Медиановости /
Медиасреда, Петербург

23 марта 2019 16:31

«Золотое перо» - 2018: лучшие и все остальные

«Золотое перо» - 2018: лучшие и все остальные

«Гран-при» у Ирины Тумаковой. «Ротонду» не побоялись наградить как лучшее новое медиа.  Любовь Совершаева ценит в журналистах скромность. Это главное о «Золотом пере» – 2018. Но есть еще подробности, о которых тоже интересно узнать, чтобы было что обсудить в редакции. О них дальше…

На новом месте

Вручение премий в этом году состоялось в отреставрированном Доме журналиста, а не в «Прибалтийской», как было много лет прежде. В старинном особняке нет помещения, где могли бы поместиться сразу все гости и участники церемонии. Поэтому в небольшой зал, где проходило награждение, пустили только «лучших» - номинантов, членов жюри и представителей спонсоров, которые вручали награды. Остальных попросили подождать рядом. Чтобы не скучали – кормили и поили, показывали трансляцию премии на экранах.

Самих героев вечера угощениями тоже не обделили. Для них столы накрыли еще в одной отдельной комнате, которую охраняли от набегов гостей до окончания раздачи «золотых перьев».

1280x1024_I0VJoDmGpFk.jpg

Формальный скандал

Кулуарные обсуждения на тему «не тех наградили» - неотъемлемая часть любого «Золотого пера». Но на сей раз возникла проблема – «не тех зарегистрировали».

Например, оказалось, что журналист Артем Мельник пытался подать заявки в разные номинации, отправлял тексты, опубликованные в «Таких делах» и в «Батенька, да вы трансформер». Но их не приняли даже на рассмотрение жюри, так как оба проекта – не зарегистрированные СМИ. Такой отказ у Артема вызвал логичный вопрос – почему авторам незарегистрированной «Бумаги» можно участвовать в конкурсе, а ему нет?

В положении о «Золотом пере» действительно есть пункт, который гласит: «На Конкурс могут быть представлены материалы (впервые опубликованные в 2018 году) сотрудников средств массовой информации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, местных и региональных представительств общенациональных и иностранных СМИ…» Но прежде на это часто закрывали глаза. Участвовали и получали награды проекты, которые СМИ юридически не являются.

Попросили прокомментировать эту ситуацию председателя жюри, генерального директора «Бумаги» Кирилла Артеменко:

- Я обсуждал этот вопрос с организаторами. Сейчас сложилась по сути несправедливая ситуация: есть издания без регистрации, которые участвовали в «Золотом пере» в прежние годы, и на это не обращали прежде внимания, эти же издания смогли участвовать и в этот раз. А издания, на которые обратили внимание, потому что они впервые пришли в этом году, – те не были допущены. Для меня вообще никакого значения не имеет, есть у СМИ регистрация или нет, на мой взгляд, это вообще атавизм. И «Бумага» не зарегистрирована как СМИ, но мы участвуем в «Золотом пере» уже пять лет, и выигрывали. Не принимать заявки от незарегистрированных как СМИ претендентов, было решено оргкомитетом, но я не был в курсе этого до последнего дня. Я уже обсудил эту проблему с оргкомитетом, после окончания конкурса в апреле мы планировали пересматривать положение о конкурсе. Не знаю, как я буду участвовать в этой работе, но мне важно, чтобы это правило было скорректировано.

1280x1024_q1j8tPMWB6w.jpg

Культурный сюрприз

Еще одна странность, на которую обратили внимание те, кто следил за ходом борьбы на конкурсе. 14 марта на сайте «Золотого пера» появились шорт-листы претендентов. В номинации «Культура» их было трое: Илья Казаков с «Фонтанки.ру», Венера Галеева оттуда же и Виталий Котов из «Собаки.ру».

Чуть позже, без объяснений, появился четвертый номинант – коллектив авторов:  Евгений Попов, Артем Графчиков, Александр Живага из студии «ПМГ» с документальным фильмом «Двойной портрет. Самодержец и вождь».

Они в итоге и стали победителями конкурса.

Не надо ёрничать

Первые лица города и области в этом году «Золотое перо» не посетили.

Спецприз губернатора (в данном случае врио губернатора) вручала вице-губернатор Любовь Совершаева. В ее речи о работниках СМИ звучали такие слова, как «скромность, обаяние и интеллигентность», а еще было отмечено, что достойный награды Смольного журналист «никогда в своей карьере не позволял себе ёрничать ни по какому вопросу… Он решает вопросы тихо, тактично и настойчиво». Этим скромным и тихим оказался фотограф Валерий Лозовский.

Спецприза губернатора Ленобласти удостоился журналист петербургской редакции НТВ Александр Щерба.

Специальный приз Законодательного собрания Ленинградской области отправился к руководителю Тихвинского ТВ Елене Зиминой. Городской ЗакС журналистов не награждал.

