Медиановости
/ Власть, Кадры, Медиасреда

19 июля 2013 18:42

Районные СМИ и "новомодный городской пиджак": почему не стоит примерять

О том, почему региональной прессе не стоит торопиться с выходом в интернет и примерять на себя "новомодный городской пиджак" на круглом столе, посвященном СМИ Ленобласти, рассказал секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин. По его мнению, основная проблема контента региональных медиа – пассивный подход в подаче информации и низкое качество ее визуализации.

На круглом столе, который прошел в рамках областного фестиваля СМИ 18 июля, руководителям медиа 47 региона было предложено поразмышлять на тему "Районные СМИ – готовый механизм становления и развития институтов гражданского общества". Несмотря на то, что участники встречи практически сразу отклонились от выбранной темы дискуссии, обсуждение получилось ярким.

Несмотря на то, что в течение 20 лет подряд общий годовой тираж газет в России остается прежним (ежегодно в стране выходит 49 млн экземпляров), нельзя не отметить очевидное падение качества прессы. С этого тезиса свое выступление начал ведущий круглого стола – секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала "Журналистика и медиарынок" Владимир Касютин.

Причинами этого печального явления секретарь СЖР считает слабую экономику, пассивность населения, вмешательство "спонсоров" в редакционную политику и, самое главное, недостаточную квалификацию журналистов. "Если не считать бесплатных изданий, которые тоже повлияли на рынок СМИ не лучшим образом, "серьезных" газет у нас не более 1% от общего количества", – добавил Касютин.

Из пассива – в актив

На слайде презентации, которую Касютин продемонстрировал коллегам, появилась табличка, с помощью которой спикер пояснил, почему большинство региональных изданий придерживается пассивного подхода в освещении событий.

Последователи пассивного подхода предпочитают подготовку информационных сообщений с официальных мероприятий, пишут о происшествиях с опорой на информацию правоохранительных органов.

На второй план отошла работа с населением, выход журналистов "в поле" для поиска новостей, работа с экспертами, проведение кампаний в поддержку общественных инициатив. Пассивный подход Касютин считает основной причиной снижения популярности районной прессы у аудитории.

"Мы работаем с реальными людьми, – подчеркнул секретарь СЖ. – В местной прессе самое главное – не новости и не критика местной власти, а внимание к проблемам людей: отсутствию дорог и дырявым крышам. Ну и конечно, объявления и поздравления, которые, к счастью, у нас до сих пор не ушли в интернет", – высказал мнение ведущий.

Касютин привел пример успешного местного издания – кировской газеты "PRO Город", которая вышла на рынок в 2004 году, но при этом уже успела не только занять нишу в сегменте районной прессы, но и вытеснить из него недееспособных конкурентов. Сейчас издание начало завоевывать соседние районы с плохо развитой прессой.

Хорошими регионами с точки зрения развития местной прессы Касютин назвал Дагестан и Якутию. "Все-таки главное для журналиста – это мускулы, – отметил он. – И необходимо постоянно потихоньку приучать общество, власть, бизнес к тому, что пресса пишет на острые, общественно-значимые для региона темы. И это не означает, что тем самым издание объявляет властям войну", – посоветовал ведущий собравшимся.

Почему улетают "птенцы"

Одной из самых острых проблем областной прессы руководители СМИ региона назвали утечку кадров. "Ты сам готовишь кадры, ведь брать приходится слабых и неподготовленных. Вырастая в профессиональном качестве, птенцы улетают в большие города", - поделился наболевшим один из представителей областной прессы.

Проблема напрямую связана с экономической нежизнеспособностью региональных СМИ, признали руководители медиа 47 региона. Не только амбиции, но и низкие зарплаты заставляют молодых журналистов уезжать на заработки.

"Как перейти на самоокупаемость? – задался вопросом Касютин. – Либо найти спонсоров, либо организовать бизнес". Источником основного заработка для местных СМИ эксперт считает частные объявления и платные поздравления. Оказывается, вдали от крупных административных центров эта услуга пользуется популярностью.

