Мнения
/ Интервью

31 марта 2016 17:18

Троицкий: Лоза подставился, но сделал себе рекламу

 
В Петербурге готовятся праздновать 35-летие Ленинградского рок-клуба. По этому поводу журналист и музыкальный критик приехал в Северную столицу с ностальгической лекцией о временах, проведенных рок-тусовкой в здании на Рубинштейна, 13. С Лениздат.Ру Троицкий поговорил о выживании в новом медиапространстве, которое изменило музыкальную индустрию, и вступился за антигероя интернета – Юрия Лозу. 
 
- 35 лет – совсем не круглая дата, но говорят и пишут о ней сегодня много. Почему все вдруг вспомнили о рок-клубе?
 
- Наверное, люди начали понимать, что были у нас и веселые времена, когда все бурлило, и по этому поводу испытывается сейчас некое чувство ностальгии. Ленинградский рок-клуб был живым организмом, в котором происходило множество противоречивых процессов. В том числе были и свои попытки бунтов, переворотов: Михаил Борзыкин из группы «Телевизор» устраивал там какие-то шествия... И был там один несменяемый лидер – Николай Михайлов. 
 
- Какие ваши последние воспоминания о рок-клубе?
 
- Это был фестиваль 88-го года на Зимнем стадионе. После этого я начал ездить по заграницам и больше ни на каких концертах побывать не смог. А потом рок-клуб сам по себе увял по естественным причинам – он стал особо никому не нужен. Музыканты уже обзавелись менеджерами, продюсерами, и история стала в большей степени про деньги, чем про творчество и авантюризм. В принципе, все прошло достаточно логично и безболезненно. Получилось, что у рок-клуба есть дата рождения, но даты закрытия нет. 
 
- Вы уловили тот момент, когда музыка сама по себе перестала так сильно влиять на умы? А вместе с ней исчезла и музыкальная журналистика...
 
- Во многом все началось с самих музыкантов. Они измельчали по сравнению с теми выдающимися и героическими личностями, которые были раньше. Но я считаю, что это совершенно естественная история. Каждый жанр, в том числе и рок-музыка, имеет историю, которую можно сравнить с живым организмом или биологическим видом: неуверенное детство, бурная молодость, какие-то пиковые успехи, а потом постепенное угасание. Рок-музыке и так сильно повезло – она была на гребне всех возможных волн на протяжении четырех десятилетий. Ничего страшного в том, что сейчас она утратила свои вулканические качества и ушла на покой. 
 
- И тем не менее вам продолжают еженедельно присылать десятки новых дисков. Куда все это девается?  
 
- Это своевременный вопрос, потому что на улице Жуковского, 57, теперь открылось интернет-радио Imagine, где у меня с недавнего времени имеется две программы. Одна из них – «Записки из подполья» – посвящена всяческой «альтернативщине» в исполнении разных малопризнанных талантов, а другая – «Песни и пляски» – напротив, музыке традиционной и народной – фольклору, блюзу, регги и т.д. Этим огромным количеством дисков я и подпитываю свои передачи. 
 
- Вы заметили, что радио сегодня переживает определенный ренессанс, особенно разговорное. Это касается и интернет-радиостанций, которые раньше считались уделом неудачников, не попавших в FM-диапазон...
 
- Безусловно, интернет-радио – это самый перспективный из форматов. И настоящий бум еще впереди – он начнется, когда станут выпускать в массовом порядке автомобили с Wi-Fi. Тогда для FM настанут тяжелые времена, поскольку основная масса радиослушателей – автомобилисты. Проблема еще в том, что музыкальное FM-радио само себя в значительной степени дискредитировало. С питерской ситуацией я знаком не очень хорошо, а московскую знаю прекрасно: у нас имеется порядка 50 музыкальных станций, из которых 47-48 слушать просто невозможно. Там идут какие-то бесконечные чарты, «хиты» – музыка одноразового использования, и все эти станции, как правило, одинаковые. Поэтому меня совершенно не удивляет, что музыкальное радио сейчас явно сдает позиции разговорным жанрам. Но это не проблема радио как такового. И даже не проблема музыки.
 
- К слову, о новинках московского FM-диапазона. На прошлой неделе лидер «Любэ» Николай Расторгуев запустил литературную радиостанцию «Книга». Вам уже удалось ее оценить? 
 
- Да что вы, солист группы «Любэ» и запустил литературное радио? Звучит как шутка, конечно, но я послушаю обязательно...
 
- О другом околомузыкальном событии вы наверняка знаете: певец Юрий Лоза неожиданно «проехался» по легендам рока. А в последнем его интервью даже Моцарту досталось...
 
