Конфликт между руководством Союза журналистов России и главой Красноярского отделения СЖР Дмитрием Головановым резко обострился. Дело дошло до суда и рассматривается вопрос об исключении Голованова из организации на Федеративном совете, который состоится в Сочи 17 сентября.
В феврале секретариат СЖР вынес вотум недоверия Голованову, обвинив его во всех грехах: потеря связи с медиасообществом региона, конфликты с органами власти, неэтичное поведение и так далее. Глава отделения узнал об этом нетривиальном решении постфактум. Огласить точку зрения москвичей в Сибирь отправились секретари СЖР Денис Токарский и Тимур Шафир. В Красноярске они встретились с членами правления местного отделения, но их приняли холодно. Голованов все обвинения отверг и желания уйти в отставку не выразил. Первопричиной конфликта он считает недовольство местных чиновников его деятельностью по защите прав журналистов в различных сложных ситуациях. Подробно свою позицию глава краевой организации изложил в интервью Лениздату.
Земляки Голованова поддержали. В начале марта на сайте Красноярского отделения СЖР появилось обращение более 100 местных журналистов к московскому руководству организации с призывом приостановить вотум недоверия и рассмотреть вопрос о деятельности Голованова публично и более тщательно. Из 24 членов правления краевой организации его подписали 20 (с учетом самого Дмитрия Владимировича).
Никакой реакции из Москвы на это послание, по словам Голованова, не последовало. Если не считать, что из жюри творческого конкурса «Красноярские перья - 2024» вышли заместитель председателя СЖР Алексей Вишневецкий и секретарь СЖР Владимир Касютин. Конкурс, несмотря на это, в июне состоялся. Победитель в номинации «Журналистское расследование» Владимир Пантелеев («Красноярский рабочий») публично заявил, что краевые власти ввели для районных газет негласный запрет на участие в конкурсе. На отсутствие коллег из районных газет на церемонии награждения лауреатов сетовала и «Заслуженный журналист России» Ольга Вавиленко.
Кроме того, в столице проигнорировали решение правления Красноярского отделения о награждении ветеранов краевой журналистки памятными знаками СЖР. Кому-то из коллег исполнилось 70 лет, кому-то - 75. Очевидно, что в Союз они вступили задолго до описываемого конфликта.
Не дождавшись ответов на свои вопросы, Голованов решил через суд добиться отмены вотума недоверия. Иск, в котором он просит признать ничтожным решение секретариата СЖР от 17 февраля по вопросу «О сложившейся ситуации в Красноярском краевом отделении СЖР», был подан в августе в Хамовнический районный суд города Москвы. По месту юридической регистрации СЖР. 10 сентября в суде состоялась первая установочная встреча истца и представителя ответчика – штатного юриста Союза.
11 сентября, вернувшись в Красноярск, Голованов получил уведомление о решении секретариата Союза рассмотреть вопрос о его исключении из СЖР на Федеративном совете (ФС) организации 17 сентября в Сочи. Голованову предлагается дать письменные объяснения по поводу:
– «постоянных конфликтов с представителями органов власти региона»,
– «резкой критики закона об иностранных агентах»,
– «попытки перехватить управленческие функции СЖР России путем создания чата с руководителями других региональных отделений»,
– иска в суд к СЖР
– и появления «в состоянии сильного алкогольного опьянения» в московском офисе Союза.
Устав СЖР допускает возможность исключения из организации руководителя краевого отделения Федеративным советом. Голованов, скорее всего, не сможет лично присутствовать на его заседании 17 сентября. Он надеется, что ему дадут возможность участвовать в работе совета с помощью конференцсвязи. В период пандемии covid-19 подобная практика активно применялась. В письме Голованову указывается, что неявка без уважительной причины или отказ от дачи объяснений не являются основанием снять вопрос с повестки дня ФС, которую утвердил секретариат СЖР.
Лениздат обратился к председателю СЖР Владимиру Соловьеву с вопросом, есть ли ещё шанс на компромисс между московским руководством Союза и активом крупного регионального отделения, который поддерживает Голованова. Владимир Геннадьевич ответа не дал, хотя с обращением ознакомился.
В случае исключения Голованова на Федеративном совете ситуация может развиваться разными путями. Правление, оставшись без председателя, будет вынуждено проводить выборы, на которых, скорее всего, победит один из сторонников Голованова. Сам Голованов не скрывает, что в случае изгнания из Союза, обратится в суд с новым иском, требуя отмены этого решения. Также не будем забывать об иске по поводу февральского вотума недоверия со стороны секретариата. Заседание по этому делу назначено на 27 октября. Чью сторону займет Фемида в том и другом случае? Вопрос открытый.
Ещё один вариант развития событий – появление в крае нового профессионального журналистского объединения во главе с гонимым Головановым. Это будет уже совершенно независимая от СЖР структура. Не самый фантастический сюжет. Например, два Союза журналистов функционируют в Санкт-Петербурге, а в центральной России благополучно уживаются «Орловский Союз Журналистов» и «Союз журналистов Орловской области».
В конфликте «СЖР против Голованова» обе стороны признают, что одной из главных его причин стали взаимоотношения главы регионального отделения Союза с местными чиновниками. На этом фоне членам Федеративного совета, в котором 85 руководителей отделений Союза, предстоит принять очень непростое решение. Активистам СЖР на местах при взаимодействии с региональными элитами нельзя переходить определенные границы.
Петр Годлевский
P.S. Сегодня, 15 сентября, Дмитрий Голованов направил обращение к членам Федеративного Совета СЖР.
В письме журналист указывает, что многие из осужденных или находящихся под следствием чиновников края были героями его журналистских расследований. Все они, по мнению журналиста, являются ставленниками первого заместителя губернатора Сергея Пономаренко, который «делает всё возможное для того, чтобы подавить свободу слова в Красноярском крае».
Дмитрий Голованов уверен, что Пономаренко и руководитель краевого агентства печати Ирина Брежнева с помощью административного ресурса наладили контакты с руководством СЖР, в частности с Денисом Токарским и Юлией Загитовой.
Журналист подчеркивает, что вопрос о его членстве абсурден, так как за всё время его работы в СЖР к нему не было никаких претензий. Голованов видит в происходящем «грубое нарушение не только Устава Союза журналистов России, но и Российского законодательства» и прямое посягательство на свободу слова.
«..Секретари СЖР устроили травлю председателя, по всей видимости, выполняя просьбу краевых властей осуществить, противоречащее Закону об общественных организациях и уставу организации, смену руководства регионального отделения, что нарушает статью 29 Конституции РФ о свободе слова и мысли в России. Сегодня объявлена война демократическим принципам нашей общественной организации, история которой насчитывает более 100 лет.
Кто сегодня выбирает лидера региональной организации? Журналистское сообщество региона или господин Токарский единолично? Чему мы должны подчиняться в своей работе, Уставу организации, или, противоречащим его духу, распоряжениям господина Токарского?», - указывает он в обращении.
