Медиановости
/ Бизнес, Власть

24 февраля 2014 12:46

Рекламные "просчеты" Смольного

Схема размещения наружной рекламы нарушает действующее законодательство и содержит некорректные данные, из которых следует, что число рекламных конструкций в городе уменьшится. К такому выводу пришла депутат ЗакСа Марина Шишкина, направившая свои замечания вице-губернатору Игорю Дивинскому.

Схема есть – концепции нет

Схема размещения рекламных конструкций представляет собой список конкретных адресов, по которым могут быть размещены рекламные конструкции. Предполагалось, что основой разработки схемы размещения рекламы должна была стать концепция развития наружной рекламы на 2013-2017 годы. Однако схема появилась, а концепции до сих пор нет.

Напомним, в октябре 2012 года в ответ на депутатский запрос Георгий Полтавченко уведомил, что "процесс доработки Концепции находится на завершающей стадии". Несмотря на заверения главы города, создается ощущение, что чиновники Смольного решили ограничиться одной лишь схемой.

Старый проект концепции от 30 мая 2013 года, который раскритиковал Полтавченко, был до недавнего времени представлен на сайте комитета по печати. 30 января 2014 года  ведомство представило лишь схему. Внятно объяснить, как схемы размещения могли появиться раньше концепции, чиновники не смогли. В начале февраля проект концепции исчез с сайта, а новый взамен не появился.

"Видимо, это связано с тем, что руководство комитета не считает больше нужным принимать такой вариант концепции", – пояснил помощник депутата Марины Шишкиной Никита Савостьянов. По словам Савостьянова, на заседании постоянной комиссии по образованию, культуре, науке, которая состоялась 3 февраля, заместителю председателя комитета по печати Сергею Серезлееву задали вопрос о концепции. "На что он ответил, что, по мнению комитета, концепция развития наружной рекламы – это совокупность нормативных актов, которые контролируют данную сферу, и принимать отдельный документ нецелесообразно", – добавил Савостьянов.

Резюмируя действия профильного ведомства, можно сделать вывод, что документа под названием "Концепция развития наружной рекламы" может не появиться в принципе. Вместо этого, концепция будет существовать в виде разрозненных нормативных актов, в которых только предстоит разбираться игрокам рекламного рынка.  Стоит отметить, что в 2011 году компания "ОММ" разработала для комитета по печати концепцию развития наружной рекламы за символическую сумму в 1 рубль. Проделанная работа, судя по всему, оказалась невостребованной.

Поддельная дата

Напомним, согласно данным комитета по печати, схема была размещена на сайте ведомства 21 февраля. Однако адресная ссылка на документ указывает на то, что он был опубликовал только 30 января. Депутаты Марина Шишкина и Максим Резник высказали мнение, что изменение даты публикации документа на сайте могло быть осуществлено с целью сократить время на антикоррупционную экспертизу схемы. Напомним, по закону, на подобную проверку отводится 14 дней с момента публикации. Вероятно, высказанные публично претензии депутатов привели к тому, что дата окончания размещения проекта была перенесена с 4 на 16 февраля. Замечания по концепции Шишкина направила заместителю руководителя администрации губернатора, главному юристу Смольного Анне Митяниной, ответственной за проведение антикоррупционных экспертиз.

Судя по тому, что на данный момент документ отсутствует как в перечне документов, проходящих антикоррупционную экспертизу, так в  разделе "официальное опубликование", где появляются уже утвержденные губернатором документы, схема как раз ждет  подписи Георгия Полтавченко.

Сами написали - сами утвердили

В проекте постановления правительства "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций в Санкт-Петербурге", подготовленном чиновниками комитета по печати, предлагается весьма оригинальная последовательность действий по утверждению схемы. В частности, чиновники предлагают сначала утвердить схему, затем предоставить комитету по печати полномочия по подготовке постановления правительства, после чего изъять из полномочий комитета право на утверждение схемы.

Марина Шишкина отмечает: реализация предложенной комитетом последовательности может быть расценена как превышение должностных полномочий. Логичнее было бы предоставить полномочия по утверждению схемы правительству города с одновременным изъятием подобных полномочий у комитета, и только затем утверждать схему размещения рекламных конструкций.

В пользу предложенной парламентарием последовательности говорит и тот факт, что Полтавченко в ответе на депутатский запрос от 11 ноября 2013 года согласился, что такой важный вопрос должен решаться на уровне правительства.

"В данный момент мы можем только ждать ответа на наше письмо, – резюмировала ход работы Марина Шишкина. – Разработка схемы размещения рекламных конструкций в отсутствие концепции развития наружной рекламы как основополагающего документа вылилась в итоге в огромное количество ошибок. Возникает вопрос: знают ли вообще законы  разработчики концепции?".

