Медиановости

7 июня 2012 10:09

"Петербургский дневник" захотел метро

После того, как законом о бюджете Петербурга официальному изданию Смольного "Санкт-Петербургскому дневнику" было выделено почти 114 млн рублей, у газеты появилась возможность попробовать реализовать свои планы и стать ежедневным изданием. Однако, по единодушному мнению медиаэкспертов, для выпуска ежедневной газеты этой суммы на год вряд ли хватит. Напомним, что и вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи в интервью журналу The Chief говорил о том, что бюджетные ассигнования "Дневнику" составляют лишь четверть годовых потребностей газеты. "Остальные деньги газета сама зарабатывает на размещении рекламы", - сообщил он.

Где взять рекламодателя?

Здесь и появляется интрига. Ряд косвенных данных может указывать на то, что руководство "Петербургского дневника", вероятно, решило существенно укрепить позиции издания на рекламном рынке. В частности, судя по всему, могло начать борьбу за монопольное право на распространение в петербургском метрополитене. Здесь у газеты есть только один конкурент – газета "Metro".

Зимой в медиасреде города начали активно циркулировать слухи о том, что у "Metro" могут возникнуть сложности с распространением. "На рынке достаточно давно идет информация о том, что газету "Metro" ожидают проблемы с распространением, - рассказывает Лениздат.Ру генеральный директор газеты "Metro-Петербург" Григорий Матыжев. -  Для меня это началось в конце февраля, когда совершенно неожиданно мне стали звонить коллеги из разнообразных СМИ, как петербургских, так и федеральных, с просьбой дать комментарий о том, что у газеты большие проблемы с распространением. Я удивлялся и говорил о том, что мне о таких проблемах не известно".

В числе причин возможных проблем распространения "Metro" назывались близость президентских выборов и зарубежный акционер газеты. "Это вряд ли могло быть связано с политикой, поскольку газета "Metro" аполитична и консервативна, - замечает Григорий Матыжев. - Если говорить об иностранцах – тоже сомнительно. Поскольку есть масса СМИ, контрольный пакет которых принадлежит иностранным компаниям, и нет информации, что это является источником каких-либо проблем. И наш иностранный акционер в том числе владеет долей в телеканалах СТС и "Перец".

Кто ведет охоту?

- Ситуация, которую мне озвучивали коллеги, нашла определенное подтверждение, - продолжает Матыжев. До меня доходила информация о том, что якобы была предпринята некая попытка пролоббировать непродление нашего договора на распространение. Но поскольку никаких легальных оснований для этого не было, то и никаких последствий эта попытка не получила.

Гендир "Metro" не исключает, что этот процесс неуклюже инициировала частная компания, которая планировала видеть себя партнером обновленного "Санкт-Петербургского дневника" в части сбора рекламы в качестве селлера рекламы: "Сейчас ситуация на рекламном рынке не оптимистична, многие медиакомпании испытывают серьезные трудности, на традиционном газетном рынке определенная стагнация, а многие даже громкие интернет-проекты находятся в фазе, требующей инвестиций, поэтому ориентация на какие-то околобюджетные потоки в качестве спасательного круга понятна".

Среди участников рынка ходили разговоры, что интересанты процесса правдами и неправдами пытались использовать для решения своих задач даже тяжелую артиллерию – профильных чиновников высокого ранга.

"Не думаю, что инициатором выступили государственные люди. Ведь нелогично на фоне профицита бюджета, а также многомиллионных инвестиций в субъект, мягко говоря, стагнирующего газетного рынка, одновременно еще и наносить удар по нашему бизнесу, который в прошлом году перечислил в бюджеты всех уровней налогов около 90 млн рублей", - комментирует Матыжев.  

Взгляд в будущее

Рассуждая о перспективах "Дневника", Григорий Матыжев отмечает, что "здоровая конкуренция  - это позитивно. Но для рыночного успеха одной только дистрибуции недостаточно. Есть наглядный пример московского "Metro", которое тоже принадлежало государственным структурам (пока не перешло в руки группы ЕСН и Metro International), было глубоко дотационным изданием, имело эксклюзивное право распространения в метрополитене и при всем этом было коммерчески не выгодно". Кроме того, уже сейчас, по словам Матыжева, стойки, c которых распространяется претендующий на монополию "Санкт-Петербургский дневник", используются  другими бесплатными газетами.

Руководство "Metro" надеется, что попытки выдворить издание из подземки окончились, и готовится к очередному конкурсу метрополитена.

В свою очередь, петербургский метрополитен не имеет каких-либо претензий к газете "Metro". Об этом Лениздат.Ру заявила пресс-секретарь ГУПа Юлия Шавель. "Насколько мне известно, претензий к газете как со стороны метрополитена, так и со стороны пассажиров нет", - отмечает она. Конкурс же на заключение договоров по аренде стоек для распространения печатной продукции будет проводиться метрополитеном в конце лета, добавляет Шавель.