Медиановости
/ Власть, Медиасреда

10 июня 2016 12:25

Совет по рекламе: страхи, курочка и ожидание назначений в Смольном

 
На Общественном совете по рекламе в Петербурге 8 июня было рассмотрено 4 обращения граждан, а также обсуждался вопрос о символах города, которые разработала для комитета по туризму студия Артемия Лебедева. Правда, выразить свою позицию комитету участникам встречи не удалось в связи с отсутствием его представителей.
 
Общественный совет при УФАС был образован еще в 1995 году, сразу после принятия закона «О рекламе». Совет заседает по мере накопления жалоб от населения на неприятную для горожан рекламу. На этот раз на повестке дня были жалобы на неправильно одетую, а по мнению заявителя и вовсе раздетую, танцовщицу, оскорбительную «курочку»,  агентов на Я и на Ё и страшилки для детей. Также члены совета вернулись к обсуждению кофейных стаканчиков от Артемия Лебедева. 
 
Кружки, ёлки, якоря
 
Члены Общественного совета по рекламе вновь обсудили одобренные комитетом по туризму символы города. Еще в 2014 году комитет для весенне-летней рекламной кампании Петербурга за рубежом заказал у московской студии Артемия Лебедева разработку логотипов, символизирующих город. Тогда в комитете уверили общественность, что логотипы разработаны для внутреннего пользования. Дизайнеры подготовили ряд «иконок» с изображением чашки, кофейного стаканчика, воздушного шара, барабанов и батона. Из достопримечательностей в логотипах отображен ангел со шпиля Петропавловского собора и купол Спаса на Крови. Комитет по туризму приобрел у дизайнеров эти логотипы за символическую плату в один рубль, но, как высказалась представитель коммуникационных агентств России Наталья Пилатова, «рекламисты могли и сами заплатить комитету за такой заказ, ведь это имиджевая реклама». Символы использовались для рекламы в аэропортах, в лондонском такси и в других общественных местах в Европе. Запрос в УФАС поступил от генерального директора компании Generation Brand & Communications Бориса Григорьева — по его мнению, комитет по туризму нарушил принципы конкуренции. Однако, как сказал руководитель петербургского УФАС Владимир Владимиров, для того чтобы возбудить дело по нарушению закона о конкуренции, «необходимо доказать, что был причинен ущерб второму лицу». Официальной жалобы в УФАС по этому вопросу пока не поступало. 
 
С позицией рекламщиков в Общественном совете согласились, однако передать ее представителям комитета не удалось, так как на заседание от Смольного никто не пришел. Напомним, 24 мая в отставку по личным обстоятельствам ушел председатель комитета Виктор Кононов. Его заместитель, а ныне исполняющая обязанности председателя комитета Нана Гвичия в Facebook под постом пресс-секретаря петербургского УФАС Марины Нериновской об активном использовании этих символов как в интернете, так и на улицах города написала, что «готова присутствовать 8-го на Совете и в формате диалога обсудить данный вопрос». Однако в назначенный день Гвичия на заседание не пришла. Общественный совет принял решение объяснить позицию по символике Петербурга от Лебедева новому председателю, когда он будет назначен. «Как только станет ясно, кто возглавит комитет, я предлагаю написать обращение в адрес нового председателя, которое выражало бы нашу позицию», - заключил исполнительный директор общественного совета по рекламе Юрий Коробов. Кроме того, президент Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Юрий Новолодский предложил создать в городе службу, которая занялась бы созданием подобных логотипов для всех городских учреждений и комитетов, если они им понадобятся. «Решение о символах должен принимать главный художник или герольдмейстер», - считает Новолодский. 
 
Прикрытая нагота
 
Также на Общественном совете были рассмотрены обращения граждан на различную рекламу, которая кажется им неэтичной. Одна из жалоб поступила на рекламный ролик шоу «Фавориты луны». Жительнице Петербурга показалось, что актриса шоу в ролике раздета. В управлении Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу заявителю уже объясняли, что ролик не содержит какой-либо запрещенной к показу информации, однако заявительница не согласилась с решением УФАС и обратилась с тем же вопросом к уполномоченному по правам ребенка в Петербурге Светлане Агапитовой. На совете после внимательного изучения ролика стало ясно, что все артисты в рекламе одеты и в ролике «ничего нет». «Сто раз смотрели, нет там обнаженного тела, есть только телесного цвета костюм», - сказал Владимир Владимиров. «На будущее давайте примем такое общее правило, если устанавливается значок 18+, значит, там есть какие-то кадры, какой-то фрагмент, который не рекомендуется детям, так вот в рекламе нельзя использовать в качестве «заманухи» эти фрагменты. Давайте сформулируем такое общее правило хотя бы для себя», - предложил член совета, президент Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Юрий Новолодский.
 
