Медиановости
/ Бизнес, Власть, Медиасреда, Петербург

16 декабря 2015 17:12

Шатуновский: Независимые петербургские СМИ становятся похожими на партийные газеты

 
У журналистов в социальных сетях есть преимущество в споре с политиками, поэтому депутат Законодательного собрания Петербурга Сергей Шатуновский предпочитает не вступать в дискуссии со СМИ в интернете. Об этом парламентарий рассказал на мастер-классе Школы политической журналистики 15 декабря.
 
Также депутат и бывший гендиректор ЗАО «Ленстройжилсервис» рассказал, что бизнес ждет от прессы объективности, но не приемлет позицию «деньги мы возьмем, но напишем правду».
 
Обратная сторона медийности политиков
 
По мнению Шатуновского, популярность депутатов и их частое упоминание в СМИ не всегда идет парламентариям на пользу. «В депутатском корпусе медийность не прямо пропорционально влияет на избираемость. Часто медийные депутаты плохо работают со своей территорией, на которой они избираются, тратя слишком много времени и сил на создание узнаваемости», — отметил единоросс.
 
Депутат Шатуновский противопоставил «закрытость» губернатора Петербурга Георгия Полтавченко излишней, на его взгляд, публичности Валентины Матвиенко. «Полтавченко осознанно выбрал для себя такую медийную стратегию. К примеру, Матвиенко, которая еще до работы губернатором привыкла к публичности, с ней, как мне кажется, в итоге переборщила. Точно знаю, что были ситуации, когда ее нет в городе, а Алла Манилова выпускала сюжеты с ней, записанные заранее», — рассказал депутат.
 
Напомним, с 2008-го по 2011-й, во время губернаторского срока Валентины Матвиенко, Алла Манилова занимала пост вице-губернатора, курирующего сферу культуры и СМИ.
 
Трудно без мата
 
Шатуновский признался собравшимся, что специально не ведет какие-либо онлайн-дискуссии с представителями СМИ. «Я целенаправленно не вступаю в дебаты с журналистами в социальных сетях. Ведь у журналиста „профессиональное разговорческое“ образование, и последнее слово всегда остается за ним. Поэтому у меня принцип — не вступать в дебаты в социальных сетях, ведь спорить там с подготовленными ребятами совершенно бесполезно», — уверен депутат.
 
По его мнению, общаясь в социальных сетях с депутатами, журналисты имеют целый ряд преимуществ, одно из которых — возможность использования ненормативной лексики. «У журналистов больше возможностей, чем у депутатов. К примеру, небезызвестный журналист Роман Перл (ведущий политического вещания телеканала Life78, в прошлом «100 ТВ». — прим. Лениздат.Ру) может позволить себе написать нецензурно, что он и сделал на странице также небезызвестного депутата Игоря Коровина после инцидента с избиением пенсионера. Мне всегда неприятно наблюдать за такими дебатами, потому что Коровин себе такого позволить не может — если он хоть одно матерное слово напишет, то это получит широкую огласку», — рассказал Шатуновский.
 
При этом депутат считает, что в освещении деятельности политических партий журналисты часто забывают об объективности. «Многие СМИ, которые позиционируют себя как независимые, очень много внимание уделяют какой-то одной партии, "Справедливой России" или "Яблоку", но при этом постоянно ругают "Единую Россию". Это не очень правильно: если ты хочешь хвалить партию, то для этого есть партийная пресса», — заявил единоросс, при этом отказавшись уточнить, о каких именно СМИ идет речь.
 
Публичность как спасательный круг бизнеса
 
Шатуновский считает, что владельцы бизнеса, которые не экономят на своем медийном образе, чувствуют себя увереннее, чем их безызвестные конкуренты. «Задача собственника бизнеса заблаговременно создать публичность своей компании, чтобы обезопасить себя. На ту компанию, которая имеет какую-либо публичность, нападать всегда сложнее. Поэтому нужно формировать ее заранее, ведь когда наступит момент икс, делать это будет уже поздно», — считает экс-глава «Ленстройжилсервиса».
 
При этом депутат отметил, что публичность может быть разной и во многом зависит от психотипа руководителя. «Она может быть и несколько скрытая. Один из ярких примеров — Роман Абрамович. Он практически никогда не давал интервью, так как, по всей видимости, не умеет это делать — те редкие ролики, которые есть на YouTube, яркое тому подтверждение. Но в СМИ была масса публикаций о нем, все знали, куда он пошел и что сделал. Видимо, понимая, что на него может быть наезд со стороны каких-то структур, он сформировал публичность таким образом», — рассказал собравшимся депутат-единоросс.
 
Тем не менее Шатуновский считает, что оставаться долгое время интересным для широкой публики практически невозможно: «Ярких людей достаточно много, но человеческий ресурс ограничен — все мы можем быть интересны друг другу лишь на какой-то период времени».
 
Депутат считает, что далеко не всегда медийная активность может стать гарантом безопасности. «Есть люди, которым публичность не помогает в корпоративных конфликтах — те противники, которые против них играют, достаточно сильны и эта публичность перестает быть полезной. Например, Ходорковский. Он тратил много средств на публикации в СМИ, содержал детские дома, формировал позитивный образ, но его противник был сильнее, и Ходорковский проиграл», — отметил Шатуновский.
 
По мнению депутата, владельцы бизнеса рассчитывают видеть в СМИ непредвзятую информацию, но не прочь потратить свои средства на заказные материалы. «Бизнес ждет от прессы в первую очередь объективной информации о том, что происходит вокруг, чтобы сделать для себя какие-то выводы. Объективной информации о себе в частности. Конечно же, бизнес ждет пиара за деньги, но не разделяет принцип журналистов "мы с вас и деньги возьмем и правду напишем". При этом он не любит "заказного мочилова". Ты понимаешь, что если "заказал" конкурента за деньги, то такая же ситуация может быть и против тебя», — уверен депутат Шатуновский.
 
Напомним, Школа политической журналистики была основана порталом ЗАКС.Ру при участии депутата Марины Шишкиной и Союза журналистов Петербурга и Ленобласти. В рамках нового курса Школы среди спикеров также были заявлены ведущий политического вещания телеканала Life78 Роман Перл, корреспондент телеканала «Россия» Виктория Райская, корреспондент «Агентства бизнес новостей» Артем Александров.
Теги:  закс спб