Медиановости
/ Власть, Конфликты, Медиасреда, Петербург

15 сентября 2014 19:13

Выборы 14 сентября: Как досталось журналистам

Декларируемая прозрачность в ходе выборов 14 сентября оказалась далека от реальности. Об этом говорят, например, почти три сотни звонков с жалобами на нарушения прав членов комиссий, наблюдателей и журналистов на горячую линию "Наблюдателей Петербурга". Лениздат.Ру собрал наиболее заметные факты нарушений с участием сотрудников СМИ.

Как сообщают "Наблюдатели Петербурга", по предварительным данным в день голосования колл-центр общественников принял около 800 звонков. Подавляющее большинство из них - 37% - составили жалобы на нарушения прав членов комиссий, наблюдателей и журналистов: недопуск на участки, удаление с УИКов и непредоставление документов.

Напомним, по действующему законодательству во время выборов журналисты и наблюдатели имеют право присутствовать на избирательном участке в день голосования, при досрочном голосовании, при подсчете и пересчете голосов. Допускается, чтобы количество наблюдателей превышало количество членов избирательной комиссии. Все, что будет замечено журналистами, может быть опубликовано в СМИ без какой-либо цензуры и редактуры, включая фото- и видеоматериалы.

Такие условия - необходимый гарант прозрачности и легитимности выборов. Для осуществлении этого права наблюдения журналисту необходимо иметь при себе только редакционное удостоверение. Это единственный документ, который можно требовать от представителей СМИ - подтвердила секретарь Союза журналистов Петербурга и Ленобласти Марина Скалдина.

Естественно, присутствие наблюдателей и журналистов на избирательном участке не должно мешать гражданам - голосовать, а комиссии - работать. Однако на практике все несколько было иначе.

ТИК журналистам не нужен

Одной из главных тем вчерашнего дня стали Территориальные избирательные комиссии (ТИКи) Центрального района, куда журналистов не пускали под разными предлогами, а в конце концов и вовсе закрыли дверь на ключ.

Утром 14 сентября в ТИКах №16 и №30, расположенных в здании администрации Центрального района на Невском, 176, от пришедших журналистов незаконно потребовали редакционные задания. После резонного протеста требования изменили, теперь для допуска нужно было составить список всех прибывших с указаниями данных редакционных удостоверений. После того, как требование было выполнено, журналистов выпроводили из помещения под предлогом отсутствия руководителей ТИКов. Когда все представители СМИ - около тридцати человек - оказались на улице, двери просто закрыли на ключ.

Горизбирком прокомментировал редакциям эту информацию, заметив, что голосование на этих участках не ведется.

"В администрации Центрального района нет участков избирательной комиссии, там только ТИК. Журналисты могут присутствовать на заседаниях, но в других случаях они там быть не могут. То, что их не пустили в администрацию Центрального района - это уже вопрос к администрации Центрального района. Вообще вежливые журналисты сперва должны подойти к председателю УИКа, представиться и предъявить документы, чтобы с ними провели инструктаж", - сообщила пресс-служба Горизбиркома.

Подозрительные тире и нехватка номеров

На многих участках у журналистов в нарушение закона требовали дополнительные бумаги к редакционному удостоверению, а то и вовсе удаляли с участков вообще без объяснения причин.

Так, внештатного корреспондента "Новой газеты в Санкт-Петербурге" Владимира Семыкина удалили из УИКа №226, расположенной на территории МО "Парнас". Наличие удостоверения и редакционного задания не оградило журналиста от формулировки о нарушении некоего регламента. Удалиться с участка у Семыкина также требовал неизвестный молодой человек в спортивном костюме.

С УИКа № 207 удалили депутата МО Автово, корреспондента зарегистрированной Роскомнадзором газеты "Автовские ведомости" Илью Шмакова по письменному указанию председателя комиссии. Аргументировалось решение тем, что председатель такого СМИ не знает и ей необходима запись из реестра о том, что такое СМИ зарегистрировано.

Для удаления Шмакова приезжали два представителя казачьей дружины.

Журналистку Екатерину Горбань удалили из УИК № 1401, расположенной на территории МО "Пулковский меридиан", сославшись на "неподтверждение права нахождения на данном избирательном участке". “Неподтверждение” это заключалось в том, что в редакционном задании члены комиссии не увидели номера конкретного участка.

А из участка №1544, где должны были голосовать члены жилкомсервиса, никого удалять не стали, он просто экстренно закрылся по прибытии журналистов. Члены комиссии вместе с полицейскими быстро вышли из помещения, сели в машину и уехали.

УИКу №121 показалось подозрительным, что в редакционном задании журналистов издания "Мой район" УИКи были перечислены через тире. По словам председателя, "возможно, это не тире, а минус, кто знает?" В итоге журналисты были устранены полицией за "недостойное поведение". По сообщению кандидата в муниципальные депутаты Андрея Язова, комиссия на участке отказывалась регистрировать представителей СМИ и запрещала вести видеосъемку.

Особой популярностью у СМИ пользовался УИК №60. Наблюдателям не был показан список проголосовавших на дому, а наблюдатель Татьяна Капусто была удалена - по утверждению комиссии, за незаконную агитацию, хотя никто из наблюдателей этот факт не подтвердил. Этим дело не закончилось, и председатель комиссии от партии "Патриоты России" Оксана Рухлядко попросила полицию выгнать всех журналистов, которые приехали на участок после появления информации о Капусто. Препятствовали видеосъемке, требовали от журналистов зарегистрироваться, затягивая процесс регистрации.

