Мнения
/ Интервью

18 ноября 2018 09:53

«Противно смотреть на журналистов-болельщиков»

Спортивные СМИ все чаще демонстрируют свою неэффективность. Прошедшим летом со скандалом «Спорт FM» превратился в музыкально-развлекательный канал для молодежи. Петербургский ежедневник «Спорт День за Днем» вот-вот уйдет из печатной версии и останется только в интернете. А в июле, на следующий день после окончания Чемпионата мира по футболу о своем увольнении с поста главного редактора «Советского спорта в Санкт-Петербурге», принадлежащего «КП», сообщил Андрей Васильев. По сути на смену редакции пришел один человек – новый главред Максим Михалко. Он же заменил спорткора и в петербургской «Комсомолке», откуда недавно ушел переживший едва ли не с десяток местных редакторов Давид Генкин. Неужели один человек способен заменить их всех и при этом качественно освещать спортивные события в Петербурге? Об этом мы поговорили с самим Максимом. Он убелил, что все реально, главное правильно понимать цели, задачи и приоритеты.

Об оптимизации

- Изменения в петербургской редакции «Советского спорта» начались еще прошедшим летом, до моего прихода в издание. Там работало несколько человек, они плотно контактировали с московской редакцией, но потом переключились на другие проекты. Активную работу в последние месяцы продолжал только многолетний главный редактор «Советского спорта в Санкт-Петербурге» Андрей Васильев, который и передал мне все дела.

Моя задача – делать газету с регулярным петербургским содержанием, чтобы оно становилось еще более узнаваемым. Чтобы жизнь питерских команд освещалась чаще и выходила за рамки календарных матчей. Кроме того, я отвечаю и за тексты на спортивную тематик в «Комсомольской правде в Санкт-Петербурге».

- Это при том, что все говорят о смерти печатной прессы.

- Сейчас готов говорить лишь о спортивных газетах. Издания, которые закрыли или собираются закрывать печатные варианты, много лет делали именно полноценные газеты, выпуская ежедневно многополосники. Обьективно -  по сравнению с региональной вкладкой это совсем другая нагрузка – и кадровая, и финансовая. Поэтому их ставка на электронные версии понятна.

Мы электронную версию и освещение в социальных сетях тоже будем развивать, этот процесс налаживается. Кроме того,  сайт «КП» вообще-то один из самых популярных  в России.  Читатели «Коммосолки» - это  огромная аудитория. Резонансные спортивные материалы появляются на сайте издания. И не только новостные.

Максим Михалко с болельщиками сборной Англии в Нижнем Новгороде на Чемпионате мира по футболу. Фото: их архива Максима Михалко

Максим Михалко с болельщиками сборной Англии в Нижнем Новгороде на Чемпионате мира по футболу. Фото: их архива Максима Михалко

О кадрах

Петербургская вкладка в «Советском спорте» - это от одной до четырех полос пять раз в неделю. Какими силами это создается? И моими, и группой постоянных внештатных авторов. Когда я получил приглашение в «Советский спорт», уже понимал, как, в каком режиме и с чьей помощью буду заполнять полосы. С полной погруженностью в журналистику я работаю почти 10 лет, за это время в разной форме сотрудничал почти со всеми питерскими спортивными изданиями. И не только спортивными, кстати. Потому мне удалось хорошо познакомиться с кадровым ресурсом в нашей сфере, наладить профессиональный контакт и сотрудничество со многими коллегами. Допустим, есть месячный план мероприятий и я заранее знаю, что компетентно осветить тему бокса сможет один, написать статью о Юношеской Олимпиаде стоит другому, руку на пульсе баскетбольной и волейбольной жизни держит третий, а тема питерского футбола – компетенция четвертого. Конечно, многие материалы по футболу, хоккею и другим игровым  видам спорта я пишу  сам, но столь же весома роль привлекаемых авторов.


Большой штат требуется тем, кто делает всю газету от корки до корки и каждый день.


- Такая схема более эффективна?

