.