Удалениями не обошлось

В том же УИКе №60 после того, как Оксана Рухлядко отказалась давать интервью корреспондентам "Новой газеты в Санкт-Петербурге" Михаилу Фёдорову и Елене Заболотных, к журналистам подошли 4-5 неизвестных и настойчиво советовали выйти поговорить с ними. От предложения журналисты отказались и вызвали полицию. Когда же полицейские приехали, то без объяснений увезли в 77-ой отдел полиции самих корреспондентов.

А в Адмиралтейском районе неизвестные пытались напасть на активистку организации "Наблюдатели Петербурга" Александру Крыленкову. Она приехала по сообщению одного из членов районной участковой комиссии №13 о вбросе в ходе надомного голосования. "Наблюдатели Петербурга" вызвали полицию на подстанцию поликлиники № 27, расположенной на Витебской улице, 11.

По сообщениям наблюдателей, член УИК № 13 заполняла некие списки избирателей рядом с с урной для выездного голосования. Поблизости лежали пустые бюллетени. Наблюдатели заблокировали члена ИКМО и вызывали полицию – та приехала после повторного вызова. Стражи правопорядка прибыли на территорию подстанции всего на несколько минут, после чего уехали. Вскоре в отделение скорой помощи при поликлинике ворвались трое накачанных мужчин и потребовали у журналистов и наблюдателей бюллетени, урну и списки. Завязалась драка – за наблюдателей вступились сотрудники скорой. В комментарии ЗАКС.Ру Крыленкова рассказала: "Завязалась драка, достаточно жесткая. Правда, серьезных травм никому не нанесли. Эти люди два раза уходили и возвращались, один раз с пилой, которой пытались избить людей. В какой-то момент за нас вступились врачи подстанции, им тоже досталось. В конце концов, у нападавших ничего не получилось, они ретировались. Мы остаемся на месте, чтобы все это как-то зафиксировать и разобраться. Кстати, полиция приезжала во время перерыва в драке, постояла две минуты и уехала. Приехав, когда уже все кончилось, они сказали, что "тревожная кнопка" не сработала". Лидер "Наблюдателей Петербурга" добавила, что во время драки женщина, которая занималась выездным голосованием, скрылась, оставив наблюдателям урну.

Считать без свидетелей

Зачастую непросто было и проследить за процедурой подсчета.

В уже упоминавшемся УИКе №60 Ровно в 20:00 председатель комиссии Оксана Рухлядко потребовала, чтобы помещения покинули все, кроме членов УИК с правом решающего голоса. После пререканий и указаний на незаконность такого шага, председателем комиссии было выдвинуто новое требование - всем журналистам и наблюдателям удалиться от стола на 15 метров, откуда разглядеть ничего было невозможно.

Председатель скандального УИК исчезла после того, как не сошлись данные по досрочному голосованию. В довершение журналисты стали свидетелями потасовки в УИКе между депутатом ЗакСа Ольгой Галкиной и членами УИКа.

"Я не удивилась ругани со стороны Рухлядко. Я весь день напоминала ей про законодательство Российской Федерации при проведении выборов, что ее сильно раздражало", - прокомментировала ситуацию журналистка "Новой газеты" Александра Гармажапова.

Заметим, что во многих УИКах с процедуры подсчета голосов были незаконно удалены и наблюдатели.

Международные наблюдатели довольны

При этом международные наблюдатели, работавшие на губернаторских и муниципальных выборах в Санкт-Петербурге, не выявили нарушений европейских избирательных стандартов в организации и ходе голосования. "Мы пытались найти нарушения европейских стандартов, но не нашли, - заявил, как сообщают СМИ, специалист из Бельгии Франк Крейелман. - Это прозрачные, современные выборы, на примере которых есть чему поучиться".

Международные наблюдатели отметили наличие камер наблюдения на участках, высокий уровень обеспечения безопасности и дружелюбную атмосферу, а также предоставляемую российским избирателям возможность проголосовать досрочно. Общая организация была отмечена как очень хорошая и профессиональная, “и это при том, что проведение демократических выборов в России началось всего 23 года назад".

В Санкт-Петербурге работала самая крупная группа иностранных наблюдателей, в нее вошли 20 специалистов из 12 европейских стран. Наблюдатели побывали на участках в Московском, Колпинском и Пушкинском районах. Посещение участков было организовано по их выбору. Они смогли проследить за ходом голосования и пообщаться с присутствовавшими на участках представителями кандидатов и политических партий.

Варфоломеевская ночь

Оппозиция оценивает выборы совсем по-другому.

"Выборы закончились, - сообщает порталу ЗАКС.Ру депутат петербургского ЗакСа Максим Резник. - Не эти конкретно, а вообще. Все будет переписываться, все будет подгоняться. Это параллельные миры: голосование людей - и люди тоже не дураки, это понимают и голосуют ногами, не приходя туда. Это механизм, машина, работающая на написание соответствующих протоколов". Депутат признает, что сопротивляющихся фальсификациям и заранее предрешенным итогам "голосования" ничтожно мало, но это не означает, что не надо продолжать борьбу в том или ином виде.

"Это не выборы, а криминальное рисование бюллетеней" – сообщает СМИ несостоявшийся кандидат в губернаторы Оксана Дмитриева. Она отмечает, что в Петербурге произошли сотни тысяч нарушений. "Раньше таких выборов не было. Северная столица становится не культурной, а городом нарушений и фальсификаций", – сообщает Дмитриева.

"Варфоломеевская ночь петербургской оппозиции" – именно так называет эти выборы Резник. "Истории известно, что всех, кого резали в эту ночь, уже через несколько дней продолжили борьбу за права человека, к чему я всех и призываю".

Теги:  выборы