Медиановости
/ Бизнес, Власть, Пресса

27 июня 2013 22:34

Петербургские издатели: Бюджетные вливания разрушают рынок

Издательская отрасль нуждается в лоббировании собственных интересов, заявил президент Гильдии издателей периодической печати Сергей Моисеев. 27 июня на встрече игроков рынка в петербургской редакции "Аргументы и факты" он перечислил насущные проблемы рынка. Городские издатели дополнили список и объяснили, почему дотируемые правительством СМИ стоит исключить из списка борцов за экономические свободы.

Сегодня отрасль столкнулась с серьезными проблемами, основными из которых можно считать избыточное регулирование рекламной сферы и проблему распространения периодики. Если издатели не представят их план решения  - закат издательского рынка не за горами. Вносить коррективы в пессимистичный сценарий необходимо немедленно, констатируют игроки издательского рынка.

"Мы почему-то объединяемся только когда надо раздать какие-то премии, назначить лучшего журналиста или станцевать на балу, -  подытожила Светлана Малахова, генеральный директор ЗАО "Аргументы и факты — Петербург" и исполнительный директор Северо-Западного представительства ГИПП. -  А когда возникают проблемы, мы решаем их кулуарно. Хотелось бы обсуждать проблемы на несколько ином уровне. Съесть каждого по одиночке гораздо проще, чем всех сразу».

"Нужна лоббисткая организация, которая могла бы скоординировать усилия по достижению на рынке печатной прессы конкретных результатов в социально-экономической сфере, - заявил президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Сергей Моисеев. - Мы часто говорим о свободе слова, проблемах, с которыми в своей работе сталкиваются журналисты. На мой взгляд, их решение лежит в плоскости социально-экономической деятельности СМИ".

"Рекламные" правки в медийный бюджет

Серьезно по рынку ударили поправки к закону "О рекламе", отметил президент ГИПП. "Борьба за здоровье нации - дело святое и необходимое, но за последнее время ужесточения в этой сфере ведут к резкому снижению доходов СМИ от рекламы, - отметил он. - Введен запрет на рекламу алкоголя и сигарет". Полтора месяца назад УФАС разработал поправки к закону "О рекламе", согласно которым за рекламу БАДов будут ответственны не рекламодатели, а СМИ, разместившие рекламное послание, продолжает ряд Сергей Моисеев. "Эта поправка может привести к серьезным снижениям объемов рекламного рынка -  по нашим подсчетам, речь идет о 10-15% медийных бюджетов", - подчеркнул он.

Бумажное лобби

"В прошлом году Гильдии удалось на 9 месяцев отстоять введение таможенных пошлин по мелованной бумаге. Но если сообщество не примет мер, то с февраля 2014 года они будут составлять не 5, а 15%, - выразил опасение руководитель ГИПП.

Угроза вполне реальна. Повысить ввозные пошлины на мелованную бумагу с 5 до 15% правительство намеревалось с 1 января 2013 года. Таким образом, Кремль пролоббировал интересы российской целлюлозно-бумажной промышленности группы "Илим". Компания должна стать единственным в РФ производителем мелованной бумаги. Планируемая мощность производства - не менее 70 тысяч тонн бумаги в год, объем инвестиций на период до 2014 года составит 1,5 миллиарда рублей.

По оценке экспертов, повышение пошлины может привести к печальным последствиям для рынка – в общей стоимости тиража периодики затраты на бумагу составляют приблизительно 40-70%. По итогам повышения, стоимость тиража возрастет в среднем на 7-10%. Благодаря усилиям отраслевых организаций, повышение ввозной пошлины было "заморожено" до 31 декабря 2015 года.

Не менее актуальная проблема издательского бизнеса – уничтожение рынка распространения периодики. "По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), каждый месяц в стране "погибает" больше 1000 киосков, - привел данные Моисеев. - Не берусь рассуждать об объективности этих цифр, но то, что отрасль распространения прессы в РФ гибнет – это факт".