Масштабной улице – масштабная реклама

В своем письме депутат рассматривает, как и за счет чего "уменьшается" количество рекламы на Невском проспекте. Согласно информации комитета по печати, количество рекламных конструкций в Центральном районе должно уменьшиться с 1511 до 1341. Однако сокращение происходит только на бумаге, полагает депутат.

Во-первых, комитет не относит к рекламным конструкциям указатели, которые по факту выступают в качестве таковых. Между тем, в Центральном районе таких объектов – 224 штуки. По мнению депутата, после принятия схемы количество конструкций в этом районе города вырастет минимум до 1565 объектов.  В письме депутат сравнивает цифры, приведенные в схеме размещения наружной рекламы, с данными регламента Невского проспекта. Этот документ был утвержден комитетом по градостроительству и архитектуре в 2010 году и, в том числе, определяет порядок размещения наружной рекламы на главной улице города.

Из 24 информационных указателей, положенных в соответствии с регламентом, чиновники Смольного не оставили ни одного. Не фигурирует в схеме и 8 экскурсионных указателей. Количество конструкций типа "тумба" сокращено с 19 до 5. При этом количество крупноформатной рекламы было значительно увеличено.

Среди тех рекламоносителей, которые в соответствии с регламентом Невского проспекта не должны были появляться на главной магистрали города, в схеме утверждены два дисплея площадью 60 кв. м каждый, 12 лайтпостеров (1,2 х 1,8 м) и 3 ситиборда (3,6 х 2,6 м). Общая площадь незаконной крупноформатной рекламы составит, по подсчетам депутата, 174 кв. метра. И хотя игроки рекламного рынка отмечают, что регламент никогда не соблюдался в точности, было бы странно, если бы чиновники руководствовались такой же логикой.

Схема также легализует размещение на Невском 45 новых объектов торговли – "тумб-киосков" (киоски с поверхностями для размещения рекламы – прим. Лениздат.Ру), установка которых регламентом не предусмотрена вообще. К слову, в таблице с описанием типов рекламных конструкций изображение конструкции "тумба-киоск" по неизвестным причинам отсутствует, известно лишь, что рекламная площадь каждого подобного объекта составит 1,4х 3 м. Кроме того, более чем вдвое увеличивается количество линз (столб с "рекламной верхушкой" – прим. Лениздат.Ру) – с одобренных регламентом от 94 до 192 конструкций.

Впрочем, по мнению игроков рекламного рынка, сравнение регламента Невского проспекта со схемой размещения, приведенное депутатом, не совсем корректно.

Недействующий регламент

"Я считаю такое сравнение некорректным, – высказал мнение гендиректор компании "Постер" Кирилл Опарин. – Насколько я понимаю, согласно 19 статье ФЗ "О рекламе", на основании утвержденных схем проводятся торги. Регламент Невского проспекта – это же не закон, это, насколько я понимаю, внутренний документ КГА".

Аналогичного мнения придерживается и гендиректор "Russ Outdoor" Владимир Рябовол: "Схемы размещения рекламных конструкций, насколько мне известно, прошли все необходимые согласования, в том числе и в КГА. В этой связи все правовые нормы, которые КГА счел необходимым учесть, для утверждения этих схем были учтены. Статус этого документа значительно выше любых ведомственных регламентов и документов. В какой мере стоит принимать во внимание регламент Невского проспекта и стоит ли вообще – решение за правительством. Таким образом, никаких нарушений и противоречий здесь нет".

В КГА считают немного иначе. "Регламент Невского проспекта носит рекомендательный характер, – отметила пресс-секретарь КГА Инна Корабельникова. – Не обязательный, но, когда согласовываются какие-то рекламные конструкции, изменение фасадов и прочее, руководствуются именно этим документом. В принципе, эти два документа направлены на одно и то же – на регламентацию Невского проспекта, и должны быть взаимно улажены".

5 февраля замечания Марины Шишкиной были направлены губернатору Петербурга, главе координационного совета по размещению рекламных конструкций в Санкт-Петербурге, вице-губернатору Игорю Дивинскому, главному юристу Смольного Анне Митяниной, председателю комитета по печати Александру Лобкову и городскому прокурору Сергею Литвиненко.

Напомним, разработкой схемы размещения и концепции развития наружной рекламы комитет по печати занимается с 2011 года. Согласно федеральному законодательству, схему размещения необходимо было утвердить до 1 января 2014 года, однако в Петербурге документ был представлен для утверждения только 30 января.