Медиановости
/ Бизнес, Власть, Конфликты

20 августа 2013 18:10

Распространители: Пока готовятся поправки, киоски идут под снос

16 августа на пресс-конференции, посвященной проблемам рынка распространителей прессы, чиновники Смольного пообещали улучшить положение отрасли. Однако сами бизнесмены считают, что инициативы власти рискуют претвориться в жизнь тогда, когда помогать будет уже некому.

 "Я не понимаю, как можно обсуждать проблемы отрасли без представителей этой самой отрасли", – возмущается генеральный директор компании "Ника" Елена Чуркина. Ее позицию разделяют не менее 10 игроков петербургского рынка распространения, которых не оповестили о готовящейся пресс-конференции.

Зато на мероприятии присутствовали чиновники сразу четырех комитетов:  комитета по управлению городским имуществом (КУГИ), комитета по печати, комитета по энергетике, а также комитета по благоустройству.

Лениздат.Ру решил восполнить этот досадный пробел и обратился к распространителям с просьбой прокомментировать инициативы Смольного.

Как известно, глобальную угрозу для рынка представляет постановление правительства №1045, которое предусматривает создание новой схемы размещения нестационарных торговых точек в Петербурге. Согласно документу, киоски, расположенные вблизи охранных зон инженерных сетей (газ, водопровод, электросети), а также на узких тротуарах и около пешеходных переходов, должны быть демонтированы.

В итоге, из 945 точек в новую схему размещения попало лишь 578 газетных киосков. По данным Смольного, на сегодняшний день демонтажу подлежат 367 киосков, что составляет порядка 40% точек распространения.

Недобросовестных не бывает

Начальник методического управления КУГИ Анатолий Ким сообщил, что ведомство работает над поправкой, которая упростит процедуру получения альтернативных участков взамен демонтированных для "добросовестных" арендаторов. По замыслу чиновников комитета, если компания-распространитель не имеет задолженностей перед КУГИ по арендной плате, то соревноваться за альтернативный участок будет только с представителями отрасли. Других, "недобросовестных", распространителей ждут торги за участок с владельцами точек общепита и продуктовыми ларьками. Результат такой борьбы распространители считают предсказуемым – низкорентабельному бизнесу тягаться с конкурентами из других областей не под силу.

"Если речь идет только об оплате аренды – конечно, все добросовестные, – говорит генеральный директор ООО "Пресса" Елена Салтыкова. – Мы двадцать лет уже платим аренду, не было ни дня задержки. Бывают недоплаты, но это может быть связано с курсом евро, например".

Салтыкова подчеркивает: если не платить арендную плату, городские власти не согласовывают продление договоров аренды другим торговым точкам. Так что "добросовестность" – необходимое условие существования бизнеса. Поэтому распространители не до конца понимают, зачем вообще нужно вводить этот критерий.

К категории "пустых" можно отнести обещание Смольного увеличить число газетных точек распространения прессы за счет того, что остановочные павильоны будут дополнены киосками с прессой. Однако, как отметила Елена Салтыкова, непонятно, как обещание может быть реализовано. По словам предпринимательницы, к "остановочным" киоскам предъявляются повышенные требования по эксплуатации, ведь на остановках значительно больше людей, чем около одиночных газетных киосков. "Мы пытались в свое время поставить киоски к остановкам, но ведь там инженерные сети еще похлеще, чем в жилом квартале!" – возмущается она. Согласно постановлению №1045, такое расположение торговых точек заведомо невозможно.

А если комитет все же реализует свой замысел, возникает другой вопрос: зачем вообще было принято постановление правительства №1045, если разные ведомства Смольного, в том числе и его инициатор – КУГИ, проявляют чудеса изобретательности, чтобы свести на "нет" его губительное воздействие на рынок?

Где альтернатива?

Эмоциональную реакцию вызвало и заявление Александра Лобкова о том, что при проведении конкурсов на новые земельные участки размер арендной ставки, которую будут готовы платить владельцы точек, все равно останется одним из решающих критериев при определении победителя.

