Полезное /
Законы

29 июня 2022 14:47

Госдума окончательно приняла новый закон об иноагентах: как Россия будет контролировать «иностранное влияние»?

Госдума окончательно приняла новый закон об иноагентах: как Россия будет контролировать «иностранное влияние»?

Государственная дума приняла в третьем чтении спорный законопроект об иностранных агентах. С 1 декабря иностранным агентам запретят преподавать в вузах, работать на госслужбе, организовывать публичные мероприятия и многое другое. Для признания иноагентом достаточно будет даже не финансирования, а «иностранного влияния».

«Мы думаем о будущем и решение принимаем исключительно в интересах граждан нашей страны, нашего государства», — заявил в ходе обсуждения закона председатель Думы Вячеслав Володин.

По словам соавтора поправок, главы комитета по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, нынешнее законодательство содержит разрозненные положения, а новый закон систематизирует их и сделает процедуру контроля за иноагентами прозрачной.

Сейчас закон ушёл на одобрение Совета Федерации и президента Владимира Путина. Если документ подпишут, то жизнь иноагентов станет ещё труднее. Что именно изменится? «Лениздат.Ру» рассказывает об основных положениях закона.

Иноагентом станет каждый

Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» впервые закрепляет в отечественном законодательстве понятие «иностранный агент». Как отмечают юристы «Центра защиты прав СМИ»*, ранее использовались более нейтральные формулировки: «иностранное СМИ, выполняющее функции иностранного агента», или «НКО, выполняющая функции иностранного агента».

Иностранный агент — лицо, которое получило поддержку или находится под иностранным влиянием в иных формах и занимается политической деятельностью, ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, финансирует его или распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, участвует в их создании или финансирует распространение или создание таких материалов.

Согласно поправкам, иноагентом смогут признать:

  • российское или иностранное юрлицо;
  • объединение или структуру без образования юрлица;
  • физическое лицо независимо от гражданства.

Есть и стоп-факторы для внесения в реестр Минюста. Точно не могут стать иноагентами:

  • органы публичной власти РФ;
  • юрлица, которые находятся под прямым или косвенным контролем власти;
  • госкомпании, госкорпорации и лица, подконтрольные им;
  • религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке;
  • политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке;
  • объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке;
  • различные сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, владельцы дипломатических паспортов, должностные лица международных организаций, которые исполняют в России свои служебные обязанности.

Иностранное финансирование? А может лучше «иностранное влияние»?

Для признания человека или организации иностранным агентом необходимы две составляющие:

  1. Получать поддержку из-за рубежа или находиться под иностранным влиянием в любом другом виде.
  2. Заниматься политической деятельностью / собирать сведения в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые могут быть использованы против безопасности страны.

В документе под «влиянием» понимается «поддержка или оказание воздействия путем принуждения, убеждения или иными способами». Сюда входит как предоставление денежных средств или имущества, так и оказание организационно-методической, научно-технической и любой другой помощи.

Что конкретно имеется в виду под «иной помощью» – неясно. Источник РБК в Госдуме приводил следующий пример: «Допустим, если человек проходил обучение за рубежом, как организовывать несанкционированные митинги, и занимается организацией таких несанкционированных мероприятий, то есть политической деятельностью на территории России, то это может являться основанием для признания его иноагентом».

«Иностранным источникам», согласно закону, являются не только государства, иностранные органы публичной власти, международные организации, иностранцы, лица без гражданства, зарубежные структуры, но и российские лица, получающие денежные средства от вышеуказанных источников либо действующие в качестве посредников (исключение – открытые акционерные общества с государственным участием и их «дочки»).

Так, например, за деньги от российской компании был признан иностранным агентом экс-главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов**.

Одной из причин включения Венедиктова** в список СМИ-иноагентов стало финансирование из-за рубежа его работодателя: компания «Образование 21 век» выплатила журналисту в виде зарплаты почти 43 миллиона рублей. 
 
«Образование 21 век» — это российская компания, издатель журнала «Дилетант», в которой Венедиктов** владел долей.
 
Также Венедиктову** вменили опосредованное зарубежное финансирование в виде зарплаты от «Эха Москвы». 