"Городской пиджак" не по размеру

 "У нас не хватает напряжения и энергетики. Когда, только посмотрев на обложку газеты, уже хочется ее прочитать", –  отметил Касютин. Областные журналисты поинтересовались у столичного коллеги, насколько для региональной прессы уместны провокационные заголовки. "Провокационные заголовки, – заявил секретарь СЖР, – это когда редакция хочет хоть как-то оправдать плохой текст".

Касютин посоветовал местной прессе с осторожностью подходить не только к созданию заголовков. Обычно к повышению рейтинга не приводит ни редизайн издания, которым часто в пику городской моде начинают заниматься молодые редактора, ни смена тематики контента, подчеркнул он. "Когда сельская газета пытается надеть на себя новомодный городской пиджак, получается плохо и нелепо, – подчеркнул Касютин. – То, что можно таблоиду, в сельской газете будет не очень хорошо. И наоборот, упрощение городских изданий приведет к точно такому же отрицательному эффекту".

Точно также ведущий оценил и стремление районной прессы выйти на интернет-площадку. Как отметили участники круглого стола, у которых уже был подобный опыт, "получается дорого и неэффективно". "Не надо торопиться с этим, – посоветовал Касютин. Если так хотите в интернет, начните со страничек в социальных сетях. "Одноклассники" – для более возрастной аудитории, "ВКонтакте" – для читателей помладше. Районные газеты должны выпускать короткие новости про свой район, про свадьбы, про то, кто ушел в армию, проводить для читателей конкурсы. Не торопитесь уходить в интернет", – отметил Касютин.

На круглый стол ведущий принес стопку газет, которые были представлены на выставке районной прессы. Вытягивая из пачки за номером номер, Касютин интересовался у руководителей региональных СМИ, что заставило остановиться именно на таком визуальном решении.

В разборе полетов участвовали издания: "Лодейное поле", "Уездные вести", "Маяк". "Время", "Колтуши" и "Выборгские ведомости". Главными вопросами к дизайнерам стали: размер и качество фотографий, величина шрифта, дизайн оформления первой полосы, заголовки.

"Россия вообще "недозаголовочная" страна. Сегодня заголовки хуже, чем были 30 лет назад", – пояснил Касютин. "Правило первое, – перечислил навскидку секретарь СЖР. – Опиши материал одной фразой и убери все лишние слова. Тогда хотя бы понятно будет, о чем речь. Второе: укажи фамилии и места".

Ведущий пояснил, что для журналистов районной прессы малочисленность населения является положительным фактором. Упоминая конкретных людей и конкретные места, например, речки и названия населенных пунктов, знакомых читателям, газета будет набирать популярность. "Людям интересно читать про людей. Тем более про знакомых людей", – пояснил Касютин.

В одном из изданий оказался чрезвычайно мелкий шрифт. "Зачем так мелко? Пожалейте глаза читателей. И зачем так много информации?". Переполненность контентом, объем которого читатель не в состоянии осилить, снижает популярность СМИ, подчеркнул Касютин.

Когда разговор зашел о фотоснимках, которые тоже зачастую оказывались неудачными, Касютин поделился со всеми собравшимися простым правилом: размер фотографии пропорционален мастерству фотографа. Чем менее интересна фотография, тем она должна быть меньше, отметила он.

В конце круглого стола не обошлось без коллективных решений. Под прицел попала областная газета "Колтуши", а именно подзаголовок на первой странице – "Муниципальная газета". Коллеги поделились соображением, что благодаря надписи создается стойкое ощущение, что "кормит" издание местная власть. И это притом, что "Колтуши" – газета независимая. Медиасообщество дружно проголосовало за то, чтобы издание больше не вводило читателей в заблуждение: подзаголовок надо убрать. Редактор "Колтушей" пообещала выполнить просьбу коллег.

На трехдневном XVII ежегодном фестивале СМИ Ленобласти, который завершился 19 июля в Зеленогорске, присутствовало около 250 представителей областной прессы.