Медиановости
/ Конфликты, Несвобода слова, Петербург

19 сентября 2016 22:10

После ночи выборов теплее не станет

 
Выборы 18 сентября петербургскому журналистскому сообществу запомнились в основном стычкой с чиновниками и полицией у здания администрации Василеостровского района. Для журналистов, которые шесть часов мерзли на улице перед зданием ТИК №2, этот конфликт стал показателем новых отношений с властью и поводом вспомнить о профессиональной солидарности. Лениздат.Ру расспросил о впечатлениях сотрудников СМИ, которые весь день и всю ночь работали в «полях» или в редакциях.
 
Вести с полей 
 
В день выборов в Государственную думу и петербургское Законодательное собрание журналисты старались охватить как можно больше участков, проверяя сообщения о неуловимых «каруселях». 
 
В число безусловных фаворитов городских СМИ попал участок 2212, где избиратель обнаружил себя в списке проголосовавших, а напротив своей фамилии – чужие паспортные данные. По словам корреспондента «ДП» Виктора Овсюкова, развитие ситуации было похоже на представление. «Стали разбираться, выяснилось, что выдавали открепительные удостоверения людям из других районов, - рассказал Лениздат.Ру Овсюков. - Они голосовали за одномандатников, хотя не имели на это права. Вызвали полицию, началось шоу». 
 
Еще одной «горячей точкой» стал ТИК №2, откуда еще днем поступала информация о нарушениях, а ближе к ночи журналистов, кандидатов и наблюдателей с применением силы выгнали из помещения. 
 
Целый день все шло в относительно штатном режиме, пока не начали закрываться участки, вспоминают журналисты. «Вечером появилась информация, что в половине восьмого, возможно, под любыми предлогами будут удалять из УИКов наблюдателей и могут повториться махинации с заносом документов, как это было в 2011 году. Когда была первая попытка пронести эти бюллетени в ТИК, нас туда не пускали, начали вышвыривать журналистов, мы написали другим коллегам, приехала вся толпа», - рассказала Лениздат.Ру корреспондент «Агентства бизнес новостей»  Елизавета Белова.
 
В переделку у ТИК №2 попала и Мария Карпенко из «Коммерсанта». «Туда свозили бюллетени со всего округа, в том числе с временных участков в роддоме и наркологической клинике. А днем я как раз успела посетить эту клинику. Этому участку выдали 450 бюллетеней, но проголосовали только 150 человек. И словами наблюдателей это подтверждается. Оставшиеся 300 бюллетеней на этом участке непогашенными привезли в ТИК, и неизвестно, во что они потом превратились, в какую стопку эти непогашенные бюллетени легли», - поделилась журналист своим видением событий.
 
Кульминация, по словам многих очевидцев, произошла, когда депутата ЗакСа Алексея Ковалева швырнули на землю после того, как он пытался войти в администрацию. 
 
Остаток ночи некоторые журналисты провели на других избирательных участках. Так, Виктор Овсюков поехал в ТИК №3 в администрации Фрунзенского района и там уже дожидался утра, наблюдая, по его собственным словам, «школу рисования», где, как он поясняет, могли происходить «всякие чудеса» вплоть до перерисовывания протоколов. 
 
Александра Гармажапова, корреспондент «Новой газеты в Петербурге», провела ночь на оскандалившемся участке 2212, где днем избиратель обнаружил, что кто-то проголосовал вместо него. «На моем участке они очень испугались дневного "косяка" с избирателем, который на них написал заявление в полицию. Поэтому подсчет они проводили в строгом, очень строгом соответствии с законом», - рассказала Лениздат.Ру журналист. 
 
При этом она отмечает, что на участке сложилась «вполне дружелюбная атмосфера». 
 
«Это мой первый идеальный участок», - поделилась впечатлениями журналист, освещавшая выборы и в 2011, и в 2014 годах.  
 
Скучные, но относительно честные
 
Представители петербургских СМИ абсолютно солидарны в своих характеристиках прошедших выборов – сравнительно невеселые и относительно честные. 
 
