Медиановости
/ Кадры, Конфликты, Петербург

20 марта 2015 22:35

Двойное «Эхо»: редакция несет потери

В то время как акционеры «Эха Петербурга» не могут прийти к примирению и намерены выяснять отношения в суде, рядовые сотрудники петербургской радиостанции оказались в весьма непростой ситуации: Москва затрудняет их работу созданием бюро, правовая ситуация с вещанием «Эха Петербурга» и будущим станции туманны, а покидать родное место работы хочется далеко не всем. Уже 18 марта на пресс-подходе в ЗакСе  с двух сторон к Вячеславу Макарову тянулись два микрофона от журналистов разных радиостанций под одним названием «Эхо».

В данный момент сотрудники «Эха Петербурга» раскололись на три лагеря: часть журналистов переходит на работу в корпункт, другие остаются лояльны к руководству петербургского «Эха». Есть и те, кто сотрудничает с обеими радиостудиями.

Старый друг – лучше новых двух

1998 год – начало работы «Эха Петербурга» в Северной столице.  Штат редакции насчитывает 13 человек. На петербургском «Эхе» звучат новости Санкт-Петербурга, а также  голоса известных политиков, бизнесменов, общественных деятелей, писателей, артистов и спортсменов. Станция выходит в эфир на частоте 91,5 FM. Трансляция сигнала происходила по договору франшизы от «Эха Москвы». Согласно условиям ныне уже расторгнутого договора, петербургская радиостанция получала 17 часов эфирного вещания в неделю, остальное время занимала московская трансляция. 16 марта «Эхо Москвы» аннулировало договор с «Эхом Петербурга» и потребовало прекращения трансляции, однако петербургское руководство с этим требованием не согласилось и радиостанция вещает и по сей день.

За годы работы «Эхо Петербурга» успело приобрести по-настоящему преданных сотрудников. К их числу относятся информационного редактор Кирилл Манжула и ведущий Николай Нелюбин. Оба на станции вот уже более 10 лет. «Я сотрудник "Эха Петербурга" уже 10 лет и не вижу причин переходить в другую организацию, – сообщил Манжула в беседе с Лениздат.Ру. – Мне нет дела до акционерных конфликтов. Мое дело – работать».

Журналист отметил, что руководство радиостанции всегда информировало сотрудников обо всем, что происходит между «Эхом Петербурга» и «Эхом Москвы». С ним солидарен его коллега Николай Нелюбин. Он также отметил, что работает на петербургской радиостанции вот уже 10 лет и уходить не собирается, а конфликт между Москвой и Петербургом не должен был коснуться журналистов, однако это все-таки произошло и теперь сотрудники «Эха Петербурга» по вине московской стороны лишены возможности нормально выполнять свою работу в  прежнем объеме. «Это конфликт собственников. К сожалению, в этот спор журналистов все же втянули и сделали это не петербургские акционеры, – заявил Нелюбин. – Наши московские коллеги в определенный момент заявили нам, что отказываются от наших услуг, то есть, перестают заказывать наши материалы. Мы им по-прежнему предлагаем материалы, но теперь они их не берут, объясняя это тем, что эту функцию выполняет бюро. Фактически, московское руководство сделало нас, журналистов, в этой ситуации крайними».

Под новым флагом

В разгаре конфликта ведущая «Эха Москвы» Ольга Бычкова приехала в Санкт-Петербург для того, чтобы возглавить петербургское «Эхо». Местная редакция назначению была рада, признавая профессионализм и опыт журналистки. Однако уже спустя месяц она была отстранена с должности главреда «Эха Петербурга» генеральным директором радиостанции Татьяной Кагляк. За день до ухода Бычковой Венедиктов заявил о создании бюро «Эха Москвы», которое она в итоге и возглавила.

Новая структура в Санкт-Петербурге заработала с 9 марта. Главный редактор корпункта и заместитель главреда «Эха Москвы» Ольга Бычкова сообщила Лениздат.Ру, что сейчас в бюро уже работает «несколько человек». Количество рабочих мест ориентировано на штат журналистов петербургской радиостанции, в общей сложности это 13 вакансий. Если сотрудники «Эха Петербурга» изъявят желание работать в бюро, им не будет отказано, утверждает Бычкова. К тому же Алексей Венедиктов обещал, что в корпункт журналисты смогут перейти с сохранением прежней зарплаты. Тем не менее, сейчас главред бюро «очень внимательно» рассматривает резюме и от журналистов с других радиостанций.

