Отстаивать свои интересы в интернете гражданам придется самостоятельно – интернет-омбудсмен и советник президента по интернету защищать пользователей отказались. Правозащитные организации готовы взять на себя эту обязанность, но признают, что возможности их не велики. Оппозиционеры советуют взять все в свои руки и действовать политическими методами.
Беззащитные пользователи
Владелец сервиса LiveInternet Герман Клименко, недавно назначенный советником президента России по интернету, 10 января в эфире «Эха Москвы» заявил, что не намерен вставать на защиту прав интернет-пользователей. «Я не омбудсмен, — отметил Клименко. — Не надо ко мне приставать с вопросами про «за ретвит два годика дали», это не моя проблема». Своей зоной ответственности в интернете Клименко назвал только одно – экономику.
Вопросами защиты пользователей, как выяснилось, не намерен заниматься ни он, ни интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, который свою задачу видит в помощи бизнесу. «Я работаю по проблемам бизнеса в интернете и ИТ на основе их обращений, – заявил Мариничев vc.ru. – В большинстве случаев это общая для отрасли проблематика, жалобы от бизнеса коллективные. Чаще [всего] связанные с новыми законодательными инициативами».
Проблемами граждан, предположил интернет-омбудсмен, должны заниматься правозащитные организации или уполномоченный по правам человека. «Я думаю, что действия гражданина — это действия гражданина, – отметил Мариничев – И неважно, где они происходят — в онлайне или офлайне».
Напомним, в декабре 2015 года суд приговорил активистку Дарью Полюдову к 2 годам колонии-поселения за призывы к сепаратизму и экстремизму. Один из эпизодов, фигурировавший в ее деле, – репост чужого текста с фразой «Пора выйти на площадь и свергнуть этот режим», квалифицированный по части 2 статьи 280 УК («Публичные призывы к экстремизму через интернет», до пяти лет лишения свободы).
«Бескрайний интернет закончился»
Правозащитники в свою очередь считают, что если защита интернет-пользователей и не прописана в обязанностях Мариничева и Клименко, именно им и стоило бы ее делегировать.
«Если бы правоохранительные органы и Роскомнадзор не нарушали права пользователей, то и проблем бы не было, – отметил в беседе с Лениздат.Ру директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. – Но раз у нас есть эти два человека, то, наверное, они оба и должны этим заниматься. По крайней мере, принимать жалобы пользователей, вступать в переговоры с Роскомнадзором, прокуратурой и другими ведомствами они, безусловно, могут».
В центре «Сова» также указали на недостаток возможностей правозащитников по сравнению с официальными лицами. «Одно дело – в ведомство звонит, скажем, советник президента, а другое дело – я, – привел пример Александр Верховский. – Со мной и говорить-то никто не станет. Есть разница. Одно дело я напишу обращение на бланке "Сова", а другое – на бланке советника президента». По мнению Верховского, Мариничев и Клименко не хотят заниматься проблемами пользователей, так как боятся быть втянутыми в политические разбирательства.
Официальной должности по защите прав интернет-пользователей в России нет, отметил в беседе с Лениздат.Ру руководитель проекта «РосКомСвобода» Артем Козлюк. По его мнению, этим должны заниматься общественные организации при прямой поддержке IT-отрасли. В качестве примера он привел подобную практику в США.
«Нельзя сказать, что кто-то один должен быть защитником прав пользователей, – считает Козлюк. – Но все же странно, что и Клименко, и Мариничев полностью открещиваются от своего участия. Потому что если Клименко говорит про экономику, то экономика в интернете не может существовать без пользователей, которые генерируют товарооборот, с помощью которого уже растет экономика».
Представитель Общества защиты интернета (существует с 2016 года), член Партии прогресса Леонид Волков предложил пользователям не рассчитывать на содействие власти и самим встать на свою защиту. «Клименко и Мариничев сказали абсолютную правду – они не собираются защищать пользователей, – заявил Волков Лениздат.Ру. – Они лоббируют исключительно свои бизнес-интересы и бизнес-интересы узкого круга компаний, которые хотят построить в России "китайский интернет". Пользователей никто не защитит, кроме самих пользователей. Они должны осознать, что свободный и бескрайний интернет, каким они его успели полюбить и привыкнуть, закончился».
Отстаивать свои интересы Волков посоветовал с помощью политических методов – от петиций до круглых столов и коллективных писем. «Пользователи сами должны обратить на себя внимание, – отметил он. – Наша цель – им в этом помочь. Помочь структурироваться, заявить о себе и начать отстаивать свои права. Общество защиты интернета создано именно с такой целью».
Руки помощи
Рассчитывать на поддержку интернет-пользователи могут в аппарате уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. «Нарушение прав интернет-пользователей не отличается от нарушения прав "непользователей", – озвучила Лениздат.Ру позицию омбудсмена руководитель службы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юлия Волкова. – Это особенно важно в контексте защиты прав, связанных с получением и распространением информации».
Отстаивать права пользователей готовы и в «РосКомСвободе». Однако при нынешней системе, подчеркнул Козлюк, у организации нет ни рычагов политического влияния, ни масштабного финансирования, чтобы иметь возможность активно лоббировать и защищать интересы пользователей на высоком уровне. Кроме того, по его словам, важно, чтобы сама отрасль активно стала взаимодействовать с правозащитными организациями и более активно подключалась к процессу принятия решений.
Если же речь идет о каком-то конкретном случае, можно обратиться за помощью в различные правозащитные организации, добавил Козлюк. В зависимости от рода проблемы – в «РосКомСвободу», «Сову», Центр защиты прав СМИ и другие.
Есть также организации, которые заявляют, что занимаются защитой пользователей, но по факту никаких действий не предпринимает, считает руководитель «РосКомСвободы» . Он привел в пример РОЦИТ, председателем которого является глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин. «Есть определенные заявления, – отметил Козлюк, который сам является членом правления этой организации, – но по факту каких-то серьезных шагов по лоббированию интересов пользователей с их стороны не происходит».
В самом РОЦИТ Лениздат.Ру заявили, что защита прав интернет-пользователей является для них одной из ключевых задач. «Наша миссия – содействовать развитию и распространению интернет-технологий в интересах граждан России», – подчеркнула директор по развитию и стратегическим коммуникациям Татьяна Голубовская. РОЦИТ в том числе запустил «Горячую линию Рунета», куда граждане могут обратиться, если у них возникли проблемы при работе в Сети.