Медиановости /
Петербург, ТВ

15 февраля 2017 18:23

Следом за федеральными гигантами

Следом за федеральными гигантами
 
Борьба телеканалов Life78 и «Санкт-Петербурга» за новую «21-ю кнопку» в третьем мультиплексе закончилась победой последнего. Именно глава «Санкт-Петербурга» меньше года назад предложил нововведение, и на Life78 считают итог предсказуемым. В 47-м регионе почетное место займет Ленинградская областная телекомпания (ЛОТ), за последние годы вышедшая с часового эфира на Пятом канале на полноценное вещание.
 
В Роскомнадзоре 15 февраля впервые выбрали региональные телеканалы по Северо-Западному федеральному округу для включения в третий мультиплекс. Так называемая «21-я кнопка» - это новый «бонус» региональному телевидению: к 20 обязательным общедоступным телеканалам, которые транслируются на всю страну, в каждом регионе добавится свой, местный.
 
Быстрые старты
 
Впервые предложение закрепить выгодные места для региональных каналов в сетке вещания озвучил ныне депутат Госдумы, а на тот момент — гендиректор и главред «Санкт-Петербурга» Сергей Боярский. «У нас есть предложение, которое уже в целом поддержано Минкомсвязи: рекомендовать всем кабельным операторам страны зафиксировать региональные телеканалы на позициях «21-я кнопка и далее», — заявил он на медиафоруме Общероссийского народного фронта «Правда и справедливость» в апреле 2016 года, и в ответ Владимир Путин пообещал, что проект будет рассмотрен. И действительно, через две недели законопроект внесли в Госдуму, приняли во втором чтении в июне, а в силу он вступил уже в июле 2016 года.
 
«Я даже не ожидал, что меньше чем за год мы уже получим результат относительно «Санкт-Петербурга», — признался Сергей Боярский Лениздат.Ру. — Чего уж тут скрывать: конечно, когда на площадке ОНФ мы спорили о роли регионального телевидения и обсуждали, как можно протянуть руку помощи региональным телеканалам, я отталкивался от опыта руководства «Санкт-Петербургом» и в первую очередь думал о том, чтобы закрепить нас в более выгодной позиции».
 
Однако в итоге инициативу удалось вывести на федеральный уровень, и в большинстве регионов Роскомнадзор уже выбрал по одному местному каналу на заветное фиксированное место в третьем мультиплексе. Требования к заявкам на участие в конкурсе просты: контент должен минимум на 75% состоять из телепрограмм национального производства, а транслироваться телеканал должен на территории проживания хотя бы половины населения субъекта.
 
Воплощением своей идеи Сергей Боярский полностью доволен. «Я думаю, что сейчас веером по всей стране расходятся праздники в маленьких местных коллективах, — добавил он. — Это очень справедливо, четко и понятно: в каждом регионе на 21-й позиции будет закреплен родной, близкий людям региональный телеканал».
 
Нынешний генеральный директор «Санкт-Петербурга» Борис Петров называет введение «21-й кнопки» социальной справедливостью. «Если первый и второй мультиплекс заняты федеральными каналами, то возникает вопрос: а где место для региональных», — заметил он в разговоре с Лениздат.Ру. Так, раньше «Санкт-Петербург» в пакетах разных кабельных операторов занимал порой 70-е или вовсе 130-е место.
 
К победе же глава телеканала относится спокойно. «Ничего выдающегося в этом мы не видим, но это абсолютно правильное решение и необходимость для нашего города, за которую боролись несколько поколений руководителей «Санкт-Петербурга» - и Юрий Юрьевич Зинчук, и Сергей Михайлович Боярский, который внес особый вклад», — рассказал Борис Петров.
 
Интересно, но не слишком
 
Кроме «Санкт-Петербурга» на победу претендовал и Life78, но убедить комиссию Роскомнадзора в своем превосходстве ему не удалось. Вероятно, важным фактором стал отказ телеканала от постоянного местного вещания — с 1 февраля большую часть контента составляет трансляция московского эфира LifeNews, а региональные материалы идут вставками.
 
«Таким образом, даже технически телеканал перестал удовлетворять требованиям конкурса, — считает Сергей Боярский. — Не говоря уже о творческих параметрах: если мы — телеканал полного самостоятельного программирования, то Life занимается только новостями. Хотя он очень достойно это делает, но для того, чтобы получить полную картину, связанную с образованием, культурой, какими-то проектами, которые создаются специально для петербургского зрителя, этого недостаточно.
 
