Медиановости
/ Медиасреда, Петербург

24 мая 2020 20:35

Просить о помощи уже бессмысленно

Почти два месяца страна, а вместе с ней и СМИ, живут в условиях «особых мер». Первая «выходная» неделя началась 30 марта. Новые условия работы для изданий оказались как минимум непривычными. Панические настроения слышались в просьбах и требованиях оказания помощи, содействия, информирования. Но прошло два месяца – в Петербурге не было громких закрытий медиапроектов и массовых увольнений сотрудников. СМИ адаптировались или «доедают» последние запасы? Об этом поговорили с руководителями городских изданий на уже второй онлайн-«перекличке».

Что это было

«Лениздат.ру» и Санкт-Петербургское отделение Союза журналистов России 14 апреля первый раз собрали руководителей городских СМИ в zoom-конференции, чтобы обсудить положение дел в городской медиасреде. Спустя месяц мы повторили нашу виртуальную летучку, чтобы еще раз «измерить температуру». И первый вывод по итогам беседы: пациента, кажется, перестало нервно лихорадить – редакции осознали происходящее и приняли новые правила и условия игры.

Мы рассчитываем еще через месяц повторить нашу встречу. Робко надеемся, что она может пройти уже офлайн и без потерь среди участников.

Кто участвовал

Спикерами конференции стали:

Анжелика Гурская, директор Северо-Западного филиала «Российской газеты»;

- Виталий Дымарский, главный редактор «Эха Москвы» в Петербурге, главный редактор журнала «Дилетант»;

Андрей Ершов, главный редактор газеты «Коммерсантъ» в Санкт-Петербурге;

Алексей Дементьев, директор, главный редактор «Агентства бизнес новостей», один из создателей «Медиасиндиката»;

Александр Горшков, главный редактор интернет-газеты «Фонтанка.ру»;

Игорь Игнатьев, первый заместитель директора ГТРК Санкт-Петербург;

Модераторами беседы выступили главный редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости», председатель Санкт-Петербургского отделения СЖР Дмитрий Шерих и главный редактор «Лениздат.ру» Елена Михина.

1280x1024_конф.png

О чем говорили

- Об итогах двух месяцев «карантина»

- Ситуация на самом деле не очень изменилась. Те СМИ, которые работают, делают это за счет накопленного запаса прочности. И все ждут, что будет дальше. Для печатных СМИ ситуация ухудшается, так как идет подписная кампания, но она, если не употреблять слово «сорвана», то под большим вопросом, - рассказал, открывая встречу, Дмитрий Шерих. Он отметил, что в провинции все гораздо плачевнее, во многих редакциях местных СМИ «замогильные настроения». На их фоне петербургским изданиям пока не приходится жаловаться. А ситуация в целом соответствует той, которую в апреле обрисовал замглавы Минкомсвязи Алексей Волин: тяжелее всего придется радиостанциям, где доходы от рекламы сократятся на 90 процентов, легче будет интернет-СМИ с потерями в районе 60 процентов рекламных прибылей.

- Мы минувшие два месяца, конечно, пережили. Но я только на днях написал большое письмо в московскую дирекцию с прогнозом по нашему существованию.  У меня настроение не то что паническое, а просто все понятно уже, - признался Виталий Дымарский. - Кончено, мы еще сможем продержаться и два месяца, и полгода, но не за счет накопленного жирка, а благодаря тому, что у нас хорошие условия кредита внутри холдинга. Но кредит надо отдавать, а чем – не понятно. За минувшие два месяца у нас был ощутимый прирост аудитории, мы впервые в истории в апреле заняли первое место среди всех радиостанций в городе по количеству слушателей, мы даже обошли музыкальные радиостанции. Но экономического толку от этого никакого, рекламы как не было, так и нет. Потому что ни на какие рейтинги рекламодатели уже не реагируют – у них самих нет денег.