Первым редакцию «Эха Петербурга» покинул Дмитрий Гаврилов. Журналист уже имел опыт работы почти на десятке других радиостанций, среди которых известные Business FM, «Авторадио» и «Европа Плюс». Гаврилов перешел в корпункт «Эха Москвы» 16 марта. Журналист ушел с «Эха Петербурга», поскольку полагает, что в этом конфликте акционеров права московская сторона. «Я считаю, что нынешнее вещание «Эха Петербурга» – это вещание пиратское и незаконное. В этих условиях я не могу работать, – поделился с Лениздат.Ру Гаврилов. – Когда я понимаю, что это пиратское вещание, то мне кажется, что работая на "Эхе Петербурга", я совершаю какое-то правонарушение».

Кроме того, журналист вразрез с мнением Кирилла Манжулы подчеркнул, что в отличие от петербургского руководства, московские акционеры предоставили ему полную информацию о происходящем между радиостанциями. «Я очень много вопросов задавал как петербургским акционерам, так и московским. От петербургских акционеров я не получил ни одного внятного ответа на свой вопрос, они вроде отвечали, но фактически это был не ответ. На мой вопрос "Что будет 17 марта?" последовал ответ "увидишь". "Какие будут правовые формы этого вещания?" – "а зачем это тебе знать, ты вообще увольняешься", – посетовал Гаврилов. – На вопрос, что будет с "Эхом Петербурга" после истечения срока франшизы я тоже не получил  ответа. Я обратился к московским акционерам и на все свои вопросы получил ответ, а также гарантию, что я буду работать, не обращая внимания ни на какие корпоративные конфликты». Новое место работы вполне устраивает журналиста. «Работа в бюро – это что-то новое, а новое всегда нравится, – отметил Гаврилов. – Мы сейчас активно занимаемся соцсетями, потому что «Эхо Петербурга» фактически не было там представлено. Продвигаем петербургскую повестку дня в федеральный эфир, чего раньше не было. Мне интересно и круто, тем более что собирается команда талантливых и профессиональных людей, которые еще смогут сказать свое слово в журналистике».

Вторым журналистом, покинувшим редакцию «Эха Петербурга» стал Арсений Веснин. 20 марта стало последним днем работы журналиста на прежнем месте. С 23 марта Веснин уже официально станет корреспондентом бюро «Эха Москвы».

Баланс на двух стульях

Увольнение Веснина стало результатом его разногласий с руководством петербургского «Эха» из-за сотрудничества журналиста с федеральной радиостанцией.  Веснин занимался работой в корпункте в свое свободное время, но это не помогло избежать недовольства со стороны менеджмента «Эха Петербурга». Журналист в беседе с Лениздат.Ру подчеркивал, что покинуть радиостанцию было не его инициативой. «В свое время я принял решение, что останусь на "Эхе Петербурга". Уйти из редакции в трудное для нее время мне казалось нечестным», – отмечал Веснин. Тем не менее, корреспонденту показалось разумным уволиться сейчас, когда конфликт с руководством дошел до своего пика.

Впрочем, исполнительный директор «Эха Петербурга» заявил Лениздат.Ру, что лично его не беспокоит, что журналисты могут работать на два фронта. «Пусть работают, меня это вообще не касается, у меня другие обязанности. Меня волнует, чтобы у нас лицензию не забрали, например», – сообщил учредитель «Эха Петербурга».

Отметим, что, по его словам, до начала войны акционеров «Эхо Москвы» практически ежедневно заказывало материалы у «Эха Петербурга» для федерального эфира. Информационный редактор и ведущий «Эха Петербурга» Николай Нелюбин также отметил, несколько материалов обязательно заказывалось по выходным, когда корреспонденты специально дежурили «на Москву». И в будни в обязанности сотрудников петербургского «Эха» входила подготовка материалов для федеральных информационных программ. После создания бюро Москва прекратила заказ новостей и репортажей и стала отклонять предлагаемые сотрудниками «Эха Петербурга» материалы для федеральной трансляции, объясняя это тем, что эту функцию теперь выполняет бюро. С 9 марта ряд журналистов с петербургского «Эха» начал сотрудничать с корпунктом «Эхо Москвы». Николай Нелюбин добавил, что новости из бюро стали чаще использовать в федеральном эфире, чем это было с материалами «Эха Петербурга», которые как правило ставили только в большие информационные программы (в 14 и 18 часов). Сейчас материалы бюро регулярно ставят и в обычные новостные выпуски. «Раньше Петербургу такую честь оказывали крайне редко», – заметил журналист.

Все журналисты «Эха», с которыми беседовал Лениздат.Ру, вне зависимости от их нынешнего места работы, солидарны в одном – пока акционеры сцепились в схватке, уже дошедшей до судебных исков с обеих сторон, больше всего пострадали корреспонденты.  В Петербурге вещает два «Эха», и перед журналистами поставлен выбор, которого никто из них не желал. «Я не понимаю, почему журналисты должны выбирать сторону, – резюмирует Арсений Веснин. – Это дело бизнеса. Почему жертвами конфликта становятся сотрудники редакции».

Теги:  конфликт