В петербургском Законодательном собрании 9 октября приняли во втором чтении очередной "милоновский" законопроект. На этот раз инициатива касалась не геев или абортов, а менее выгодных в плане пиара рекламных конструкций, договоры на использование которых можно будет заключать на 10 лет. Первое чтение прошло незамеченным, однако сегодня лидер фракции СР Алексей Ковалев назвал это предложение "беспрецедентным лоббизмом". Поправку Ковалева рассматривать даже не стали, а поправку его коллеги Марины Шишкиной отклонили. Если законопроект пройдет третье чтение, эсеры намерены обратиться к губернатору с просьбой не подписывать его.
Сюжет в ЗакСе
Полное название инициативы, о которой шла речь – изменения в закон Санкт-Петербурга "О мерах по реализации Федерального закона «О рекламе»". Согласно документу, договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций можно будет заключать сроком на 10 лет.
Алексей Ковалев планировал вносить поправку в закон: он предлагал установить предельный срок не в 10, а в 5 лет. Однако ее не стали рассматривать на том основании, что она внесена позже положенного срока. После минутного совещания фракции Ковалев от ее имени выступил с заявлением. Он заявил о “беспрецедентном лоббизме”, который он видит во внесенном Виталием Милоновым законопроекте.
"Наша фракция не злоупотребляет практикой заявлений с трибуны, – начал Ковалев. – Но я хочу привлечь внимание к законопроекту. Его внес господин Милонов, но, я полагаю, настоящие авторы находятся в Смольном".
Суть претензий Ковалева такова. С 1 января должна вступить в силу схема размещения рекламы, которая ограничит места ее расположения. Однако, если законопроект будет принят, большинство рекламщиков успеют перезаключить свои договоры на 10 лет, и утвержденная схема не будет на них распространяться.
"Все жители будут навечно привязаны к этим конструкциям, а утвержденная схема сможет вступить в силу только через 10 лет. Что вы творите?" – обратился Ковалев к депутатам.
Проблем, по сути, две: срок в 10 лет (на эту тему пытался внести поправку Ковалев) и заключение договоров без схемы размещения. Марина Шишкина подавала поправку, предлагающую как раз отложить перезаключение договоров до утверждения схемы размещения рекламы в городе. Депутат предлагала дополнить закон словами: “Схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которое не разграничена, утверждаются в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга”. В отличие от ковалевской, поправка Марины Шишкиной была рассмотрена, но не принята. Шишкина солидарна с Ковалевым.
"Это просто лоббистский, коррупционный закон", – говорит она.
Позже Алексей Ковалев высказал предположение, что за принятыми во втором чтении изменениями стоит комитет по печати и его председатель Александр Лобков.
"Нужно разобраться с теми, кто является главными интересантами этого процесса. Сходите в комитет по печати, поговорите с господином Лобковым, спросите, не он ли предложил господину Милонову такую формулировку, или его непосредственное руководство? – обратился к журналистам Ковалев. – Чего это он (Виталий Милонов – прим. Лениздат.Ру) так обеспокоился проблемами рекламного рынка в Петербурге? Кто за этим стоит? Ясно, что есть организации, которые очень заинтересованы закрепиться на 10 лет в местах, где они имели эти конструкции или поимеют их".
Также Ковалев пояснил, что имеет в виду под “беспрецедентностью” ситуации (ведь, очевидно, лоббирование бизнес-интересов было и раньше).
"По сумме денег, которых стоит этот документ, – это беспрецедентный масштаб, – сказал депутат. – Это миллиарды рублей".
По его словам, с этим масштабом может сравниться только внесенный когда-то Валентиной Матвиенко закон по исключению 200 га из списка зеленых насаждений.
Максим Резник, в свою очередь, не произносил фамилии Лобкова напрямую, но назвал принятый законопроект “лобковым законом”, принятым в интересах “московских политических гастарбайтеров”, работающих в Смольном.
Алексей Ковалев уверен, что следовало бы приостановить перезаключение всех договоров на рекламу до принятия единой схемы ее размещения. Вместо этого существующая реклама, даже уже вызвавшая жалобы горожан, может остаться на том же месте в течение 10 лет. В пример депутат привел рекламу секс-шопа “Розовый кролик”.
"Теперь Милонов предлагает на 10 лет “Розового кролика” закрепить на всех местах, где он висит. Вот о чем его закон!" – горячился Ковалев.
Впрочем, не все собеседники Лениздат.Ру и других СМИ оказались столь разговорчивы по данной теме. Так, например, руководитель фракции КПРФ Владимир Дмитриев лишь выразительно ухмыльнулся на вопрос о лоббировании и отмахнулся от него ничего не значащими фразами.
Мнение рынка
Представители рекламного рынка в целом, как и следовало ожидать, поддерживают предлагаемые изменения. Однако есть и нюансы.
"На сегодняшний день рынок требует этой инициативы, – пояснил Лениздат.Ру президент компании "Талер" Михаил Поционко. – Это удобно с точки зрения формирования бюджета: можно будет сразу рассчитывать на определенные деньги на 10 лет вперед, и операторы смогут ставить более дорогие конструкции, ведь срок окупаемости увеличится, и можно будет серьезнее вкладываться в наружную рекламу, повышая качество конструкций. Эстетика внешнего вида города от этого только выиграет".
