Медиановости
/ Власть, Петербург, Пресса

14 апреля 2014 13:32

Льготников вписали за «Петербургский дневник»

Начиная с марта льготники стали находить в почтовых ящиках свежие выпуски «Петербургского дневника». Отныне и до конца года по пятницам правительственная газета будет выходить тиражом 394 тысячи экземпляров вместо 200 тысяч. Редакция Лениздат.Ру готова поспорить, что аттракцион неслыханной щедрости будет оплачен из бюджета.

В почтовых ящиках горожан правительственная газета оказывается благодаря субсидии на «проведение мероприятий по увеличению подписного тиража общественно-политических городских газет».

За этим мудреным наименованием скрывается одна из самых странных форм поддержки петербургских медиа. Ее смысл в том, чтобы обеспечить льготников бесплатной продукцией печатных СМИ.

Вопрос о том, нужна ли эта продукция тем, кто ее получает, не рассматривается в принципе. Но даже если бы, проведя соответствующее исследование, Смольный получил однозначно положительный ответ, к процедуре распределения средств осталась бы масса вопросов.

Подписать без спроса

Во-первых, льготники не принимают ровно никакого участия в отборе СМИ, которое получает поддержку. За все время существования субсидии за них это делал Экспертный совет, сформированный комитетом по печати и состоящий преимущественно из чиновников. В нынешнем году это соотношение составляет 5:4. Пять членов Совета – работники Смольного, оставшиеся четыре – руководители журналистских организаций.

Но что самое главное – субсидия предусматривает наличие в городе N-ого количества изданий, которые уже распространяют свою продукцию среди льготников и обращаются к Смольному в надежде компенсировать понесенные таким образом расходы.

Тиражный квест

 «В надежде» – ключевое слово. Потому что средства из бюджета можно получить только по итогам распределения субсидии, которая предусматривает, что в поддержке издателю могут отказать.

Едва ли в нынешних экономических условиях найдутся безумцы, которые будут выпускать и распространять дополнительные тиражи из чистой филантропии, подпитывая себя надеждой получить средства. Правда в том, что год от года они появляются.

Хотя едва ли ими движет желание снабдить прессой льготников. Схема выглядит так: сначала некое издание начинает выходить увеличенным тиражом, а потом внезапно получает деньги из бюджета.

Причем выходить оно начинает сильно загодя. Распределение субсидии, которое предусматривает компенсацию расходов, понесенных издателем в течение всего 2014 года, проводится в апреле месяце.

При этом, по условиям конкурса, получив средства, издатель должен увеличить количество выпускаемых экземпляров «не менее чем на 70 процентов от общего тиража». А теперь вопрос: каким образом издатель должен угадать эту цифру? При условии, что она станет известна только из конкурсной документации, которая появится в конце марта. А выходить увеличенным тиражом издание должно с января по март. Логику в таком конкурсном требовании усмотреть непросто, проще – ограничение свободы конкуренции.

А его можно обнаружить и в пункте конкурсной документации, который требует наличия у претендента на получение субсидии адресной базы льготников. По большому счету, такого рода документ можно получить только от социальных служб, для которых такой «слив» – нарушение закона о персональных данных.

Дар бюджетного предвидения

Между тем в этом году обладатели «паранормальных» способностей, которые смогли угадать, на какое значение нужно было увеличить тираж с января по март, будут особенно щедро вознаграждены. Впервые за все время существования бюджетная поддержка достигла рекордных показателей – целевой строкой в городском бюджете предусмотрено 300 млн рублей.

Пикантности ситуации добавляет тот факт, что изначальный размер субсидии составлял всего 1,9 млн. До 300 млн ее объем вырос в ноябре 2013 года – с такой инициативой выступили представители бюджетно-финансового комитета петербургского парламента. Автора поправки в ЗакСе раскрывать отказались.

Такой размер субсидии уступает только финансированию телеканала "Санкт-Петербург" – на него в этом году планируется потратить 480 млн рублей. Для сравнения, на издание и распространение смольнинской газеты "Петербургский дневник" в 2014 году в бюджете заложено куда меньше средств – 177,5 млн рублей.

Впрочем, судя по конкурсной документации, опубликованной комитетом по печати 27 марта, субсидию разделят. Лимит для каждого из получателей субсидии составляет 102 млн 752 тысяч 500 рублей. Заявки на конкурс комитет по печати принимает до 21 апреля 2014 года.

Миллионный аванс

Еще в конце февраля – то есть, за месяц до распределения субсидий на увеличение подписного тиража, издатель правительственной газеты "Петербургский дневник" – ОАО «Петроцентр» – заявил о себе как о претенденте на бюджетные средства.