Под «политической деятельностью» закон понимает организацию митингов, участие в деятельности партий, публичные обращение к властям, а также «распространение мнений о проводимой политике». Соответственно, если журналист создаёт или постит критические материалы о властях или пишет о военно-техническом положении РФ, его запросто могут сделать иноагентом.

К политической не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, социальной поддержки, защиты традиционных семейных ценностей, пропаганды ЗОЖ и спорта, защиты растительного и животного мира, а также благотворительная деятельность.

Однако есть размытая формулировка. Благотворительная или научная деятельность не будет политической, только если она «не противоречит национальным интересам Российской Федерации».

Единый реестр для всех

Сейчас в России есть четыре реестра «иностранных агентов»: для НКО, для общественных объединений, для СМИ и для физлиц.

После 1 декабря 2022 года вместо этих списков появится Единый реестр иностранных агентов. Его также будет вести Министерство юстиции РФ. В новый реестр перенесут все сведения об иноагентах.

Также в новом законе закреплена обязанность тех, кто «намереваются действовать в качестве иностранного агента», самостоятельно подавать в Минюст заявление о включении в реестр. От подачи заявления освобождаются иностранные журналисты, аккредитованные в России.

В случае принудительного включения в реестр Минюст будет уведомлять человека или организацию не позднее, чем спустя пять рабочих дней со дня признания иноагентом.

Решения Минюста, как и сейчас, можно попытаться обжаловать в суде.

Возможность выйти из реестра

Основания для исключения иностранного агента из реестра:

  • ликвидация юрлица;
  • прекращение деятельности общественного объединения, действующего без образования юрлица;
  • смерть физического лица;
  • решение Минюста, принятое по результатам проверки.

Минюст сможет проводить плановые и внеплановые проверки: как по заявлению третьих лиц, так и по просьбе самого иноагента.

По итогам проверок иноагент может быть исключён из реестра, если он в течение года не получал иностранную помощь и не занимался политической деятельностью (при повторном исключении из реестра — в течение трех лет).

У людей, которые попали в реестр впервые, будет возможность подать в Минюст заявление о снятии статуса «иноагента». Для этого нужно будет приложить подтверждение, что обстоятельства для включения в реестр устранены. Например, иностранный агент в течение трёх месяцев со дня включения в реестр отказался от получения зарубежного финансирования и возвратил уже полученные деньги.

Также ведомство должно будет проверять обращения от госорганов, партий, граждан и других организаций о тех, кого стоит включить в реестр или исключить из него. А министерство должно будет представлять Совету Федерации и Госдуме доклад о деятельности иноагентов.

Новые послабления и ограничения: отмена «бытовой» маркировки, запреты на преподавание и на получение господдержки

В закон наконец включили послабление – отмену «иноагентской» маркировки для сообщений бытового характера (например, на селфи в соцсетях). Всё остальное, в том числе посты на политические и экономические темы, иноагенту, вероятно, придётся сопровождать плашкой о своём статусе. В противном случае ему грозит штраф.

При этом правило о маркировке будет касаться учредителей, членов, участников, руководителей «иностранных агентов» – в случае, если публикации касаются «иноагентской деятельности».

В целом все «агенты» обязаны рассказывать о своём статусе при осуществлении «иноагентской» деятельности: на работе, при обращении в органы публичной власти или при контакте с образовательными организациями.

Кроме того, закон прописывает десятки запретов. Среди них:

  • иноагентам в России запретят работать с детьми: осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность, производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
  • иноагентам нельзя занимать должности в органах публичной власти, быть членами избирательной комиссии, комиссии референдума;
  • иноагенты не могут быть допущены к гостайне;
  • запрещается участвовать в деятельности комиссий и комитетов при органах власти;
  • запрет выдвижения кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии;
  • иноагентам нельзя проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов;
  • иноагенты не смогут быть организаторами публичных мероприятий;
  • политические партии или кандидаты на любых выборах не смогут принять пожертвования от иноагентов;
  • иноагенты не смогут участвовать в госзакупках;
  • иноагентам не будут давать государственную финансовую поддержку, в том числе для творческой деятельности.
  • денежные средства иноагентов не будут подлежать страхованию;
  • иноагентам запретят пользоваться упрощённой системы налогообложения, применять упрощённые способы ведения бухгалтерского учета;
  • иноагентам запретят инвестиции в стратегические предприятия России, включая производителей военной техники, компании сферы авиации и космонавтики, разведки, добычи полезных ископаемых;
  • иноагент не сможет выступать экспертом в государственной экологической экспертизе.

