Медиановости
/ Версии, Власть, Медиасреда

29 сентября 2014 14:36

СМИ: Немецкие владельцы российских СМИ пожаловались Меркель

 
Российско-германская внешнеторговая палата проводит "интенсивные политические консультации" в связи с ограничением иностранного капитала в российских СМИ. 
 
Как пишет РБК со ссылкой на свои источники, председатель совета директоров и гендиректор немецкой Axel Springer (российское подразделение издает Forbes, OK!, Geo и др.) Матиас Депфнер сообщил о законопроекте, ставящем под угрозу бизнес компании в России, канцлеру Германии Ангеле Меркель.
 
Также председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс сообщил, что палата проводит "интенсивные политические консультации и юридически-правовую экспертизу". По его словам, работа ведется с тремя крупнейшими немецкими издательскими группами: помимо Axel Springer это Hubert Burda Media и Bauer Media. Палата проведет анализ, нарушают ли поправки "договор о защите инвестиций" и какие возможные модели можно будет использовать в изменившихся условиях. 
 
Отметим, что поправки в российский закон о СМИ были приняты в тот момент, когда рекламодатели традиционно начинают обсуждать с медиакомпаниями бюджеты на следующий год. Рекламная выручка каналов "СТС Медиа" в 2013 году составила 25,7 млрд рублей, аналогичный доход Disney агентство "Квенди Русмедиааудит" оценивает примерно в 1,7 млрд рублей. Всего в прошлом году рекламодатели потратили на эфирное ТВ, по версии Ассоциации коммуникационных агентств России, 152,2 млрд рублей. Таким образом, на вещателей, чей бизнес так или иначе затронут будущие ограничения, приходится 18%.
 
Для тематических телеканалов с иностранным участием вопрос рекламных доходов уже не актуален. Принятые минувшим летом поправки в другой закон – "О рекламе" – запрещают с января 2015 года рекламу на платном ТВ. Под это определение попадают все русскоязычные версии западных телеканалов, поскольку они не имеют в России лицензий на наземное эфирное вещание. В 2013 году распространяющиеся через кабельные сети каналы той же Modern Times Group (TV 1000, "TV 1000 Русское кино", Viasat History и другие) заработали на рекламе в России 103 млн шведских крон, или около 0,5 млрд рублей.
 
В прессе компании с иностранным участием доминируют не только по тиражам, но и по рекламным сборам. В составленном отраслевым изданием AdIndex ТОП-15 издательских домов по рекламной выручке за 2013 год на шесть российских представительств зарубежных медиагрупп пришлось 10,7 млрд рублей, или почти 55% всех доходов попавших в рейтинг компаний. Общие прошлогодние рекламные доходы прессы оцениваются в 37 млрд рублей. Получается, что шесть ИД с иностранным участием контролируют почти 29% всего российского рынка периодики.
 
Издатели уже поспешили успокоить рекламодателей, пообещав, что поправки никак не скажутся на отношениях с клиентами. Президент ИД Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев в минувший четверг на пресс-саммите напомнил представителям рекламных агентств, что у многих международных издательских групп есть положительный опыт работы в таких условиях – к примеру, Hearst и Conde Nast представлены в Китае, где участие иностранцев в СМИ запрещено. Поправки плохие, признал Шкулев, они создают трудности только для владельцев СМИ, сам бизнес можно перестроить по казахской модели. Про такой вариант рассказал и Михаэль Хармс из Российско-германской внешнеторговой палаты.