- Тут все очень просто: ошибка Лозы состоит в том, что он взялся судить о музыкантах с профессиональных позиций. Если бы Лоза просто сказал: «Не люблю Led Zeppelin и Rolling Stones, музыка у них скучная, беспорядочная, а вот, например, Black Sabbath – это другое дело!» Тогда бы кто-нибудь подумал, что у Юрия Лозы плохой вкус или что «роллинги» и ему тоже не очень. Но Лоза же взялся судить, якобы музыканты не попадают в ноты, что у них не строят гитары. Это примерно то же самое, как сказать, будто писатель Лев Толстой не знал русского языка, делал грамматические ошибки и путал падежи. То есть понято, что это бред. С одной стороны, Лоза сильно подставился, с другой, сделал себе хорошую рекламу — давным-давно об этом парне все уже забыли. 
 
- Вы допускаете, что это успешный пиар-ход?
 
- Я Лозу немножко знаю лично. Однажды мы с ним вместе ехали в купе «СВ» из Москвы в Петербург и проговорили всю ночь на всякие околомузыкальные темы. Он знал, что я рокер, поэтому высказывался очень деликатно. Но из этого разговора я понял, что в принципе Юрий Лоза достаточно простодушный малый, поэтому не думаю, что он специально мог бы устроить себе такую хитрую рекламную кампанию.
 
- Упомянутые The Rolling Stones недавно давали концерт на Кубе. Что, по вашему мнению, важнее: это их выступление или визит на остров Барака Обамы?
 
- Визит Обамы – это политика, договоренности, всякие хитрости... А для нормальных кубинцев, конечно, Rolling Stones в эмоциональном плане намного важнее! Это событие эпохальное. В конце концов, президенты приходят и уходят, а Джаггер и компания уже 50 лет в полном порядке. Я бы и сам с удовольствием съездил на этот концерт, потому что люблю «роллингов», а страну Кубу просто обожаю. Но, как пели те же Rolling Stones, «не всегда можно заполучить то, что ты хочешь».
 
- Как бывший редактор глянца (в 1995-1999 гг. Троицкий возглавлял российский Playboy. – прим. Лениздат.Ру) можете объяснить, почему киоски европейских городов, в отличие от российских, до сих пор ломятся от музыкальных журналов?
 
- Во многом это связано с тем, что у нас в принципе нет той журнальной культуры, которая есть на Западе. Там этот тип продукции существует уже больше полувека. С другой стороны, рекламный рынок в России очень слабый, причем при каждом дуновении холодного экономического «ветерка» он ложится первой же жертвой. Если говорить о медийном рынке в целом, то у нас в стране наблюдается невероятный перекос в сторону телевидения. Нигде в мире оно не играет такой ужасающей роли, как в России. Телевизор смотрят везде, но чтобы иметь такую власть над умами и при этом стягивать к себе всю мощь рекламных бюджетов...
 
- Вы одобряете недавний отказ американского Playboy от «обнаженки» в пользу журналистских материалов? Это такое возвращение в 60-е?
 
- Квалифицированно ответить не могу, потому что никаких номеров Playboy, ни российских, ни американских, я не держал в руках уже много лет. Ушел я из журнала в 2001 году, еще какое-то время поддерживал с ним «пунктирные» отношения, но в последние 10 лет контактов – ноль. Если происходит такое возвращение – это хорошо, только в 60-е в Playboy была и качественная журналистика, и красивые голые девушки, и одно другому не мешало.  
 
- В последние месяцы в Прибалтике развернулась настоящая война за русскоязычную аудиторию. Вы следите за тем, что происходит в местном медиапространстве (с 2014 года Троицкий живет в Таллине. – прим. Лениздат.Ру)? 
 
- Особенно не вдаюсь в эту историю. Может быть, в следующем сезоне буду знать больше, потому что мне предложили вести на местном ТВ передачу. И наверное, я соглашусь. Пока что все телевидение в моей жизни ограничивается исключительно каналами, которые смотрят мои дети. Могу сказать, что «Карусель» вполне качественный телеканал. У меня к нему претензий нет. 
 
Что касается русскоязычной публики в Эстонии, то она как смотрела российские федеральные каналы, так и продолжает их смотреть. Во-первых, потому что их родной язык русский, а не эстонский. Во-вторых, с точки зрения энтертейнмента Первый и «Россия» свою функцию прекрасно выполняют – Николая Баскова там сколько хочешь!
 
- Один из лучших фотожурналистов России – Сергей Максимишин – на днях констатировал: «C творческой точки зрения журналистика сейчас на подъеме, а по оплате труда – жопа полная». Как объясните этот парадокc?
 
- Я не считаю, что это парадокс. Времена сейчас тяжелые и турбулентные, поэтому писать о них интересно. Другое дело, что вся эта турбулентность завязана на экономике. При отсутствии денег – это абсолютно закономерная ситуация.
 
Беседовал Серафим Романов
 
Благодарим виниловый магазин Imagine Club (ул. Жуковского, 20) за помощь в организации интервью. Диски с музыкой для Артемия Троицкого можно присылать по адресу: Padriku 3/1-13, 11912 Tallinn, Estonia.