- В этом формате - да. Большой штат требуется тем, кто делает всю газету от корки до корки и каждый день. У нас же формат в основном с питерским контентом. Например, если в Петербурге проходят события мирового или федерального уровня, их освещает  московская редакция. Мне остается, при необходимости, добавить еще что-то именно городское, со взглядом из Петербурга. Или, допустим, в футбольных еврокубках на неделе играют три российские команды - «Спартак», «Краснодар» и «Зенит». Конечно, Москва напишет про матчи каждой, но больше все-таки про «Спартак».  Это логично. В нашей же, питерской версии, должны удовлетворяться интересы в первую очередь зенитовских болельщиков, оставляя при том и материалы о московских командах.

Похожая схема с выбором для освещения других видов спорта. Одной из визитных карточек спортивного Петербурга становится волейбольный «Зенит», вице-чемпион России. Который собирает полные трибуны «СИБУР-АРЕНЫ», где на каждом матче устраивается яркое веселое шоу. Зрителей на волейбол в Питере ходит больше, чем во многих городах на футбол, болельщики должны об этом знать, у них должна быть информация обо всем интересном и высококлассном спорте, который проходит в городе. А баскетбольный «Зенит» выступает в Петербурге уже пятый год! Все это находит отклик у болельщиков и читателей.

Об отличиях спорта в «КП» и «Советском спорте»

В «КП» о спорте пишут и другие штатные сотрудники -  отслеживают новости, освещают события, разрабатывают темы. Но у «Комсомолки» другая аудитория, имеющая свои особенности - там надо больше человеческих и бытовых историй, ярких фактов и меньше узких спортивных деталей. В «Комсомольской правде» мы, например, очень широко освещали тему Кокорина и Мамаева, давали слово бывшему президенту родного клуба Кокорина, выступал у нас и бывший пресс-атташе московского «Динамо», который 8 лет работал с Кокориным в одном клубе. Также мы брали комментарии и у отца его гражданской жены. Это все выходило в «КП» в большом объёме. Более свежий пример – завершение футбольной карьеры Андрея Аршавина. В субботу он провел последний матч за «Кайрат», а уже в воскресенье в «Комсомолке» вышел большой материал, охватывающий всю карьеру Аршавина от 19-летнеого дебютанта до 37-летнего ветерана, который, казалось, может еще десяток лет феерить в турнире вроде чемпионата Казахстана.

О первых результатах

- За полтора месяца, что я руковожу редакцией, во всех номерах были петербургские материалы, на каждой обложке cтояли питерские анонсы. Две трети обложек – исключительно питерские, на темы, связанные с «Зенитом» - футбольным, СКА «Зенитом» волейбольным. Моя задача, чтобы читатели знали: «Советский спорт в Санкт-Петербурге» всегда предложит материал про питерский спорт, причем и в те дни, когда не играет футбольный «Зенит». Когда он уходит на перерыв, а сборная России за это время сыграет только два матча, хоккейный СКА тоже на паузе для сборных или на длительной выездной серии, читатели не должны страдать, считая дни до возвращения футболистов на Крестовский остров и хоккеистов в Ледовый. Мы и в это время найдем, чем заполнить   вкладку: волейбол, баскетбол, да тоже хоккейное «Динамо», чемпион ВХЛ. И это пока о самых популярных игровых видах спорта. Сейчас творческий процесс продолжает налаживаться, потом будем шире освещать и другие виды спорта.

Журналистам лучше оставаться журналистами, а не фанатами на стадионах. Фото: их архива Максима Михалко

Журналистам лучше оставаться журналистами, а не фанатами на стадионах. Фото: их архива Максима Михалко

О журналистах-болельщиках

Все годы, которые я работаю в журналистике, в ней все заметней становится тенденция, которая и меня, и многих моих коллег смущает. Среди работников спортивных СМИ продолжает увеличиваться количество болельщиков, которым спорт, в частности футбол, интересен в первую очередь, как поддержка своей любимой команды. Изначально это нормально. Почти любой журналист, наверное, 90 из 100, когда-то были болельщиками. Переживающих за результаты, как иногда в таких случаях выражаются, с «температурой». Но тут вопрос – после прихода в журналистику вымещается ли это «боление» интересом к спорту и журналистике, как предмету, или нет?