Семейные ценности в курочке
 
Также не согласились с заявителем члены Общественного совета по поводу аморальности рекламы курицы, которая распространялась в метро. Постер не понравился в свое время и депутату Законодательного собрания Анастасии Мельниковой. Депутат считает, что реклама «не соответствует уровню ценностей города и не подходит Петербургу». Однако в УФАС и на заседании совета ничего аморального в рекламе не нашли. Компания, реклама продукции которой и стала предметом обсуждения, написала в УФАС ответ на критику. «В компании очень удивлены, что реклама вызвала возмущение. Они также сказали, что если постер не нравится горожанам, то они готовы его снять. Собственно, уже снимают», - пересказал содержание письма исполнительный директор Общественного совета по рекламе Юрий Коробов. «Видно закончился контракт», - прокомментировал письмо один из членов совета. Тем не менее совет единогласно решил, что реклама курицы не нарушает никаких законов. С этим согласились и присутствующие на заседании женщины: они отметили, что обращение «курочка» их не оскорбляет. Новолодский даже нашел положительные моменты в такой рекламе, ведь, по его мнению, она пропагандирует семейные ценности. «По большому счету он обожает и ту курочку, и эту», - считает президент Балтийской коллегии адвокатов. 
 
Агентов наказать
 
По жалобе на рекламу агентства недвижимости «Александра» совет также выступил единогласно, однако на этот раз рекламу признали нарушающей нормы закона. Запрос в УФАС поступил из прокуратуры. На постерах содержится надпись «Такое же, как все, только лучше», не подтвержденная никакими исследованиями, что является нарушением закона «О рекламе». Кроме того, в рекламе есть две фразы про агентов на буквы Я и Ё, которые при прочтении вслух образуют нецензурную брань. «По таким постерам прецедентная практика достаточно однозначна по всей стране», - объяснил президент Общественного совета Сергей Пилатов. «И по первому слогану, который нарушает права конкурентов, и по вот этим двум фразам надо наказать рекламодателя максимально жестко», - сделал вывод Юрий Коробов. С ним согласился председатель петербургского УФАС Владимир Владимиров, он заверил совет, что направит в прокуратуру соответствующее заключение.
 
Детские страхи
 
По одному из запросов мнения членов совета разошлись. Речь шла о постере с рекламой концерта группы «Ария», на котором изображено зубастое чудовище. По словам заявителя, когда рекламу на автобусной остановке увидела ее внучка 11 лет, девочка испугалась и не смогла сдержать естественную физиологическую реакцию. Некоторые из членов совета сочли такой аргумент недостаточно убедительным, ведь ребенок может испугаться и рекламы цирковых зверей или рекламы выставки, например, динозавров. Члены совета долго спорили, что может испугать ребенка, а что нет. Глава петербургского УФАС Владимиров отметил, что его пятилетняя дочка, скорей всего, «была бы в восторге от этой рекламы, ведь она воспитывается в семье антимонопольщика и видела вещи пострашнее». Было принято решение разрешить этот спор с помощью специалистов и на следующее заседание пригласить детского психолога. «Я предлагаю обязать рекламодателей, когда речь идет о каких-то страшилках, предварительно делать заключение специалиста, чтобы врачи говорили, испугает это детей или нет», - предложил Юрий Новолодский.
Общественный совет по рекламе в Санкт-Петербурге - это один из первых общественных органов саморегулирования в рекламе на территории России.  В его состав входят, например, директор телеканала «Первый канал. Санкт-Петербург» Эдуард Райкин, генеральный директор газеты «Metro-Петербург» Григорий Матыжев, председатель совета директоров телекомпании «СТС-Петербург» Владимир Карташов. Когда состоится следующее заседание совета пока неизвестно. 
Теги:  уфас