Подкаст «Стражи памяти» — совместный проект «Лениздат.Ру» и Архивного комитета Петербурга — продолжает исследовать, как городские архивы сохраняют память о блокаде Ленинграда. В четвёртом выпуске разговор шёл о том, как на основе исторических документов создаются фильмы и спектакли, как архивы помогают возвращать утраченные артефакты и реставрировать здания в Петербурге.
Выпуск можно найти:
VK: видео в группе Лениздата или Архивного комитета.
Telegram: видео в нашем канале.
В студии беседовали глава Архивного комитета Петербурга Петр Евгеньевич Тищенко и журналист, историк Петр Глебович Годлевский.
Не играли роли, а проживали
В подкасте обсудили благотворительный театральный проект, реализованный по инициативе режиссёра из Оренбурга Павла Каштанова. В нём участвовали не профессиональные актёры, а горожане — сотрудники архивов, чиновники, журналисты, студенты. Спектакль основан на пьесе драматурга Александра Штейна, который в годы блокады работал военным корреспондентом газеты «Красный флот». Действие разворачивается в отеле «Астория» — здании, которое немцы не бомбили, поскольку планировали использовать его для празднования взятия Ленинграда.
«Они уже определили, в каком номере предстоит жить Адольфу Гитлеру и за каким столиком каждый приглашенный будет находиться. Уже рассылали пригласительные билеты на этот торжественный приём по случаю взятия Ленинграда», — отмечает Тищенко.
Но ленинградцы их планы сорвали. Поскольку здание не бомбили, в нем располагались некоторые органы управления и жили военные корреспонденты, работавшие в осажденном Ленинграде.
Действие пьесы начинается 8 сентября 1941 года — в день, когда сомкнулось кольцо блокады. Сюжет рассказывает и о героизме, и о трусости, и о том, как каждый делал собственный выбор: искать способ покинуть город или остаться в нём, сражаясь до конца.
«Когда замкнулось кольцо блокады, немцы захватили Шлиссельбург. Но это еще не было известно гражданам, потому что информация приходила только из официальных сводок, из газет, из проводного радио. Слухи — один страшнее другого. Регулярные бомбёжки по несколько раз за день — они, конечно, создавали фон. Атмосферу тех событий мы, актёры-не-актёры, постарались передать», — рассказывает Пётр Евгеньевич о выступлении.
Особенность постановки в том, что исполнители не были профессиональными артистами.
Фото: Павел Борисенко / MR7
«Актёр, по мнению режиссёра, даже если очень талантлив, всё равно играет роль. То есть он лично отстранён. А здесь, поскольку исполнители не актёры, они отстраняться не умеют. И играют искренне, проживая роль персонажа», — объяснил Тищенко.
Глава Архивного комитета рассказал, что его сын сыграл одну из ключевых ролей — 17-летнего Илюшу.
Годлевский заметил:
«Я как раз сидел в зале 8-го числа и следил именно за тем, как доносят, подают свой текст люди, которые выходят на сцену… Например, Пётр Петрович Тищенко выглядел как специально приглашённый профессиональный артист».
«Он сначала отказался трижды… но участие в этом проекте дало ему абсолютно новый уровень и опыт», — поделился Тищенко, отметив, что юноша выдержал «марафон» из нескольких спектаклей за выходные.
Фото: Павел Борисенко / MR7
Проект имел и практическую цель — сбор средств на строительство храма равноапостольной Нины. Он будет посвящён 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Храм планируют построить на Васильевском острове. Средства, собранные за счет спектакля, были переданы в виде сертификата на 3 миллиона рублей отцу-настоятелю.
«Этот храм принципиально строится на пожертвования людей… это такое общее дело ленинградцев, петербуржцев и всех тех, кто считает это важным», — подчеркнул Пётр Тищенко.
Фото: Павел Борисенко / MR7
Оба спикера сошлись во мнении, что такие форматы помогают «оживить те странички истории, которые просто при прочтении книги не вызывают эмоций»:«Не зная истории, ты не поймёшь, чем наш город отличается от любых других, и в чём наш блокадный код состоит», — сказал Тищенко.
