Медиановости /
Петербург, Радио, ТВ

15 декабря 2014 19:47

Фестиваль «Вместе-радио»: Секреты успешного интервью от Губина и Кочаровой

Фестиваль «Вместе-радио»: Секреты успешного интервью от Губина и Кочаровой

На прошедшем Фестивале «Вместе-радио» 2.3. Этап «Северо-Запад» телерадиоведущие Анна Кочарова и Дмитрий Губин рассказали о том, как заставить собеседника рассказывать эксклюзивные подробности его личной жизни и сделать так, чтобы ваш блог читали миллионы.

В рамках мероприятия прошло более десятка мастер-классов от профессиональных журналистов, теле- и радиоведущих, разделенных на 2 потока – радио и телевидение. Впрочем, многие спикеры относились к обеим категориям. Так вышло и с Анной Кочаровой и Дмитрием Губиным, телерадиоведущими, выступающими с лекциями о том, как грамотно брать интервью и разговорить собеседника. Дмитрий Губин также поделился информацией о том, как стать успешным блоггером и что именно подразумевается под «успешностью блога». 

Усыпления не получилось

Свою лекцию «Как усыпить бдительность собеседника? Технология интервью и дискуссии» Анна Кочарова, начальник отдела производства программ МИА «Россия сегодня», Москва, начала с рассказа об интервью как жанре вообще, его необходимости и значимости для журналиста. О непосредственном «усыплении бдительности» Кочарова сказала лишь, что «не существует готовых рецептов, всегда нужно действовать по ситуации». В подобном ключе прошла большая часть выступления, однако из череды очевидных и давно известных фактов все же получилось извлечь несколько полезных советов для начинающих интервьюеров. Так, например, ведущая выделила две стратегии проведения интервью: это слушание и «наскакивание».

В первом случае вы получите доброжелательное и спокойное интервью. Однако во-первых, такое интервью может оказаться скучным, а во-вторых собеседник может скупо отвечать на ваши вопросы и не давать никакой полезной информации вообще. В такой ситуации реализуется вторая стратегия, агрессивного ведения беседы, провоцирования собеседника, использование даже некоторого хамства и наглости. В качестве примера ведущая рассказала о случае, когда к ней на радиопередачу пришел человек, который откровенно ей хамил и отвечал на вопросы весьма вальяжно и с явной скукой. Тогда она стала вести себя более агрессивно и нагло и это подействовало. Собеседник был удивлен такой сменой тактики и манеры разговора и стал гораздо более приветливым и открытым. Однако сама Анна Кочарова второй тип использует редко, предпочитая внимательно слушать собеседника. Также важно «продемонстрировать свою готовность, знание предмета, заинтересованность в человеке». Это означает необходимость готовиться к беседе и располагать нужными фактами по теме. «Иногда помогает просто сесть в красивую позу»,  – пошутила ведущая.

В конце своего выступления Кочарова рассказала, как умело проводить дискуссии и в чем их отличие от обычного интервью. Секрет в том, что при проведении дискуссии (то есть когда вы беседуете не с одним, а сразу с несколькими людьми) необходимо сразу заявить о равноправии всех участников беседы (включая ведущего). Например, начало интервью может прозвучать так: «сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о…», а не «сегодня мы пригласили Ивана Ивановича для того чтобы поговорить с ним о…», где Иван Иванович выступает уже в роли гостя, а ведущий – в роли хозяина. Кроме того, ведущий всегда должен быть модератором беседы, вести ее. Для этого нужно постоянно задавать уточняющие вопросы собеседникам, иногда перебивать или останавливать их, расшифровывая их слова.

Само интервью Кочарова охарактеризовала как «базовый навык», которым должен владеть любой журналист.

Дрянной жанр и "Вишневый сад"

В отличие от Анны Кочаровой, Дмитрий Губин, телерадиоведущий и колумнист, в рамках своей лекции «Интервью как «Вишневый сад»» назвал интервью «самым дрянным жанром, вообще не жанром, тупо способом добиться информации». «Интервью,  – сказал Губин, – лишь один из ингредиентов программного «борща»». То есть на одном только интервью построить текст или эфир можно только в случае, когда вы беседуете с уникальной персоной, во всех остальных случаях это лишь дополнение к вашему тексту или выступлению.

Губин не стал долго ходить вокруг да около и сразу перечислил несколько технических приемов, которыми пользуются профессионалы при проведении интервью. Это использование специальных леденцов, помогающих говорить долго и без запинок, зубная щетка в кармане, которой вы разминаете губы перед выступлением и активная мимика мышцами губ в начале беседы, чтобы «размять» рот. Демонстрация мимики прилагалась и сопровождалась примерами и пародиями на известных лиц, что изрядно повеселило аудиторию. Также своим фирменным приемом интервьюирования Губин назвал «принцип работы по недобору», то есть уточнение лишь основной информации о собеседнике, а не прочтение всего, что можно найти об этом человеке, иначе «вы будете знать о нем все, и говорить вам с ним будет не о чем».

Из методов, используемых другими журналистами, Губин привел методику «доведения до абсурда» всех слов собеседника. Это помогает спровоцировать человека и получить интересные ответы.

На вопрос корреспондента Лениздат.Ру о причинах сравнения интервью с «Вишневым садом» в названии лекции, Губин ответил, что это – еще один из его фирменных методов, а именно – превращение интервью в пьесу. «Почему нам интересно читать пьесы? Потому что в них есть некий конфликт. Также и ваше интервью всегда должно иметь конфликт в своей основе». Для этого можно, например, пригласить двух экспертов, имеющие разные точки зрения на обсуждаемую проблему и сталкивать их. В конечном счете, задача журналиста – «не победить, а представить точку зрения героя интервью, сделать интересный материал, «продать вишневый сад»». 

3 принципа успешного интервью от Дмитрия Губина

картинка1.png

Блог – это эмоции

Во время делового завтрака «Успешный блоггер: новый опыт неполовой репликации», Губин заявил, что блоггерство – это не журналистика. По причине того, что эти понятия часто путают, успешное блоггерство зачастую означает успех в журналистике, то есть размер аудитории, рейтинги и т.п. Но «цель блоггера – не быть первым, не оказывать массовое влияние, а продвигать свои тексты». Сейчас многие люди не читают газет, книг, не смотрят телевизор (особенно это относится к молодым людям), но читают Twitter, «ВКонтакте» и «Живой Журнал». Цель блоггера может заключаться в установлении связи между какими-то людьми, любителями пива например, донесении своих идей, скажем, перестать есть мясо, или что-либо иное. 

8 способов стать успешным блоггером по мнению Дмитрия Губина

картинка2.png

Напомним, фестиваль «Вместе-радио» проходил в Санкт-Петербурге с 12-14 декабря. 

Валерия Галиуллина