Впрочем, руководитель PR-службы Life78 Мария Ленкина рассказала: хотя на телеканале «по-человечески» расстроены проигрышем, «как компания — не удивлены». Она обратила внимание на то, что почти во всех субъектах России на данный момент победителями стали государственные телеканалы. «Была некоторая предопределенность, но не участвовать в конкурсе мы не могли, — рассказала Мария Ленкина Лениздат.Ру. — В отличие от наших конкурентов, по формальным требованиям в момент подачи документов мы полностью подходили». Она также добавила, что телеканал будет участвовать во всех конкурсах подобной или смежной направленности, если таковые будут проводиться.
 
Впрочем, саму перспективу попадания в мультиплекс руководитель PR-службы Life 78 не считает слишком привлекательной. «Третий мультиплекс — вещь пока достаточно неопределенная, — рассказала она. — Популярность зависит от того, какой контент будет давать телеканал. Нельзя искусственно выработать привычки телесмотрения, если аудитория какого-либо телеканала изначально является возрастной, у нее они выработаны, аудитории у каналов уже сформированы. Даже если поставить какой-нибудь из региональных каналов на первую кнопку, это даст ему определенные преференции, но выше головы все равно не прыгнешь».
 
Мария Ленкина также объяснила, что эфирное вещание — не главное направление развития Life78, основную ставку телеканал делает на интернет, в первую очередь на социальные сети — «Вконтакте» , Facebook, Telegram. Так, несколько дней назад Life78 организовал шесть параллельных стримов (онлайн-трансляций в интернете). «Этого не делает никто, потому что это очень трудозатратно, непросто технологически, но позволяет потребителю смотреть нас там, где ему удобно, — пояснила Мария Ленкина. — Это дает огромные просмотры, например стрим про поиск пропавшего мальчика в Стрельне за полтора часа набрал 64 тысячи просмотров». При этом она заметила, что Петербург — «не самый простой город» для внедрения новых технологий, основную долю телезрителей здесь составляет женская возрастная аудитория.
 
Признание взлета
 
Пока в Петербурге мерились силами сразу два телеканала, в Ленинградской области претендент был только один — 47-й канал Ленинградской областной телекомпании. Правда, глава телекомпании Андрей Радин рассказал, что это совсем не гарантировало победу: Роскомнадзор мог предложить подождать других заявок и отложить проведение конкурса на осень, как случилось, к примеру, с Вологодской областью.
 
В целом же для ЛОТа решение Роскомнадзора — это в первую очередь признание успешности работы телеканала. Не так давно он вовсе не смог бы претендовать на включение в мультиплекс: с 2010 года у телекомпании был всего час вещания в эфире Пятого канала. Только в 2013 году он вышел в собственный круглосуточный эфир в сетях кабельных операторов на территории Ленинградской области. С 2015 года телеканал появился в сети кабельного оператора «Ростелеком», охватывающего около 1,4 млн абонентов Петербурга. Тогда же было улучшено техническое оснащение и телеканал купил лицензию на трансляцию матчей футбольного клуба Ленобласти «Тосно». «Кроме того, за последнее время был подготовлен соответствующий контент: не только информационные, новостные программы, но и программы о культуре, о спорте и так далее», — рассказал гендиректор телекомпании.
 
Андрей Радин также заметил, что убедить в серьезности и качестве ЛОТа Роскомнадзор помогла работа с рекламодателями: контент телекомпания покупает у агентства, которое и продает ей рекламу. «То есть они заинтересованы в том, чтобы предоставлять нам такой контент, чтобы он привлекал внимание и повышал продажи, — пояснил глава ЛОТа. — Они не могут предоставлять ерунду, потому что понимают: им же будет не продать рекламу».
 
Сам Андрей Радин возглавил телекомпанию в ноябре 2015 года, после ухода с должности председателя областного комитета по печати. Ранее он занимал пост главного редактора городского телеканала «100 ТВ», на базе которого в 2015 году был создан Life78 (после передачи управления холдинга БМГ Араму Габрелянову).
 
«Федеральная структура признала ЛОТ способным отвечать потребностям населения, — заключил Андрей Радин. — Я считаю, что это очень большой успех, это признание заслуг телекомпании, ее коллектива и руководства области».

Катерина Яковлева