«Избирательная кампания была очень скучной, учитывая, что две парламентские партии – КПРФ и ЛДПР – вовсе не вели кампании, особенно в ЗакС», - отметила корреспондент петербургских страниц «Коммерсанта» Мария Карпенко. А если и приходили какие-то известия с «полей», оптимизма они не вызывали. «День выборов был наполнен событиями, но другое дело, какие это события были – мы же писали в основном о нарушениях», - рассказала Лениздат.Ру корреспондент интернет-газеты «Фонтанка.ру» Ксения Клочкова.
 
Бурная ночь у здания Василеостровской администрации и на других участках только утвердила журналистов в этом впечатлении.
 
«Кандидат от СР, с которым я пообщалась в Невском районе днем, говорил, что у него все нормально и спокойно. Так он думал до семи вечера. После полуночи он мне позвонил и сказал "У нас тут *** (все очень плохо)"», - рассказала журналист «Агентства бизнес новостей» Елизавета Белова.
 
«Днем никаких особых "карусельщиков" я не застал, ничего такого не видел, а ночью с точки зрения журналистской фактуры было весело», - подтвердил корреспондент «ДП» Виктор Овсюков.
 
«Для меня эти выборы проходили достаточно весело и до дня голосования. Чего стоит только "драка" кандидатов Павлова и Милонова, я имею в виду использование технологий друг против друга. А то, что я увидел в Василеостровском районе, - это был просто апофеоз», - утверждает корреспондент сайта газеты «Мой район» (MR7.ru) Сергей Кагермазов, ставший непосредственным участником стычки с сотрудниками полиции и чиновниками.
 
Установка на честные выборы заставила фальсификаторов изменить механизм работы, уверена Елизавета Белова. 
 
«Это выборы с сюрпризом. Фальсификации были тоньше. Уверена, что они были, но все прошло не так топорно. Если до этого власть откровенно фальсифицировала, то теперь не разобрать, кто запускал "карусели", например», - соглашается корреспондент «Новой газеты в Петербурге» Александра Гармажапова. По ее мнению, эти выборы хоть и честнее, чем в 2011 году, но до гордого звания «честных выборов» им «как до Пекина». Чиновники сами не отдают себе отчет, что используют административный ресурс, добавляет журналист «Новой». 
 
Откровенного беспредела не было, признают все опрошенные Лениздат.Ру журналисты, сравнивая прошедшие выборы с событиями 2011 года. Но заявления властей о минимальном количестве жалоб на нарушения вызывают скептицизм. 
«Панкевич (председатель петербургского Горизбиркома. – Лениздат.Ру) на пресс-конференции, как обычно, утверждал что к ним не поступало жалоб. Заявления СМИ они, видимо, не считают за жалобу. Когда нас в администрации потрепала полиция, мы дважды звонили пресс-секретарю Горизбиркома, он что-то мычал и обещал разобраться», - рассказал Сергей Кагермазов. Но, вероятно, Горизбирком не считает этот звонок заявлением о нарушении и самостоятельно проводить проверку не хочет, предположил журналист MR7.ru.
 
«Никаких сомнений относительно "честности" выборов у меня никогда не было, но я не мог привести примеров в доказательство. Теперь примеры есть, пожалуйста – ТИК №2, неучтенные бюллетени, сваленные в подвалах этого ТИКа, полиция вместе с чиновниками вышвыривают журналистов… - все это запомнится в том числе иностранной медиакомпании ВВС», - продолжил корреспондент интернет-редакции «Моего района».
 
«Выборная кампания – это ускоренная школа политической журналистики. Все необходимые навыки получаешь за три месяца. А день голосования – это вообще экстернат», - подвела черту под ночными приключениями Мария Карпенко.
 
Возвращение с небес
 
Пытаясь найти хоть каплю меда в этой «относительно честной» бочке дегтя, представители СМИ не скрывают политических симпатий.
 
«Удивило и порадовало, что "Яблоко" набрало гораздо больше, чем мы все ожидали. Это успех», - уверен корреспондент «ДП» Виктор Овсюков. С ним солидарна и Мария Карпенко из «Коммерсанта». «Положительным моментом с политической точки зрения стало то, как неожиданно смело мобилизовался электорат "Яблока". Это безусловный плюс. Кроме того, несколько достойных, на мой взгляд, депутатов сумели получить мандат», – отметила журналистка.
Корреспондент «Новой газеты» Александра Гармажапова была приятно удивлена работой избиркома. «Рада была впервые увидеть членов комиссии без перекошенных от злости лиц. Всегда попадала на такие кошмарные участки, что здесь мне искренне было жалко членов комиссии - учителей, которым к восьми утра на работу. Увидела УИК с человеческим лицом», - рассказала она.
 