Проблема актуальна и для Петербурга. Ранее Лениздат.Ру писал о том, почему в северной столице "вымирают" киоски с прессой. Между тем, петербургские издатели отмечают, что сети распространения прессы имеют стратегическое значение для выживания отрасли. "Порядка 80% тиража реализуются распространителями периодики, оставшиеся 20%  - через сети гипермаркетов", - приводит цифры служба распостранения петербургского "АиФ". Кроме того, чтобы "войти" в сети гипермаркетов, нужны миллионные вложения. Распространение с помощью сети киосков финансовых вливаний не требует, отмечают издатели.

Заместитель председателя комитета по печати Алексей Васильев рассказал, что ведомство трудится над решением проблемы петербургских распространителей. В частности, отметил он, комитет провел инвентаризацию точек распространения в городе, а к концу года намерен разработать программу развития рынка периодической печатной продукции на ближайшие пять лет.

Тревогу  у представителей Гильдии вызывают и последние законодательные нововведения в сфере СМИ, а именно изменение Гражданского кодекса в части защиты чести и достоинства. Принятие поправок может стать способом экономического давления на издателей. "К экономическим потерям для ряда издателей привел и вступивший в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", - отметил Моисеев.

В заключение Сергей Моисеев сообщил, что объединение работает над планом "реанимации" издательской отрасли, который в скором времени будет представлен общественности.

Неестественный отбор

Петербургские издатели добавили в "копилку" свои предложения. По словам генерального директора "Пронто-Петербург", сопредседателя Гильдии издателей печатной продукции по Северо-Западу Александра Евсеева, развитию экономически независимой прессы препятствует практика масштабных бюджетные вливаний в издательские проекты. В северной столице администрация спонсирует правительственную газету "Петербургский дневник", создавая искусственную конкуренцию на рынке бесплатного распространения.

"Использование СМИ бюджетных средств на разных уровнях – как федеральном, так и региональном – разрушает наш рынок, - отметил он. - И, рано или поздно, это бумерангом вернется серьезной претензией к власти. Власть должна это понимать. Нынешняя администрация серьезно подводит губернатора города, поддерживая "Петербургский дневник".

Кроме того, Евсеев отметил, что в борьбе за экономические интересы, профессиональные объединения должны быть более принципиальными в выборе "союзников".

"Мы боремся с издателем, который является членом Гильдии и разрушает наш издательский рынок, - отметил Евсеев, аппелируя, очевидно, к судебной тяжбе компаний "Пронто-Москва" и "Пронто-Петербург". - Я не ставил этого вопроса перед сообществом, пока не было судебных решений. Теперь есть решение УФАС, есть решение суда. И я хотел бы, чтобы издательское сообщества набралось храбрости и оценило безобразное поведение турецкого медиахолдинга на российском рынке. Который не просто вел себя некорректно для публичной компании, но фактически участвовал в рейдерском захвате одной из газет во Пскове".

"Издательское сообщество должно быть принципиальным, более трезво оценивать своих коллег, - резюмировал он. - Мы не селектируем рынок. Но мы можем честно высказывать те общественные оценки, которые свидетельствует о здоровье или нездоровье нашего рынка".

Бюджетное "кормление"

Предложением коллеги сразу воспользовался генеральный директор газеты "Метро" в Санкт-Петербурге Григорий Матыжев, который отнес к "нездоровым" тенденциям дотации "Петербургскому дневнику". Как сообщал Лениздат.Ру, только в 2013 году издание получило из городского бюджета 186, 9 миллионов рублей и, судя по всему, эта сумма оказалась недостаточной.

"Я не понимаю, почему налоги, которые я плачу, идут на кормление, оплату работы конкурентов? - предельно ясно выразил общее возмущение Матыжев и попросил Сергея Моисеева пояснить, как Гильдия оценивает бюджетное финансирование медийных проектов.

"Давайте называть вещи своими именами, - ответил Моисеев. - Даже крупнейшие игроки периодической печати получают дотации от СМИ на федеральном уровне. Это громадные бюджеты, которые достаются медиа. Я не против этого, потому что такое издание, как "Вечерняя Москва" (прим. редакции: правительственное издание московской мэрии)  является членом Гильдии. Это такие же игроки издательского сообщества. Это наш издательский мир".