Медиановости /
Версии, Власть, Медиасреда, Петербург

6 декабря 2014 14:44

Калининградская колбаса как арт-объект рекламного рынка

Калининградская колбаса как арт-объект рекламного рынка
 
19 декабря в Петербурге вновь состоится "Ночь пожирателей рекламы", интерес к которой уже много лет не только не ослабевает, но и растет по всему миру. А в пятницу, 5 декабря, состоялась пресс-конференция организаторов этого масштабного фестиваля, куда приехал сам основатель проекта – Жан Мари Бурсико – дабы проинспектировать мероприятие проходит в Петербурге.  
 
Польза калининградской колбасы для искусства и рекламы
 
Будучи французом, Жан Мари Бурсико говорил на родном для себя языке, поэтому речи о том, что реклама – это искусство, звучали особенно убедительно. И несинхронный перевод на русский этому совершенно не мешал. Бурсико, наверно, в миллиардный раз рассказал историю о том, как ему пришло в голову коллекционировать рекламные ролики. 
 
Юный Бурсико начал ходить в кинотеатры еще тогда, когда перед фильмами демонстрировались рядовые рекламные ролики, новости и другая информация, совершенно не относящаяся к кино. И он заметил, что реклама может быть ничуть не хуже самого фильма. Стоит отметить, что тогда рекламные ролики уничтожались после завершения трансляции, срок которой определялся в договоре с кинотеатром. Бурсико стало обидно, что киношедевры сохраняют, а рекламные ролики – нет. И француз решил лично справиться с этой несправедливостью – он начал коллекционировать. Бурсико просто просил кинотеатры отдавать ему записи с рекламой, и ничего не подозревающие французы совершенно бесплатно отдавали юноше, казалось бы, никому не нужные пленки. Сегодня в коллекции Бурсико более 250 тысяч роликов, но он не намерен останавливаться на достигнутом. Ролики для "Ночи" Бурсико всегода выбирает исключительно на свой вкус, а судя по успешности фестиваля, вкус у него отменный.  
 
В своем выступлении Бурсико настаивал, что реклама – это искусство, и талантливый ролик – тот же фильм, просто короче. (Перед началом конференции демонстрировались ролики, которые вошли в программу петербургской "Ночи" 2014 и оказались ничуть не хуже киноновинок последних лет.) Француз настаивал, что если ролик действительно хорош, то ценен сам по себе, вне зависимости от того, какой товар продвигает.
 
Основатель "Ночи" посетовал на то, что из-за развития интернета, да и вообще глобализации реклама в разных странах отличается все меньше и меньше. Однако высоко оценил работу российских рекламистов, а также всей Восточной Европы. "Сегодня рекламные ролики из разных стран, к сожалению, трудно отличить друг от друга. Вот в 60-е была другая ситуация, а сегодня западные рекламисты боятся пробовать, предлагать что-то новое, так как маркетологи просто не покупают такой товар. В Восточной Европе вообще и в России в частности у рекламистов больше свободы, поэтому здесь много интересных работ", - считает Бурсико.
 
Коллекционер также отметил, что иногда радуют региональные рекламные продукты, и в пример привел некий ролик о калининградской колбасе, опустив, однако, подробности его сюжета, чем заинтриговал всю аудиторию. У организаторов фестиваля этого ролика под рукой не оказалось, поэтому присутствующие там так ничего и не увидели. 
 
Также Жан Мари Бурсико пожаловался, что получает очень мало авторских роликов, которые часто бывают очень интересными. "Мне хотелось бы больше, но люди, видимо, боятся. Думают, что я какая-то строгая администрация", - сказал он смеясь. 
 
Немного о политике
 
В начале выступления Жан Мари Бурсико упомянул о сложности своего дела. "Жизнь не всегда проста. Иногда приходится бороться с администрациями", - грустно сказал француз, а через несколько фраз обронил, что "российский рынок для него очень ценен". 
 
