Медиановости

29 ноября 2010 15:41

Эксперты: Нужна политическая воля, чтобы наказывать за преступления против журналистов

"Мы боремся только за себя. Иначе зачем выделять себя из общества?" – выступает против поправок в УК России Олег Горбатов. Надо заставить работать статью "Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов", отмечает, в свою очередь, Михаил Федотов. А Андрей Константинов полагает, что проблема отчасти заключается в том, что журналисты не соблюдают правила безопасности. Эти и другие точки зрения эксперты высказали во время видеомоста между Москвой и Санкт-Петербургом.

Вопрос - Нужны ли поправки в Уголовный кодекс, которые, как предполагается, защитят журналистов? – обсуждается уже около месяца. Изначально с инициативой выступили заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Борис Резник и глава Совета при президенте России по развитию институтов гражданского общества и правам человека, секретарь Союза журналистов России (СЖР) Михаил Федотов. Накануне законопроект, ужесточающий наказание за преступления против журналистов, вплоть до 15 лет лишения свободы, был внесен в Госдуму. Однако дискуссии по этому поводу не утихают. Строчкой из Маяковского "Я хочу, чтобы к штыку приравняли перо" был озаглавлен видеомост между московским и петербургским медиацентрами РИА "Новости". Эксперты из двух столиц обсудили, нужна ли журналистам дополнительная защита.

Нападение на Кашина – не тенденция, а, скорее, вопиющий случай

"Несправедливо выделять журналистов в отдельную касту", - заявил, в свою очередь, заместитель генерального директора по интернет-проектам ИД "Курьер-медиа" Олег Горбатов, выступающий против поправок в УК России. По его словам, для начала необходимо разобраться, нападение на Олега Кашина - это тенденция или вопиющий случай. Горбатов полагает, что о тенденции, а, соответственно, и об изменениях в уголовном кодексе, говорить некорректно. Пор его мнению, это, скорее, вопиющий случай. "Мы боремся только за себя. Иначе зачем выделять себя из общества?" – подчеркнул Горбатов. Ему возразил председатель Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, секретарь СЖР Михаил Федотов, заверив, что никакого выделения журналистов в отдельную касту не произойдет. Он рассказал, что предполагается сделать нападение на журналиста в связи с его профессиональной деятельностью отягчающим вину обстоятельством, а также расширить понятие "общественный деятель" и включить в это число журналистов, экологов и правозащитников. Помимо этого предлагается добавить в статью 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста) третью часть - "воспрепятствование деятельности с применением насилия или угрозы насилия". "Заказные статьи, конечно, не являются выполнением общественного долга", - отметил Михаил Федотов. По сути, как добавил секретарь СЖР, у журналиста нет никаких процессуальных прав, что могут изменить данные поправки.

На возникающие сравнения журналиста с представителем любой другой профессии, председатель комиссии Общественной палаты России по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев заявил, что столпами демократического общества во всем мире считаются как раз журналисты и судьи. "У журналиста, в отличие от того же водопроводчика, есть право голоса. Надо признать, что журналист работает и на общество, и на власть", - отметил он. "С 1-го октября по 15 ноября по стране было совершено 46 нападений на журналистов. И только 6 уголовных дел  было возбуждено", - рассказал Гусев. Олег Горбатов же предположил, что не все эти случаи были связаны с журналистской деятельностью - ведь положение журналистов различается в Москве, на Дальнем Востоке или на Кавказе. Михаил Федотов также сообщил, что по статье 144 в год - от 0 до 1 осужденного. "Надо заставить работать эту статью", - заявил он. По мнению главы Союза журналистов (СЖ) Петербурга и Ленобласти Андрея Константинова, ужесточения наказания для этого не хватит. "Мне кажется, есть такой момент, как нежелание создавать прецеденты по этой статье. Нужна политическая воля, чтобы наказывать за воспрепятствование деятельности журналиста", - считает глава СЖ Петербурга и Ленобласти.

"На Западе журналистов защищают не законы, а государство"

"Никакие законы не помогут, если будет продолжаться давление на судей", - заметил редактор общественно-политического отдела интернет-издания Slon.ru Роман Доброхотов. Он, в свою очередь, заявил об отсутствии журналистской власти над обществом. Журналист отметил пассивность и безынициативность общества. "На Западе журналистов защищают не законы, а государство", - добавил Доброхотов. Россия же, как он сообщил, входит в пятерку стран с самым большим числом убийств журналистов наряду с Ираном.