"Получается следующее: в случае если город не вносит киоск в схему размещения, то Смольный готов предоставить другое место, но на конкурсной основе и тому, кто больше заплатит, – возмущается генеральный директор компании "Ника" Елена Чуркина. – Но в чем тогда смысл альтернативного участка? А ведь мы просили только сохранить точки по продаже прессы. А если не получается, – то предоставить альтернативное равноценное, подчеркиваю, равноценное место".

"Весь город опутан инженерными сетями, – отмечает еще одну проблему Елена Салтыкова. – Демонтируя точку по одному адресу, мы все равно попадаем на те же самые трубы по другому адресу. В чем тогда смысл? Решить проблему можно проще: разрешить остаться в охранных зонах инженерных сетей. Делать, предположим, киоск мобильным, чтобы мы могли его убрать при ремонтных работах. Сохранить надо то, что есть".

Получается, мало того, что точки по продаже прессы демонтируют, так еще за получение земельного участка в замену утраченного придется заплатить чиновникам немалую сумму.

Неозвученные вопросы

Распространители указывают и на ряд других проблем, которые чиновники не стали обсуждать на пресс-конференции. В частности, представителей отрасли волнует вопрос, собирается ли город вернуть распространителям арендную плату, которую распространители заплатили за киоск до конца 2013 года, если точку демонтировали в исполнение постановления правительства №1045. Его Лениздат.Ру озвучила Елена Салтыкова. Несколько демонтированных киосков уже стоят под окнами офиса компании, потому что их попросту некуда поставить.

Вместо этого, представители Смольного заявили о том, что одна из первоочередных задач – обновление внешнего вида киосков с прессой. "За последние 20 лет киоски распространения устарели и требуют какого-то обновления и замены", – довольно неконкретно отметил глава ведомства.

Распространителей возмутил такой подход к оценке положения отрасли. "Для нас первоочередной задачей является сохранение работающих киосков, а не их внешний вид, – парирует генеральный директор компании "Ника" Елена Чуркина. – Вопрос о состоянии газетных киосков председатель комитета по печати Александр Лобков поднял еще на совещании с распространителями, которое было 7 августа".

Чуркина заметила, что три года назад в комитете по градостроительству и архитектуре (КГА) уже были разработаны и утверждены новые типы киосков для продажи прессы под названием "Невский". Их дизайн был одобрен в том числе и главным художником Петербурга. От компаний, реализующих прессу, требовали со временем модернизировать все свои торговые точки в соответствии с новым типом киоска. Несмотря на это, разговор о внешнем виде газетных киосков неизбежно всплывает в переговорах с комитетом так, будто чиновники комитета по печати просто не проинформированы об инициативе коллег из КГА.

Кроме того, в целом не понятна избирательность городской администрации, обеспокоенной внешним видом исключительно газетных киосков – облик точек общепита отчего-то не смущает тонкий эстетический вкус обитателей "желтого дома".

Киоски сносят уже сейчас

На пресс-конференции представители комитета по печати заявили, что ведомство разрабатывает программу по улучшению положения отрасли распространения печатной продукции. Первым шагом программы должно стать увеличение числа газетных киосков в Петербурге ровно на 1000 мест. По прогнозам чиновников, она должна быть принята к началу 2014 года.

"У меня киоски уже сегодня сносят, это для меня серьезные потери, – отмечает Елена Салтыкова. –  Пятнадцать адресов уже должны быть демонтированы, один - до 15 августа, например, другой – до сентября. Поправки только разрабатываются, а киоски сносят уже сейчас, и взамен мне никто ничего не предоставляет! Если я останусь с двадцатью киосками, как я смогу потом восстановить утраченное? Одна только установка торгового павильона стоит миллион рублей".

Елена Салтыкова отмечает, что на согласование, получение разрешения, подключение к электросетям и на остальные бюрократические проволочки у распространителей уходит около двух лет. На вопрос: "Вы сможете выжить?" распространители хором отвечают – "нет". Потеря около трети торговых точек без своевременной замены – сокрушительный удар для отрасли.