Он отметил, что зрители всех возрастов — от школьников до блокадников — искренне сопереживали героям:«Зал плакал, когда погиб юноша Илюша на фронте… Через творчество, через этот формат нам удалось до сердец достучаться», — подчеркнул он.
При этом Пётр Евгеньевич признал: «Окончательно и максимально точно никому не дано понять, слава Богу, как это было». Даже в его семье блокадники молчали: «С одной стороны, для них самих это было очень травмирующее… С другой — возможно, не хотели травмировать нас деталями тогдашнего бытия».
Именно поэтому, по его словам, так важно «через всё большее изучение деталей нашей общей истории постараться понять, как это было. Понять ленинградцев — в чём причина нашей стойкости, нашей победы и почему наш народ непобедим».
Возвращение Готторпского глобуса
В подкасте прозвучала новость о возвращении после войны культурных артефактов. В частности, речь шла о Готторпском глобусе, который фашисты вывезли из Царского Села. Он был не в самом лучшем состоянии, поскольку «не единожды прострелен». Тем не менее, глобус всё же был возвращен. Ради него даже вернули Кунсткамере её башню. Из-за пожара в XVIII веке здание утратило исторический облик, однако после войны его воссоздали специально для размещения глобуса. Этот пример — лишь один из множества, и, как подчеркнул спикер, ещё «много чего мы сможем найти».
Сейчас Петербург удивляет всех красотой и историческим обликом. Во многом благодаря тому, что проекты, чертежи фасадов, планы большинства зданий в историческом центре сохранились в Архиве. Их реставрация и восстановление стали возможны благодаря сохранившимся документам. Поэтому центр Петербурга является самым большим по территории историческим объектом, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Благодаря недавнему решению Федерального архивного агентства, все главные документы о Второй мировой войне были оцифрованы и в открытом доступе представлены на портале Президентской библиотеки. Архивы Петербурга внесли значительный вклад в это дело и продолжают работу над документами, созданными в годы войны.
«Для "Института истории обороны и блокады Ленинграда" необходим материал, чтобы во всей полноте раскрыть феномены блокады», — пояснил Тищенко.
«Легенды партизанского края»
В середине сентября в Петербурге прошёл Форум объединённых культур, на котором Архивный комитет представил результаты своей деятельности. Накануне форума в Музее партизанской славы (п. Дедовичи, Псковская область) состоялась премьера фильма «Легенды партизанского края». Документальная лента создана командой «Киномельница» на основе рассекреченных архивных материалов.
«Половина жителей посёлка Дедовичи пришли в музей… Это новый достойный фильм», — отметил Тищенко. — Я есть там в кадре — и архивисты тоже необычное амплуа для себя пробуют».
Киномарафон пройдёт в разных районах Псковской области — его маршрут расписан до середины октября. Такие проекты — часть стратегии по донесению исторической информации до широкой аудитории. Они помогают людям узнать о том «сокровище документального наследия, которое хранят городские архивы».
«И бесплатно покажут кино»
Традицией стали кинопоказы в Архивном центре на Таврической. Сеансы бесплатные, но требуют предварительной регистрации.
«8 сентября мы показывали киноленты, снятые в блокаду и о блокаде… Зал был полон на каждом сеансе», — поделился Тищенко.
Журналист Пётр Годлевский задал вопрос: смогут ли люди даже через 20 лет, сидя дома, просматривать любые передачи Ленинградского телевидения или радио, снятые в XX веке? Ответ последовал утвердительный.
«Мы сейчас работаем над тем, чтобы создать… структурированную "палитру" звуков — звуки города, природы, села — для использования в творческих проектах», — рассказал Пётр Тищенко.
Такие тематические запросы в Архив оплачиваются согласно прейскуранту, что позволяет пополнять бюджет и развивать инфраструктуру. При этом глава Архивного комитета подчеркнул: документы, связанные с Великой Отечественной войной, предоставляются бесплатно, как и запросы, касающиеся социального статуса или пенсий.
«Сэкономили 200 лет»
В начале сентября состоялось совещание по итогам реализации программы «Эффективный регион», где Архивный комитет отчитался о проделанной работе. Ключевой критерий эффективности — «насколько растёт число людей, которым интересны архивы, и насколько проще становится доступ к фондам».