И абсолютно противоположная ситуация на «Фонтанке.ру». По словам главного редактора интернет-газеты, там и невиданный прирост аудитории, о котором еще пару лет назад никто и не мечтал, и пока обходится без потерь по рекламе.

- У нас все нормально и устойчиво, - считает Александр Горшков. - А делать прогнозы – это все досужие домыслы. Мы в конце марта пытались что-то прогнозировать, я сразу сказал, что не вижу смысла прогнозировать дальше, чем на месяц.

1280x1024_corona-4938929_1920.jpg

- О господдержке

- Все очень просто: обратились к властям с просьбами, прошло два месяца, результатов ноль – вот и все общение с исполнительными органами власти, - емко охарактеризовал происходящее глава АБН Алексей Дементьев.

За прошедшие два месяца журналисты действительно не раз направляли свои заявления в адрес властей разного уровня с просьбами о помощи, предлагали свои варианты поддержки – уменьшение налогов, увеличение сумм в грантовых конкурсах, рассрочки по обязательным выплатам. Фактически город лишь разрешил после недолгого запрета вновь открыться газетным киоскам, что поддержало печатную прессу.

- Я считаю, что нужно уповать на быстрое восстановление экономики. Потому что все мы, кто не кормится из бюджета, зависим от рекламодателей. Поэтому мы должны поддерживать здравые инициативы в экономике, - считает Андрей Ершов. - И мы должны понимать, что ни регионального, ни федерального бюджета на поддержку СМИ не хватит. Властям Петербурга, например, по сути достаточно иметь «Петербургский дневник», канал «Санкт-Петербург» и сайт администрации, остальные СМИ по большому счету им не нужны.

Главный редактор «Коммерсанта» в Петербурге обратил внимание на появившиеся на днях данные о том, сколько разные государства выделили на поддержку бизнеса и граждан. В России, по данным специалистов Сбербанка, Россия потратила на меры поддержки 1,9 процентов ВВП, страны G20 – 15 процентов, США – 17, страны Европы – в среднем 33 процента.

- Согласен – меры поддержки со стороны государства абсолютно недостаточны с учетом имеющихся ресурсов. Но мы же не видим всей картины, а «великие» ее видят, и они могут исходить из того, что может быть еще хуже, и тогда этот «жирок» пригодится, - отметил Александр Горшков. По его мнению, рассчитывать на поддержку из госбюджета также не стоит: - Просят все. Количество этих просьб огромное, и понятно, что государство всем помочь не в состоянии, и надо рассчитывать на свои силы. Когда вся эта история только начиналась, я сказал коллегам, что у нас есть один шанс пройти через все это достойно – пахать больше, чем мы пахали до этого.

В онлайн-конференции принимали участие представители трех медиаорганизаций, вошедших в обновленный перечень системообразующих организаций российской экономики – «Российской газеты», «Коммерсанта» и ВГТРК.

- Да, мы считаемся стратегическим СМИ. Что-то в финансовом плане это дало? Пока нет, - говорит Андрей Ершов.

- Наличие господдержки не индульгенция для неэффективной работы, - заметила Анжелика Гурская, - Поэтому надежды я возлагаю только на свой отдел рекламы, потому что знаю, каким жестким может быть секвестирование. Мы это проходили, например, в 2008, когда нерентабельные филиалы «РГ» были просто сокращены. Тогда архангельский, калининградский и мурманский филиалы были преобразованы в небольшие корпункты и переданы под управление Петербургского филиала. Будут ли сделаны оргвыводы по итогам этого финансового года? Допускаю, что да, и не вижу в этом ничего нелогичного.

Еще один представитель «госмедиа», вошедших в список системообразующих, - первый заместитель директора ГТРК Санкт-Петербург Игорь Игнатьев сообщил, что пока редакции проходят кризис без потерь – и работа у журналистов есть (много заказов от канала «Культура), и удается сохранять зарплату.