«Какое-то возвращение с небес на землю. До этого мне казалось, что есть еще какая-то надежда на альтернативное развитие событий и альтернативное мнение. Но выборы все показали и открыли на многое глаза, для меня это важный момент», - поделилась впечатлением Ксения Клочкова.
 
Ночь выборов в некотором смысле стала испытанием и для профессиональной солидарности. «Хорошо, что не все журналисты идут после закрытия участков в пресс-центр ТАСС слушать официальные результаты. А есть люди, которые собираются в кучи и получают пинки. Когда нас много, это придает уверенности всем», - подвела итог корреспондент АБН Елизавета Белова.
 
Впереди долгие пять лет
 
В улучшение отношений СМИ с обновленной законодательной властью и на региональном, и на федеральном уровне журналисты не верят. Впрочем, эти отношения и раньше не отличались теплотой, признают сотрудники петербургских редакций. 
 
«Им всегда было плевать, что о них пишут. А теперь и подавно», - уверена корреспондент «Новой газеты в Петербурге» Александра Гармажапова. По ее словам, пиар больше не дает в политике почти ничего. Гармажапова напомнила, что не смогла переизбраться узнаваемый депутат ЗакСа Марина Шишкина и не сумела вытянуть кампанию за счет узнаваемости и Оксана Дмитриева. Поэтому новые депутаты ЗакСа будут более закрыты, полагает журналист. Решает, по ее мнению не избиратель, а «условный мужик из 225-го кабинета». А от новой Думы вообще можно ожидать чего угодно, не сомневается корреспондент «Новой». «Это будет дружный хор почитателей отца Пигидия», - подытожила Александра Гармажапова.
 
Корреспондент петербургских страниц «Коммерсанта» Мария Карпенко предположила, что отношения с законодательной властью может усложнить и то обстоятельство, что во многих одномандатных округах победили кандидаты, не имеющие опыта публичной политики. «Я думаю, они будут долго учиться тому, чтобы нормально общаться с прессой», - поделилась мнением журналист. Кроме того, по ее словам, в Заксобрании Петербурга не будет многих людей, которые обеспечивали доступ журналистов к информации, например Марины Шишкиной, которая всегда была открыта к общению. «Трудно пока делать прогнозы, но то, что очень мало будут представлены оппозиционные партии, не вселяет надежд на очень открытую законодательную власть», - отметила Карпенко.
 
Корреспондент «Фонтанки» Ксения Клочкова и ее коллега из «ДП» Виктор Овсюков отметили, что на информационную политику городского парламента может повлиять фигура спикера. «Все зависит от того, какой спикер будет у Законодательного собрания. Более закрытыми депутаты вряд ли будут. Ведь ситуация по большому счету не сильно меняется. На федеральном уровне – может быть, не зря же "Единая Россия" набрала такое большинство», - предположила Клочкова. 
 
Законодательная власть в городе при спикере ЗакСа Вячеславе Макарове абсолютно закрытой никогда не была, отметил Овсюков. «Макарова можно много в чем обвинять, и он не то чтобы очень сильно любит журналистов, но давить тоже не пытался. А на федеральном уровне ужесточение вполне возможно, я не удивлюсь новому закону Яровой», - отметил корреспондент.
 
Корреспондент MR7.ru  Сергей Кагермазов оказался в этом вопросе более категоричен. «Станет ли власть после этих выборов более закрытой к журналистам? Думаю, да. А еще мы наверняка увидим закрытие остатков независимых СМИ. Впереди долгие пять лет», - предположил журналист.
 
С ним согласна Елизавета Белова. «Станет все еще хуже. Напринимают еще каких-нибудь законов», - уверена корреспондент АБН. Однако, по ее мнению, дело не в законах, а в том, как работают сами журналисты. «Такие проблемы, как на Васильевском острове, были в других ТИКах, но большинство коллег оказались лишь в одном из них. Если бы в тот день в полях работало больше журналистов, возможно, стало бы известно больше о реальных нарушениях», - резюмировала представитель АБН.