На вопрос корреспондента Лениздат.Ру, не с российскими ли администрациями основателю "Ночи" приходится бороться, Бурсико удивился и поспешно сказал: "Нет. В России все хорошо!" Герой пресс-конференции искренне рассмеялся, и его смех поддержала аудитория. 
Тут слово взяли организаторы мероприятия в России, заметив, что вопрос надо адресовать скорее им. Один из продюсеров российской "Ночи" Даниил Костинский вспомнил пресс-конференцию в Иркутске, где была продемонстрирована реклама информационного канала, название которого осталось за кадром. Этот ролик тут же продемонстрировали собравшимся.
 
Главной героиней рекламы стала заснувшая на одном из официальных мероприятий канцлер Германии Ангела Меркель. По сюжету зритель следит за мероприятием на сенсорном планшете. Ему не понравилось, что глава немецкого правительства заснула, поэтому он щелкнул пальцем по Меркель на экране, и она тут же проснулась. Ролик шел меньше минуты, но вызвал бурную реакцию в аудитории. 
 
Костинский подчеркнул, что этим роликом организаторы хотели показать, что и такую рекламу они показывают на своих фестивалях. "После этого нам позвонили из администрации Иркутска и потребовали представить на просмотр все ролики, которые покажут в "Ночь пожирателей рекламы" в Иркутске. Мы же в ответ просто пригласили их на само мероприятие, где они и смогли бы ознакомиться со всеми роликами", - добавил веселый продюсер, и всем стало очевидно, что история не переросла в конфликт.
 
Бурсико, очевидно, не смотревший видео с якобы спящим премьер-министром России Дмитрием Медведевым на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи, очень удивился, почему ролик с Меркель взволновал иркутских чиновников. "Это просто юмор. Мы не хотим оскорбить ни немецких политиков вообще, ни Меркель в частности. В России все хорошо, никаких проблем нет", - еще раз заверил Бурсико.
 
Другой журналист решил поинтересоваться у собирателя рекламных роликов, как быть с уже оплаченными "Мистралями", которые Франция с 14 ноября не может передать России. "Я вообще не понимаю, как такое может быть, когда уже оплаченный товар не передают покупателю", - высказался француз.  А затем, не стесняясь, раскритиковал власти своей родины: "Французское правительство сегодня находится не в лучшей форме. Если вы приедет во Францию и будете спрашивать у прохожих, голосовали ли они за Франсуа Олланда (президент Франции – прим. Лениздат.Ру), то все они будут отнекиваться". На этом российские организаторы фестиваля напомнили собравшимся про бесплатные коктейли, предоставленные спонсором "Ночи" в России, и попросили оставить политику, ибо они занимаются искусством. 
 
Повод для гордости
 
Было бы несправедливо не написать о самом важном – о талантливых рекламных роликах российского производства, которые организаторы "Ночи" активно продвигают. Точное количество российских роликов, которые можно будет увидеть в Петербурге в этом году, организаторы не назвали, однако один (но какой!) продемонстрировали. 
 
Реклама "Енот" давно гуляет по Рунету, и многие уже оценили ироничный перепад между меланхоличным началом и крайне прагматичной концовкой  этого видео. Российские продюсеры решили порадовать французского гостя и подарили Бурсико главного героя данного ролика – фарфоровую статуэтку енота. Основателю "Ночи" подарок очень понравился.
 
 
Добавим, "Ночь пожирателей рекламы" проходит уже 33 года. Проект, начавшийся во Франции, сегодня триумфально идет по миру и собирает огромные аудитории в более, чем 50 странах. В России первую "Ночь" провели в 1994 году, причем сразу в Москве, Петербурге и Ялте. Сегодня рекламный фестиваль проходит в 33 городах нашей необъятной родины, но организаторы не намерены останавливаться на достигнутом. Жан Мари Бурсико с удовольствием говорит, что дорожит российской аудиторией, а также нашими рекламистами, которые способны по-настоящему удивить.  
 
В России часто возникает непонимание с названием проекта, удивление, конечно, вызывает слово "пожиратели", но тут все просто – это адаптированный перевод с французского. "La Nuit des Publivores" дословно означает: ночь рекламоядных. 

Мария Репп