С ним согласен и гендиректор компании "News Outdoor" Владимир Рябовол, который добавил, что 10-летний срок договора позволит осуществлять долгосрочные инвестиции в среду, в том числе в новые формы рекламоносителей, тогда как краткосрочные договоры такой возможности не давали. При этом бизнесмен ушел от ответа на вопрос, не скажется ли отрицательно принятие данного решения на уровне конкуренции в наружной рекламе.
А вот член правления Ассоциации малых предприятий наружной рекламы (АМПНР) Александр Ружинский, в отличие от крупных "игроков", считает, что предложение Милонова можно рассматривать двояко.
"У нас достаточно давно не происходит никакой ротации среди компаний, которые занимаются размещением рекламы, и всех, видимо, устраивает такая ситуация, – говорит Ружинский. – Исходя из этого, логично предположить, что данный законопроект целесообразен: будет меньше коррупционной составляющей, оформление документов будет возникать в два раза реже".
С другой стороны, подчеркивает эксперт, пролонгация этого срока влечет за собой определенного рода ограничения для доступа на рынок молодых компаний: если раньше эти молодые компании могли участвовать в торгах раз в пять лет, теперь такая возможность будет им предоставлена раз в 10 лет.
"Я думаю, что лоббистами этого закона выступили компании, которые уже присутствуют на рынке. Их мотивация очевидна: они не хотят раз в каждые пять лет сидеть как на пороховой бочке и ощущать на себе действие законодательных рычагов со стороны чиновников", – добавил Ружинский.
Заметим, сам Милонов еще на заседании заявил, что закон необходим, “если мы не хотим загубить рекламный рынок”.
Анекдоты из ЗакСа
Виталий Милонов опровергает предположения о том, что к формулировкам предложенного им законопроекта имел отношение Александр Лобков.
"Я никогда в жизни с ним лично не разговаривал, – сказал Милонов Лениздат.Ру. – Это не предположения, это глупость, и человек, который это сказал – дурак".
Имел ли в виду Милонов Ковалева или Резника, осталось неясным.
Кроме этого, депутат высказал идею, что Ковалев предъявляет к нему претензии из-за того, что Милонов находится в противостоянии с помощником Ковалева Александром Карповым.
"Я столкнулся с помощником Ковалева, который является де-факто автором всех антицерковных поправок, – заявил Милонов. – Везде, где церковь хочет строиться, этот жук, иностранный агент Карпов или как там его настоящая фамилия, вылезает и подает от Ковалева поправки. Я с такими гадами говорю только одним образом", – присовокупил Милонов непонятную угрозу.
Карпов в свою очередь сказал Лениздат.Ру, что подобные заявления не комментирует. Однако выяснилось, что Милонов еще в понедельник называл его “иностранным агентом”. “У всех свои проблемы. ... а вот за мной сегодня бежал по коридору Милонов с криками "агенты!", "окопались тут!!", "перекрою каналы финансирования!!!", "... на велосипедиках!!!", – описал эту сцену Карпов на своей странице в Facebook (орфография и пунктуация автора сохранены – прим. Лениздат.Ру).
Милонов уже заявлял Лениздат.Ру, что ему не известны лоббистские структуры, которые бы продвигали законы в ЗакСе. Впрочем, анекдоты анекдотами, но вполне возможно, что он и в самом деле не встречался с Лобковым лично и даже не думал, что внесение законопроекта выльется в такой скандал. Как предполагает один из депутатов ЗакСа, Лобков мог обратиться по поводу этого закона к Василию Кичеджи, тот – к Вячеславу Макарову, а спикер уже попросить Милонова внести законопроект. При этом вполне вероятно, что ни Милонову, ни Макарову не достанется никаких специальных “бонусов” за помощь в проведении такого прибыльного для кого-то закона: эта помощь попросту входит в “обязанности” депутатов-единороссов.
По другой версии, наоборот, все участники этой схемы могут получить по значительной сумме денег. Крупные игроки на рекламном рынке в сумме вполне могут заплатить за право перезаключения договоров несколько десятков миллионов рублей.
"Сколько может составлять взятка за продление договоров на половину рынка в Петербурге на 10 лет вперед? Общая стоимость рынка – 1 млрд рублей в год, на 10 лет – 10 млрд, половина рынка – 5 млрд, – рассуждает депутат Ковалев. – Несколько процентов от этой суммы составляют десятки миллионов. Я думаю, это та сумма, которую вполне может заплатить владелец рекламных конструкций, чтобы с ним был перезаключен договор".
Если эти расчеты верны, получается, что Милонов, Лобков и Кичеджи – в теории, конечно – могут получить примерно по 50 млн рублей каждый.
"Это попытка дать “зеленый свет” двум-трем компаниям, которые монополизируют рынок на 10 лет, – говорит Ковалев. – И останутся они в тех местах, где губернатор с ними борется".
Учитывая последнее обстоятельство, фракция “Справедливая Россия” намерена обратиться напрямую к губернатору, если законопроект благополучно пройдет третье чтение. Эсеры попросят главу города не подписывать закон и остановить перезаключение договоров до принятия схемы размещения рекламы.