Однако собравшиеся не разделили оптимизма Романа Доброхотова относительно ситуации на Западе. Заместитель главного редактора Russia Today Алексей Николов.  рассказал, как после митинга в США были задержана журналистка и оператор телеканала Russia Today. По словам Николова, они провели в камере 32 часа, причем под залог их не отпустили. После этого судья признала их виновными за сопротивление действиям полиции. Михаил Федотов также полагает, что сегодня во всех странах есть проблемы с безопасностью журналистов. "Важно, как к этому относится государство. Наша власть воспринимает журналистов как тех, кто подрывает основу государства, и не стремится задерживать тех, кто совершал преступления против них", - подчеркнул Доброхотов.

Журналистам не хватает знания техники безопасности

"Журналисты упорно не хотят знать о правилах безопасности в нашей профессии", - вот одна из причин, из-за которой журналисты сталкиваются с опасностью, по мнению Андрея Константинова. Он подчеркнул, что журналисты сегодня не знают, какова цена несоблюдения и нарушения этих правил. Следить за этим должны руководители СМИ, а также проводить аттестацию своих сотрудников, добавил Константинов. Заявлениями Андрея Константинова был удивлен Роман Доброхотов. "Неужели Анна Политковская должна была останавливать летящие пули, как в "Матрице", а все журналисты должны обладать приемами кун-фу?" - поинтересовался журналист. Константинов заявил, что техника безопасности – это не владение боевыми искусствами и не наличие телохранителя. "Журналисты просто должны идти на риск, так сказать, с открытыми глазами", - отметил он. Андрей Константинов считает, что знание правил безопасности не приведет опасность профессии журналиста к нулю, но может значительно ее снизить. Михаил Федотов согласился, что журналисты не знают техники безопасности. "Многие знают, что у нас есть хороший закон о СМИ, но, что в нем написано и как этим пользоваться, знают далеко не все", - подчеркнул он. Федотов также заверил, что предложенные поправки в уголовный кодекс не нанесут вреда, а, возможно, только улучшат положение журналистов.

Однако, как отметил глава СЖ Петербурга и Ленобласти, знанием техники безопасности не исчерпывается решение проблем. Андрей Константинов уверен, что заниматься некоторыми видами журналистики - военной и расследовательской - должно быть позволено далеко не всем. По его словам, это необходимо отметить в законе о СМИ. "В журналистике ведь может работать кто угодно. И заниматься журналистским расследованием по законодательству может каждый. Как же нам тогда убедиться, готов к этому человек или нет?" - отметил Константинов. Андрей Константинов добавил, что расширять нужно не только права журналистов, но и их ответственность - например, за разглашение источника, если он предоставил информацию только на условиях конфиденциальности. "Никакой ответственности за это в "Законе о СМИ" не предусмотрено", - подчеркнул глава СЖ Петербурга и Ленобласти. Константинов подчеркнул и то, что в законе не расшифрованы такие понятия, как "общественный долг", "государственная защита" и "профессиональная тайна".

Главная опасность для журналистов  не киллеры и не чиновники

Однако, как заявил Константинов, главная опасность для журналистов - вовсе "не злые силы, не киллеры и не ошалевшие от безнаказанности чиновники". "Никто ведь не посчитал, сколько журналистов спилось, сколько сошло с ума, у кого какие профессиональные травмы", - возмутился он. Андрей Константинов привел пример "благополучной" Швеции, где, несмотря на это, средняя продолжительность жизни журналиста - 49 лет. Связано это, по его словам, с психологическими проблемами, депрессиями, алкоголем, суицидами. "Гораздо больше коллег мы потеряли из-за профессиональной деформации", - сказал глава СЖ Петербурга и Ленобласти. Павел Гусев, однако, заметил, что как раз эти случаи, скорее всего, единичны. Андрей Константинов также возмутился тем, что нападения на журналистов делятся на первый и второй класс. "Когда 5 лет назад в Петербурге милиционеры убили журналиста Максима Максимова, особой реакции на федеральном уровне не было", - отметил он.