Иноагенты обязаны по-прежнему предоставлять документы в Минюст:

  • отчет о деятельности (раз в полгода);
  • сведения об учредителях, персональном составе руководящих органов и работников (раз в полгода);
  • сведения об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученного от этих источников (раз в квартал);
  • информацию о представлении аудиторского заключения (раз в год);
  • осуществляемые программы и документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий (раз в год, но до начала мероприятия);
  • информацию об изменениях в вышеуказанных сведениях (раз в квартал).

Кроме того, иноагенты обязаны раз в полгода размещать в интернете отчёт о своей деятельности.

Физлица-иноагенты должны создавать российское юридическое лицо в течение месяца со дня приобретения статуса и уведомить об этом Минюст.

Наказания

Законодатели не стали менять статьи в КоАП и УК РФ, которые устанавливают наказание за нарушение законодательства об иностранных агентах. Сейчас прописана следующая ответственность:

  • за отказ добровольно включаться в реестр НКО-иноагентов (ст. 19.34 КоАП РФ);
  • за непредоставление отчетности или неточности в отчетах (ст. 19.7.5-4 КоАП РФ, 19.34.1. КоАП РФ, 19.7.5-2 КоАП РФ);
  • за отсутствие обязательных пометок на создаваемых или распространяемых материалах (ст. 19.34 КоАП РФ, 19.7.5-4 КоАП РФ);
  • уголовная ответственность за уклонение от исполнения обязанностей иностранным агентом (ст. 330.1 УК РФ). 

Аффилированные с иноагентами

Для лиц, которые связаны с иностранными агентами, Минюст создаст отдельный реестр. Туда будут включать людей, которые участвуют или участвовали в деятельности иноагента: это могут быть учредители, участники, руководители или работники СМИ-иноагента или НКО-иноагента.

Также в реестр попадут люди, которые осуществляют или осуществляли политическую деятельность и получают или получили на нее деньги или другую имущественную помощь от иностранных агентов (в том числе через посредников).

Человек, которого внесут в реестр лиц, аффилированных с иноагентами, сможет обжаловать решение Минюста в суде. Человека могут исключить из реестра, если он больше двух лет с момента включения никак не был связан с иноагентами (например, он уволился из СМИ или НКО).

При этом закон не накладывает на таких лиц ограничения и обязанности. Они не должны, например, маркировать сообщения или подавать отчёты.


Справка: как в России появились иноагенты

Понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве в 2012 году, когда были внесены изменения в закон «О некоммерческих организациях», согласно которому иноагентом может быть признана НКО, которая участвует в политической деятельности в России и получает финансирование от иностранных организаций или граждан.

В 2017 году после требования властей США о регистрации в качестве иностранных агентов Russia Today и Sputnik был принят ответный закон — так в России было введено понятие СМИ-иноагента. В тот же год статусом были наделены «Голос Америки»**, «Настоящее время»**, «Радио Свобода»** и другие.

В конце 2020 года в список СМИ-иноагентов впервые были внесены физлица: юристы, правозащитники, журналисты, активисты. В течение месяца после включения в реестр Минюста физлицо должно учредить российское юридическое лицо и уведомить об этом органы власти.

В течение 2021 года реестр СМИ-иноагентов расширился с 17 до 111 пунктов. Сейчас в этом списке Минюста числится 167 юрлиц, физлиц и изданий.

Также в 2021 году был создан реестр незарегистрированных объединений-иноагентов. Первым туда попало движение наблюдателей «Голос»***, после — «ОВД-Инфо»*** и другие.

В апреле 2022 года Министерство юстиции открыло отдельный реестр физлиц-иноагентов. 


*Внесён в реестр НКО-иноагентов

**Внесены в реестр СМИ-иноагентов

***Внесены в реестр незарегистрированных объединений-иноагентов


Другие материалы рубрики "Законы"