В моем понимании, журналист - это человек, который написал материал, сдал его редактору и уже предлагает новые темы.


Я тоже был болельщиком, но после погружения в профессию журналиста для меня быстро на первое место вышли аналитика, наблюдения, дискуссии. Мне стало важнее замечать тенденции, ставить острые вопросы, поднимать их в интервью, расширять рамки познаний читателей, да и просто их развлекать, а не переживать за какую-то команду. И соответственно отдавать больше половины своего журналистского внимания только ей. Замечу, что и среди моих многоопытных и старших по возрасту коллег остаются те, кто к успехам любимых с детства команд неравнодушен. Но увидеть это по их поведению или работе невозможно! На первом месте у них стоит профессионализм, который подразумевает глубокие знания. В том числе исторические и обо всем виде спорта. У таких журналистов уже по нескольким первым предложениям видно, что это специалист, глубоко владеющий темой спорта, и заподозрить его в активной поддержке какой-то команды не получится.

Хотя готов признать, что в таком болении  есть и плюс – если человек искренне переживает за какую-то команду, спортсмена, то он знает о них почти все. Но минусов в такой ситуации больше. Во-первых, журналист, уделяя максимум внимания, например, одному клубу, априори упускает информацию о других, не всегда следит за актуальными явлениями, драматических поворотах в карьере спортсменов. Во-вторых, интерес к профессии в этом случае основан на симпатии к условной команде «икс», и, если она вдруг перестанет существовать, у них иссякнет к этому виду спорта интерес. А я думаю, спустя годы в нашей профессии должно быть по-другому.

- По-другому – это как?

- В моем понимании, журналист - это человек, который написал материал, сдал его редактору и уже предлагает новые темы. А не так: пришел, молча дождался задания, выполнил его и убежал смотреть свои любимые команды или играть в футбол на компьютере. Подобных примеров я видел много.

К сожалению, болельщицкие посылы журналистов проявляются и на стадионах. И бывает неловко перед зарубежными журналистами, например, на еврокубковых матчах. Когда в ложе прессы некоторые позволяют себя вести, как на фанатском секторе. Громко кричат, заинтересованно комментируют эпизоды игры, вскакивают и обнимаются, когда их команда забивает. Такое поведение на рабочем месте, на мой взгляд, неправильно, некорректно и непрофессионально. И смотреть на это противно.

Журналист должен быть нейтрален. Его читают со всех сторон, к нему порой обращаются, когда ищут нейтральную сторону, его статьи, в том числе, формируют и общественное мнение. Поэтому   ровная позиция – это гарант того, что человек сможет более полно и объективно освещать события. А когда болельщики видят, что журналист скачет на столе, празднуя гол, здесь в объективности могут возникнуть серьезные сомнения. Про таких порой говорят: «он сектором ошибся».

Справка

Максим Михалко – 41 год

Закончил – Р.Г.П.У. им. А.И. Герцена (тренер по игровым видам спорта) и Институт Гуманитарного образования (психолог).

После вуза работал в детском спорте. В журналистике с середины «нулевых»: сотрудничал с газетами «Московский Комсомолец в Питере» и «Комсомольская Правда». 

C 2009 по 2016 – корреспондент и обозреватель в ежедневном издании «Спорт День за Днем».

С 2015 – автор еженедельника «Футбол»

С 2015 по 2018 – автор еженедельника «Советский спорт-футбол»

С октября 2018 – главный редактор ежедневного издания «Советский Спорт в Санкт-Петербурге»

В соавторстве с Президентом «СА-Футбольного агенства» написал и издал книги об актуальных проблемах российского футбола: «Театр Футбола. От фаната и агента до президента» (2017 г.) и «Театр футбола. После антракта» (2018 г.)

Читайте также

Как оценивает ситуацию со сменой коллектива в редакции рассказал предыдущий редактор газеты "Советский спорт в Санкт-Петербурге" Андрей Васильев