Технологии, связанные с развитием искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, определят будущее СМИ, считают представители медиасообщества. Появление новых типов медиа ждет и аудитория – согласно исследованию «Взгляд поколений: будущее медиа, лидерства и коммуникаций», в котором приняли участие школьники, студенты, представители бизнеса, государственного и общественного сектора из шести стран Восточной Европы и СНГ, 20% опрошенных уверены, что через пять лет наибольшей популярностью будет пользоваться пока еще не существующий тип СМИ.
Как показали результаты исследования, 70% респондентов считают, что через пять лет медиаландшафт будут определять электронные СМИ и соцсети, 20% - что в лидеры выйдет «еще несуществующий тип СМИ», 7% - что эту нишу займут телевидение и радио и только 1,8% предрекают успех печатным изданиям.
Появление новых типов медиа больше всего ожидают школьники (26,6%), представители госструктур (19,8%) и студенты (19,6%). Скептичнее к этой идее относятся предприниматели – только 14,3% из них поддержали эту точку зрения.
По мнению респондентов, успех СМИ через 20-30 лет будут определять в первую очередь доступность и скорость. На следующем месте по важности для молодежи стала информативность, для госсектора – достоверность, а для бизнеса – интерактивность.
Исследование подтвердило и другой тренд последних лет – рост потребления контента через мобильные устройства. Так, порядка 73% опрошенных смотрит телевизионные каналы через смартфон, при этом особенно активно мобильный контент потребляют школьники: в этой категории 80,6% респондентов смотрят онлайн-каналы.
Манящая неизвестность
Впрочем, некоторые представители медиасообщества не считают результаты опроса репрезентативными. Так, по мнению журналиста и блогера Антона Носика, «подвох этого исследования» кроется в выборке респондентов. «Чтобы прогнозировать развитие отрасли на пять лет вперед, нужно иметь как минимум 10 лет опыта непрерывного наблюдения за ключевыми трендами этой отрасли — за теми параметрами функционирования СМИ, которые вообще не видны снаружи, - сообщил Носик в беседе с Лениздат.Ру. - С тем же успехом можно было бы провести опрос среди хромых: как будет выглядеть ортопедия через 5 лет?»
Главный редактор «Делового Петербурга» Максим Васюков считает, что даже профессионалу довольно трудно давать прогнозы на ближайшие пять лет. «Сразу хочется сказать, что всё это будет определять некая технология, еще не существующая. Но если мы посмотрим на ушедшие пять лет, то, на самом деле, ничего особенного не произошло», - отметил Максим Васюков в беседе с Лениздат.Ру. По его мнению, вполне возможно, что в ближайшей перспективе на рынке не произойдет глобальных изменений.
Однако коллеги по цеху допускают появление новых типов СМИ в ближайшее время. «Рано или поздно появятся новые сетевые инструменты, которыми мы начнем активно пользоваться. То, чем мы пользуемся сейчас, через пять лет станет давно устаревшим», - считает главред «Фонтанки.ру» Александр Горшков. Он отметил, что тенденция последних лет - это укрепление значимости влияния электронных СМИ.
Сооснователь Look At Media Алексей Амётов предположил, что новые медиа будут связаны с технологиями виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. «Например, идет штурм Мосула, и ты видишь всё глазами пехоты или танка или летаешь над полем боя», - так Амётов описал репортажи будущего, которые зрители смогут смотреть через специальные очки, такие как Oculus Rift. При этом, по его словам, текстовые форматы не исчезнут, к ним будут обращаться через мессенджеры и соцсети.
Аналогичные мысли посещают и главреда «Бумаги» Кирилла Артёменко. «Что касается совсем новых СМИ – ну, может быть, VR что-то принципиально изменит. Но точно не через 5 лет, - отметил Артёменко. - Я легко могу представить людей, сидящих в шлемах виртуальной реальности и смотрящих военный репортаж, находясь на поле боя. Хоть это и кажется довольно пугающим». Журналист также предполагает, что в медиа будут внедряться технологии, связанные с развитием искусственного интеллекта.
Спасения нет?
Шеф-редактор Splash! и бывший главред AdMe Ксения Лукичева считает, что сейчас любой контент всё равно проходит через соцсети. «Медиаландшафт определяют соцсети и электронные средства массовой коммуникации, - рассказала Ксения Лукичева Лениздат.Ру. - Их даже нельзя назвать СМИ, потому что информация – это односторонняя история, а в одну сторону уже давно ничего не работает».
Мнение Лукичевой поддерживает и Максим Васюков. «Эпоха новостных сайтов заканчивается, потому что люди потребляют информацию из Facebook, а мы [СМИ. - прим.ред.] пока не знаем, что с этим делать. Сайты монетизируются через баннеры, но рынок баннерной рекламы падает, и есть только два варианта: нативная реклама и подписка», - считает главред «ДП». При этом он отметил, что оба спасительных варианта на российском рынке работают плохо.
Также Васюков считает, что СМИ пока не научились зарабатывать в соцсетях, хотя и стали с ними плотнее работать. Так, у «Делового Петербурга» аудитория в них «ничтожно маленькая», да и рост количества читателей электронной версии «ДП» значительно замедлился, при том что аудитория печатной газеты не меняется последние несколько лет.
Соцсети предлагают СМИ способы монетизации контента: Facebook еще в 2015 году запустил Instant Articles, «Одноклассники» внедряют аналогичный сервис «ОК-постинг». Тем не менее Васюков и к этой возможности относится настороженно: «Страшно превратиться в производителя контента для Facebook, который в один момент может поменять внутренние правила».
Залог успеха
В то время как, согласно опросу, для читателей самым главным является доступность и скорость подачи информации СМИ, у представителей медиасообщества имеются свои приоритеты. Так, Александр Горшков делает ставку на «креатив, темп и уникальный контент», а Кирилл Артёменко думает, что медиа должны выстраивать «доверительные и практически личные отношения» со своими читателями, стать нишевым продуктом и перестать гнаться за трафиком. Максим Васюков считает самым важным наличие лояльной и платежеспособной аудитории.
Главред «Бумаги» предполагает, что будущее СМИ будет мультиплатформенным и станет адаптировать информацию для потребления через мобильные устройства. «Эта среда спровоцирует еще большую трансформацию жанров журналистики и подходов к производству новостей и крупных материалов — новости будут предельно короткими, а для удержания внимания читателей на длинный промежуток времени крупные материалы тоже будут дробиться на элементы, включая мультимедийные — видео, фото, карты, инфографику», - считает Кирилл Артёменко.