Компания потратила более 41 млн рублей на увеличение тиража «пятничного номера» газеты. Победителем конкурса, итоги которого подвели 26 февраля, стало ЗАО «Экстра-Балт» – к слову, единственный участник конкурса.

За 41 930 484,75 рублей «Экстра-Балт» будет каждую пятницу распространять по 194 799 экземпляров «Петербургского дневника». Стоимость услуг составит 5,25 рублей за номер. Услуги компания будет оказывать еженедельно по пятницам. Всего дополнительный тираж льготным подписчикам доставят 41 раз.

Тот самый – единственный поставщик

К слову, тиражи «Петербургского дневника» «Экстра-Балт» распространял и раньше – с января по март 2014 года. За это время работники компании разнесли по почтовым ящикам 51 тонну правительственной газеты. Произошло это благодаря закупке у единственного поставщика, проведенной «Петроцентром» 22 января. За 4,9 млн «Экстра-Балт» распространил 779 тысяч экземпляров. С период с 24 января по 21 февраля ЗАО оказывало услуги «Петроцентру» пять раз.

Согласно документации, официальной причиной заключения контракта стало – внимание! –  «наличие срочной потребности в услугах, в связи с чем проведение иных процедур нецелесообразно». В чем причина срочной потребности распространить по ящикам 51 тонну «Петербургского дневника» ведомо одному «Петроцентру».

Впрочем, январская закупка меркнет по сравнению с мартовским конкурсом, по итогам которого пятничный тираж газеты достиг 394 тысяч экземпляров. Именно такая внушительная сумма получится, если приплюсовать к обычному 200-тысячному тиражу тираж увеличенный.

Пятничный обгон

Тут самое время удивиться проницательности руководства ОАО «Петроцентр». Учитывая, что обычный пятничный тираж газеты – 200 тысяч экземпляров, то чтобы претендовать на получение субсидии комитета по печати, издатель правительственной газеты должен был увеличить дополнительный тираж не менее чем на 70% (конкурсное условие), то есть выходить тиражом 340 тысяч экземпляров.

Сейчас пятничный тираж выпусков – 394 тысячи экземпляров. Мало того, что это соответствует конкурсным условиям, так еще и позволяет правительственной газете выходить самым большим в Петербурге тиражом, на корпус обогнав городского рекордсмена – газету «Метро», ежедневный тираж которой составляет 330 тысяч экземпляров.

К слову, проблему печати увеличенного тиража ОАО «Петроцентр» решил, заключив в конце февраля дополнительное соглашение с типографией «Девиз», которая печатает основной тираж «Петербургского дневника». Отдельной позицией в договоре значится печать пятничных номеров: при тираже до 395 тысяч экземпляров стоимость печати одного номера составляет 3,53 рубля за экземпляр. Получается, что при объеме дополнительного тиража в 195 тысяч экземпляров стоимость услуг за печать 41 номера газеты составит 28,2 млн рублей.

Если прибавить к этому расходы на распространение с помощью компании «Экстра-Балт», получается, что на выпуск дополнительного тиража у ОАО «Петроцентр» ушло 70,1 млн рублей. Максимальный размер субсидии для одного СМИ – 102 млн 752 тысячи. Иными словами, если «Петроцентр» получит средства субсидии, неизрасходованными остаются чуть более чем 32,6 млн рублей.

О том, рассчитывает ли «Петроцентр» получить субсидию, Лениздат.Ру спросил у генерального директора ОАО Андрея Шамрая. Однако он ответил, что компания «пока еще не раскрывает эти планы».

Тем не менее, руководитель структуры позитивно отозвался о субсидии. «Если есть такая возможность – для всех печатных средств массовой информации увеличить тираж за счет субсидии, то это хорошо, – подчеркнул он. – Хорошо для подписчиков и для компаний, которые занимаются распространением. Что касается нас, то если субсидия будет в эти планы вписываться, то, может быть, и будем участвовать».

Шамрай также подчеркнул, что увеличение аудитории издания за счет подписчиков в любом случае благотворно сказывается на количестве рекламодателей, поэтому перспективу остаться без субсидии в компании не рассматривают как удар по благосостоянию компании. «Никаких ударов не будет, ведется целенаправленная спланированная работа, – отметил Андрей Шамрай. – Мы стараемся расширить нашу аудиторию, делаем это всеми возможными средствами и активно привлекаем средства рекламодателей. Мы рассчитываем, что расширение аудитории даст нам большее количество рекламодателей».