На совещании поговорили о цифровизации аудиовизуального наследия. Перед архивом стояла грандиозная задача: принять на хранение коллекцию Ленинградского Дома Радио — около полумиллиона бобин магнитной плёнки с записями эфиров.
Скриншот: Архивный комитет Петербурга
«При прежних ресурсах — одном магнитофоне 1972 года выпуска и одном сотруднике-технике — эту задачу за нашу жизнь было точно не одолеть», — признал Пётр Евгеньевич.
Благодаря оптимизации процессов Архиву удалось «сэкономить 200 лет» по сравнению с первоначальными расчётами. Сегодня уже 66 тысяч бобин оцифрованы и доступны в читальных залах и на цифровом портале. Ведётся также цифровизация коллекции Ленинградского телевидения, включая редкий художественно-документальный фильм о строительстве метро в условиях размыва грунта у станции «Лесная».
Скриншот: Архивный комитет Петербурга
Ценой 32 жизней
В этом году Архивный комитет увековечил память тридцати двух архивистов, которые погибли в годы блокады.
«Мы установили в Архивном центре памятную доску с их именами. Сделали выставку, рассказывающую на основе архива личных дел сотрудников о том, какими они были и какие должности занимали. Кто-то был историком, а кто-то — научным сотрудником, заведующим библиотекой или бухгалтером», — рассказал Пётр Тищенко.
По его словам, каждый из этих людей «выстоял до конца и отдал самое дорогое — свою жизнь — для того, чтобы нынешние поколения могли пользоваться этим достоянием». Впервые церемония возложения цветов к мемориалу прошла 8 сентября на Таврической улице, где расположены здания Архивного центра. Теперь её планируют сделать традицией:
«К каждой памятной дате, связанной с блокадой, будем возлагать цветы и вспоминать наших коллег, которые отдали свои жизни», — отметил он.
«Дети и война»: едем дальше
Значимым проектом, приуроченном к годовщине начала блокады, стала выставка «Дети и война». Она проходит в здании правительства Петербурга — в Смольном.
Выставка вызвала большой интерес не только у посетителей музея, но и у сотрудников Смольного. В будущем экспозиция отправится в «путешествие»по образовательным учреждениям и общественным пространствам города.
«Она действительно получилась и ёмкой, и содержательной. Оформлена с участием ведущих дизайнеров нашего города», — добавил Тищенко.
Прямой доступ 24/7
Одна из главных задач, поставленных губернатором Петербурга — создание системы хранения электронных документов.
«Наша реальная жизнь всё больше дрейфует в виртуальное пространство… Когда-то компьютеры перестанут работать, накопители выйдут из строя, форматы устареют», — предупредил Тищенко.
Сегодня большинство документов городской власти создаются и существуют только в электронном виде. Весь свой жизненный цикл они проходят без бумаги.
«И если не сохранить их, о них никто не узнает», — подчеркнул Петр Евгеньевич. В ответ на этот вызов разрабатывается цифровой архив современности.
Многие организации не передают документы в Архив, опасаясь, что те могут понадобится им позже. А потом придется их искать. Новая система сделает архив удобным инструментом для юрлиц. Чтобы упростить взаимодействие с организациями-источниками комплектования Архивов (их в Петербурге 1097), разрабатывается личный кабинет.
Он позволит:
— согласовывать передачу документов в Архив онлайн;
— получать цифровые копии одним кликом;
— заказывать доставку оригиналов.
«Возможность прямого доступа 24/7 к своим же ресурсам снимет психологический барьер», — уверен Тищенко.
Заключение
Архивы — это не пыльные хранилища, а живые центры памяти, где документы оживают в спектаклях, фильмах и выставках.
Пётр Тищенко напомнил: «Цифровой архив нашего времени нам ещё предстоит создать». Этот процесс — не только технологическая задача, но и акт гражданской ответственности. Как звучит в финальных строках пьесы Александра Штейна: «Народ стал армией». А сегодня — народ становится хранителем памяти.