- Мы ждем проблем ближе к концу года, посмотрим, в какой форме. Пока все нормально – ни сокращений штатов, ни уменьшения зарплат, - отметил Игнатьев. - Что касается поддержки из госбюджета, я уверен, что бюджеты будут урезаны, и найдутся более важные отрасли, которые придется поддерживать. Поэтому я бы не рассчитывал на такую помощь.

1280x1024_беглов.png

Фото: www.gov.spb.ru

- О доступе к информации

Издания два месяца просили у властей не только экономической поддержки. В Петербурге для многих журналистов стало проблемой получить актуальные, адекватные ответы на свои вопросы по ситуации с коронавирусом.

- Что меня вводит в некоторое недоумение – это недостаточная коммуникация между властью и обществом, которая в этот момент, казалось бы, должна быть на более высоком уровне. Я про это говорил людям ответственным. Услышали они меня или нет – ну, кто я такой? – рассуждает Александр Горшков.

То, что у корреспондентов есть проблемы в общении с чиновниками и пресс-службами, согласились руководители и других СМИ. При этом ответ Смольного – смотрите канал «Санкт-Петербург», читайте страницу губернатора в «ВК» – все услышали. И, видимо, просить о чем-то большем и в этом случае так же бессмысленно, как и о финансовой поддержке.

- У меня, например, возникает вопрос, кто у нас в городе власть – администрация, губернатор или руководитель городского Роспотребнадзора (Наталия Башкетова – ред.), которую мы вживую почти не слышали, но из-под пера которой порой выходят постановления, вводящие всех в ступор, а чиновники принимают их к исполнению, - обратил внимание Александр Горшков. - И, может быть, в них есть смысл, но так как главный санитарный врач города не объясняет, какой – нам остается только разгадывать эти тайные знаки и пытаться разъяснить их читателю или согласиться, что мы тоже ничего не понимаем.

Анжелика Гурская отметила, что в ряде регионов СЗФО есть отличные примеры четкой организации информирования журналистов по вопросам борьбы с коронавирусом и привела в пример пресс-службу правительства Калининградской области, где завели специальный чат для оперативного общения с корреспондентами местных изданий, и ответы можно получить даже в выходные и поздним вечером.

На «Фонтанке», впрочем, и в этой ситуации нашли преимущества: в редакцию читатели все чаще звонят за справками, вместо того чтобы обращаться за разъяснениями в те официальные органы, которым положено заниматься решением проблем. Дошло до того, что после одной из публикаций о захоронении скончавшихся от COVID-19 одна из городских инстанций додумалась давать обращающимся к ним с вопросами телефон одного из старших редакторов «Фонтанки».

- О будущем

По мнению Анжелики Гурской, СМИ (как, впрочем, и все живое в сфере экономики) сейчас застряли в переходной стадии эволюции.

- Первую неделю все думали, что нужно просто немного подождать, и все кончится. Потом поняли, что придется настроиться на длительное ожидание без гарантий легкого и светлого будущего, - считает директор Северо-Западного филиала «Российской газеты».

На «Эхе Москвы» в Петербурге также решили, что нужно меняться, иначе не выжить.

- Я пришел к неутешительному выводу, что, если мы не найдем новых форматов, которые принесут нам доходы, мы обречены. Чисто радийный формат обречен, если он не подкреплен чем-то в интернете, в соцсетях, в YouTube, - говорит Виталий Дымарский.

Главред АБН Алексей Дементьев печально наблюдает, как соседи по бизнес-центру пакуют вещи и закрывают офисы.

Оптимизма добавляет вновь лишь главный редактор «Фонтанки»:

- Для всех нас это не первый кризис, но этот – самый необычный. Но за последние 20 лет, что мы занимаемся бизнесом, можно насчитать 4-5 крупных потрясения – конец 1990-х, 2008-й год, 2014-й, и еще по мелочи. И каждый раз мы выходили из любого кризиса сильнее. И сейчас задача такая же – прожить это время, чтобы стать сильнее.