Героиня вечера

Пожалуй, главным вопросом вечера стал – «Дадут уволенной из «Коммерсанта» за критику Беглова Марии Карпенко «Золотое перо» или нет?».

В номинации «Политика», которую разыграли первой, не вручили. В ней победил Иван Воронцов из «ДП». Он сделал интервью с «коллективом анонимов», которые ведут Telegram-канал «НЕЗЫГАРЬ» - «Самый загадочный telegram-канал НЕЗЫГАРЬ - о новой нефти, мастере интриги в Кремле и деградации мессенджера».

Острую тему увольнения по политическим мотивам не поднимали почти до середины премии. Первым о Маше напомнил со сцены фотокор Давид Френкель, победивший в номинации «Фото» за репортаж с митинга против пенсионной реформы. Снимки вышли в «Коммерсанте». Давид, получая «Золотое перо», поблагодарил Машу за то, что она его в эту газету и привела.

За «Новые медиа» премию вручали почти в самом конце церемонии (грамотно затянув интригу). И все-таки наградили создателей канала «Ротонда» - Марию Карпенко и Ксению Клочкову. Кажется, когда номинантов и победителей отпустили из наградного зала к остальным гостям «ЗП», девушек поздравляли, обнимали и целовали больше всех остальных.

Мария Карпенко и Ксения Клочкова

Мария Карпенко и Ксения Клочкова

Под занавес

«Золотое перо» в номинации «За вклад в развитие журналистики» получил соредактор журнала «Звезда» Яков Гордин. Символично получилось, учитывая, что недавно он заявил, что этот год может стать последним для старейшего издания России.

«Гран-при» журналистского конкурса выиграла журналист «Новой газеты в Санкт-Петербурге» Ирина Тумакова.

Полный список победителей премии «Золотое перо» – 2018

Номинация «Политика» - Иван Воронцов, «Деловой Петербург»

Номинация «Областное событие» - Валерий Фенев, ЛОТ

Номинация «Гражданское общество» - Татьяна Лиханова, «Новая газета в Санкт-Петербурге»

Номинация «Расследование» - Светлана Зобова, «Новая газета в Санкт-Петербурге»

Номинация «Человеческая история» - Владислав Чирин, «Бумага»

Номинация «Фото года» - Давид Френкель, «Коммерсантъ»

Номинация «Экономика» - Анжелика Тихонова, «Деловой Петербург»

Номинация «Культура» - Евгений Попов, Артем Графчиков, Александр Живага, студия «ПМГ»

Номинация «Телевидение» - Николай Булкин, НТВ

Номинация «Спорт» - Иван Лосев, Александр Буренин, телеканал «Санкт-Петербург»

Номинация «Новые медиа» - Мария Карпенко, Ксения Клочкова, Telegram-канал «Ротонда»

Номинация «За вклад в развитие журналистики» - Яков Гордин, «Звезда»

«Гран-при» - Ирина Тумакова, «Новая газета в Санкт-Петербурге»

Прямая речь

Председатель жюри конкурса «Золотое перо» – 2018 Кирилл Артеменко:

- Я участвовал в этом конкурсе как журналист много раз. В 2010 году оказался в числе претендентов в номинации «Перспектива». Для меня это было честью. Когда позвали стать председателем жюри, не мог отказаться. «Золотое перо» - это не только конкурс, но и шанс поговорить о том, что происходит в профессии, с коллегами, потому что журналистское сообщество в городе не сказать, что очень сплоченное. И для меня возможность встретиться и обсудить - главная ценность этой премии. 

Прежде у меня не было вопросов к процедуре голосования и выбора победителей. В этот раз я смог увидеть этот процесс изнутри. Понятно, что, как и любой конкурс, он субъективен. Люди голосуют за тех, кто им нравится. И нельзя сказать, что мнение конкретного человека из жюри – это последняя инстанция по поводу качества журналистики. Нет, это просто его личная симпатия к конкретной работе и человеку. 

Однако при таком количестве судей (в жюри в этом году был 51 человек – ред.) принцип голосования «за своих» не работает. Состав жюри достаточно разнородный, в него входят люди с разным представлением о том, как правильно, красиво, хорошо, качественно нужно работать. И пока нет монолита в этой тусовке, пока она состоит из специалистов из разных сфер, изданий, разного возраста, получается сглаживание углов при голосовании.

Я видел ситуации, когда члены жюри, выдвигавшие конкретного номинанта, не голосовали за него в качестве участника шорт-листа, так как сочли, что другие представленные работы сильнее. Я сам устранился от голосования в номинации «Новые медиа», где был заявлен и проект «Бумаги». Я просто попросил мой голос не считать. Было бы странно, если бы я отдал его не за своих коллег. Неужели я не считаю их достойными премии?

В целом мне понравилось. Я считаю, что «Золотое перо» - важный конкурс. Он должен существовать. Но важно его плавно реформировать, это лучше, чем сказать, что он не интересный, и вообще от него отказаться.